Тема 6. Немецкая классическая философия
План
1. Общая характеристика немецкой классической философии
2. «Коперниканский переворот» И. Канта в теории познания
3. Этическое учение И. Канта
4. Субъективный идеализм И.Г. Фихте
5. Философской учение Ф.В.Й. Шеллинга
6. Абсолютный идеализм Гегеля
Самостоятельная работа по теме 6
Учебная литература:
· Философия. Курс лекций: учебн. пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 91-105.
· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 91-105.
Общая характеристика немецкой классической философии
Немецкая классическая философия – немецкий вариант эпохи Просвещения. В ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории, существующих в достаточной степени независимо от природы. В фокусе внимания философов оказывается человек как познающий субъект, условия и границы познаваемости мира.
«Коперниканский переворот» И. Канта в теории познания
Иммануил Кант (1724-1804) открывает эпоху немецкой классической философии. В его творчестве принято различать «докритический» и «критический» периоды. Так называемый «докритический» период связан с интересом Канта к законам естественного мира. Самый известный трактат этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба», в котором речь идет об образовании Солнечной системы из газопылевого облака (теория Канта-Лапласа).
Перелом во взглядах Канта наступил в 1770-е годы, когда знакомство с работами Юма пробудило его от «догматического сна». Согласно Юму, чувственный опыт не может дать нам всеобщего и необходимого знания, а это значит, что на основе эмпирических данных невозможно возвести здание теоретической науки. Но тогда как возможно научное познание вообще? В поисках ответа на этот вопрос Кант обращается к методологии научного познания.
Кант совершает «коперниканский переворот» в теории познания, предположив, что субъект познания не отражает действительность такой, как она есть, а «вмещает» ее в определенные рамки, границы, определяющие природу самого человека, – априорные (доопытные) формы познания. Таким образом, согласно Канту, познание – не копирование мира, а его творческое созидание. В самом познании мы можем выделить три уровня: чувственность, рассудок и разум. При этом чувственный опыт определяется априорными формами чувственности – пространством и временем. Рассудок – чистыми априорными понятиями (причина и следствие, качество и количество и др.), двенадцатью категориями, организующими наше познание мира, делающими наш чувственный опыт осмысленным. Кант соотносит опыт с содержанием, а понятия – с формой.
Особое место занимает разум, придающий нашим знаниям системность и целостность. Его специфика состоит в том, что он не опирается на данные чувств, является чисто спекулятивной сферой познания и благодаря этому антиномичен, т.е. способен к построению и обоснованию противоречащих друг другу теорий.
Проблеме априорных форм в главном произведении Канта «критического» периода – «Критике чистого разума» – соответствуют разные разделы учения о процессе познания: формами созерцания занимается трансцендентальная эстетика, формами рассудка – трансцендентальная логика, а идеями разума – трансцендентальная диалектика.
Этическое учение И. Канта
Кант различает чистый и практический разум. Первый занимается постижением мира, второй – ориентирует человека в моральном поведении. Идеи разума, согласно Канту, вносят гармонию в наш чувственный опыт и одновременно способствуют нашим устремлениям к высшему Благу. Последние рассматриваются философом в его «Критике практического разума», посвященной этической проблематике.
В этике Канта речь идет о «мире свободы», в котором причинно-следственные связи уступают место самодетерминации, свойственной человеку. Без свободы нет нравственного поступка. Там, где мы действуем по законам естественно-природной необходимости, мы, собственно, и не действуем, поскольку там действует природа. А там, где действует природа, вне нас или внутри нас самих, нет никакой нравственности Нравственность появляется только там, где кончается природа и начинается культура. В этом основная новация кантовской этики по сравнению с этикой просветителей и английских эмпириков, у которых нравственное чувство – это естественное чувство человека.
Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения Кант признает только долг. Нравственный долг – это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.
Нравственный долг определяется Кантом в нравственном законе – категорическом императиве, суть которого состоит в том, чтобы каждый человек поступал так, чтобы максима его воли могла стать всеобщим законом и/или, чтобы каждый человек рассматривался всегда как цель наших действий, но никогда как средство для реализации других целей.
Бог выступает в роли воплощенного нравственного закона, а доказательством бытия Бога становится сам факт существования нравственности.