Предмет, метод и цель философствования рационалистов и сенсуалистов
Основными элементами сенсуалистической модели являются данные органов чувств и их индуктивное обобщение. Основными элементами рационалистической модели являются рожденные идеи и их логическая обработка, дедукция.
В XVII-XVIII вв. философское объяснение мира велось в духе господствовавшей механистической методологии и заключалось в поиске окончательных причин, в поиске субстанции (субстанций) как основы мира, носителя всех свойств и отношений. Представление о субстанции предполагает идею о единстве мира безотносительно ко всем его разнообразным видоизменениям.
Эмпиризм XVII-XVIII вв. представлен следующими мыслителями: Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма; Джон Локк (1632-1704) – английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма; Джордж Беркли (1685-1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма, сведенного им к солипсизму; Давид Юм (1711-1776) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил идеалистическое учение о чувственном опыте как потоке впечатлений, причины которых непостижимы. Юм отрицал понятие объективной причинности и субстанции и исходил из того, что человеку даны лишь его чувственные впечатления, которые связаны психологическими ассоциативными связями, развил последовательный агностицизм.
Рационализм XVII-XVIII вв.: Бенедикт Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист, приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление; Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед, один из создателей дифференциального исчисления, развивал идеи о множественности индивидуальных субстанций (монад), составляющих Вселенную, о наличии у них мышления.
Философия эпохи Просвещения
Триумфальное развитие науки XVII-XVIII вв., доказывавшей свою состоятельность с каждым новым открытием, обеспечивало подобающее ей место в системе культуры и фактически обосновывало ценность человеческого разума. Этот период получил название эпохи Просвещения. Основной характеристикой эпохи был резкий контраст между достижениями разума в научном исследовании природы и сохраняющимся «неразумным» сословным построением общества с привилегированными власть имущими группами и лишенным прав третьим сословием, практически создающим все богатство общества.
Основные черты философии Просвещения:
· социологическая тематика, проблема соотношения человека и общества, ибо основная проблема времени осмысливается как необходимость общественного переустройства на началах разума и равенства;
· защита науки и разума против религии, суеверий, мистики, предрассудков, часто переход на позиции атеизма. Наука и знание рассматриваются как важнейший фактор общественного развития;
· тяготение к материализму, подкрепленному научными знаниями своего времени;
· рационализм как отстаивание ценности и прав разума (ничего не принимать на веру), но в гносеологии – эмпирическая методология как более последовательно материалистическая;
· изменяется форма философствования: из замкнутого на себе мыслителя философ превращается в страстного трибуна, обращающегося к массам, стремящегося просветить народ и тем самым способствовать общественным изменениям. Философские труды принимают теперь вид словарей, энциклопедий, памфлетов, популярных статей и беллетристических произведений; философские проблемы активно обсуждаются в салонах и на площадях. Философ теперь – не одиночка, ведущий заочный диалог с коллегами, а член интеллектуального сообщества, объединенного едиными целями и задачами общественной деятельности.
Просвещение – это международное явление. Оно развивалось на почве разных стран и везде имело свои особенности. Но наиболее ярко, характерно и активно Просвещение проявилось во Франции XVIII в.
Осмысление общества и законов его построения становится важнейшей задачей французской философии XVIII в. К ее наиболее интересным представителям относятся Шарль Монтьескье (1689-1755), Клод Адриан Гельвеций(1715-1771), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Ламетри (1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Дени Дидро (1713-1784), Кондильяк (1715-1780).
Учение просветителей о человеке и обществе тесно связано с их пониманиемприроды. Для французских мыслителей научной основой их взглядов были механика, медицина, физиология и биология, развивавшиеся в XVIII в. Опора на науку того времени обусловила особый характер материализма просветителей.
Господствующее место в системе научного знания продолжала занимать механика, объяснявшая мир и составляющий его процессы как большую механическую систему. В науке еще нет представления о качественном своеобразии различных видов движения и их взаимосвязях. Согласно просветителям, материальное – это описываемое законами механики. Отсюда их представления о причинности и необходимости как однозначной определенности любого явления его начальными параметрами (т.наз. лапласовский детерминизм).
Философы Просвещения чаще всего выступали против насильственного преобразования общества, против революции, возлагая все надежды на прогресс разума. Однако понятно, что их идеи во многом подготовили одно из самых значительных событий XVIII в. – Великую французскую революцию с ее призывами к свободе, равенству, братству.