Тема 2. Философия древнего востока

План

1. Социокультурная ситуация в Индии до появления философской мысли

2. Рождение философии в Индии

3. Джайнизм

4. Буддизм

5. Особенности древнекитайской цивилизацииv

6. Даосизм

7. Конфуцианство

Самостоятельная работа по теме 2

Учебная литература:

· Философия. Курс лекций: учебн. пособие / Под ред. В.П. Горюнова. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 21-27.

· Киселев А.И. Курс лекций по философии. – СПб., 2010. С. 22-30.

Социокультурная ситуация в Индии до появления философской мысли

История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III-II тысячелетия до н.э. Второй период определяют как время индо-арийской цивилизации, возникшей во II тысячелетии до н.э. арии прославились созданием особой ведической культуры. Веды, от слова «ведать», т.е. «знать», написаны на ведийском языке, который является древнейшей формой санскрита. Они состоят из четырех частей: Ригведа (гимны), Самаведа (песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы), Атхарведа (магические заклинания и формулы).

Текст Вед непонятен без ритуала, который они «обслуживали», что повлекло необходимость его интерпретации, пояснения, в результате возникло множество жреческих школ, представители которых вступали между собой в сложные диспуты по поводу содержания и формы ритуала. Ведийский корпус помимо самих сборников гимнов под названием самхиты, содержал ритуалистические пояснения к текстам – брахманы, а также араньяки и упанишады в качестве их эзотерического толкования. Брахманы, в частности, содержали всевозможные пояснения и руководства, в том числе и для домохозяев, а также начатки астрономических и грамматических знаний. Араньяки, от слова «аранья», что означает «лес», содержали толкования для отшельников. Что касается Упанишад, от словосочетания «сидеть около ног (учителя)», то как раз с ними связывают индийскую предфилософию, именно в Упанишадах появляются самые первые понятийные различия, задолго до того, как их стали использовать мудрецы Древней Греции.

Брахман – начало бытия, из которого разворачивается весь явленный мир. Проявление Брахмана в человеке – атман. Брахман в Упанишадах еще не является собственно философским понятием, его суть проясняется с помощью аллегорических образов.

Одно из центральных понятий в брахманизме как наиболее упорядоченной системе представлений, построенной на Ведах, – это понятие сансары, т. е. цепи перерождений человека в зависимости от его прижизненного поведения. Неспособность отделить свою истинную сущность – атман – от всего привнесенного, связанного с обычной земной жизнью, и является причиной закабаленности души человека в круге перерождений. В Упанишадах появляется тема освобождения как высшей цели земного существования человека.

Рождение философии в Индии

Рождение философии в Древней Индии относят к поздневедийскому периоду (8-6 вв. до н.э.). Это было время беспрецедентного брожения умов. Ведийская религия жертвоприношений переживала свой кризис. Ритуальная практика настолько усложнилась, что оставалось очень мало людей, способных ее понимать. При этом почти каждое действие в повседневной жизни индийцев требовало соответствующего ритуала. В эту эпоху по всей Индии возникает множество различных духовных практик и новых религиозных учений. И их создателями были шраманы – аскеты небрахманского происхождения. Естественно, что большинство из таких учений были оппозиционны официальной брахманской учености. В частности, шраманы утверждали, что для освобождения не обязательно быть брахманом, что делало их учения популярными в народе. По сути, любое из таких учений при благоприятном стечении обстоятельств могло бы стать влиятельной силой, но стали лишь буддизм и джайнизм.

Джайнизм

Основателем джайнизма был странствующий проповедник по имени Джина Махавира. Двенадцать лет он подвижничал, а именно мало спал, постился, не носил одежды, не вредил живым существам, был целомудренным и честным, во всем отчитывался перед наставником. И все это во имя «освобождения». Так он достиг кевала-джняна, т.е. всеведения. Это было полное знание о мире богов, людей и животных. Состояние Джины Махавиры, как и у Будды, называют просветленным. И добился он этого в результате строгой системы аскетической жизни. Своеобразие джайнизма в том, что в нем на нет сведена мифология, а учение выражено в более рациональной форме, чем в других случаях. Джайнисты отрицали святость Вед и ритуал жертвоприношения, статус жречества и священность варн, влияние богов на судьбы людей. Основная идея джайнистов в том, что изначально чистый и блаженный Атман, существующий в мировом пространстве, обретает вид дживы, т.е. индивидуальной души, личного Я человека. При этом он замутняется кармическим влиянием, попросту говоря, загрязняется. Человеческие поступки «портят» дживу при помощи кармы, делают ее несовершенной, а, значит, закрывают путь к нирване. Что касается нирваны как главной цели учений шраманов, то это слово переводится как «затухание», «остывание». Под нирваной понимают состояние полной безмятежности, связанной с избавлением от земного мира и личного Я. «Освобождение» от мира в джайнизме оказывается результатом личных усилий человека, освобождающих дживу от кармического несовершенства. Согласно, джайнизму такое возможно только посредством индивидуальной аскетической практики, помочь другому в достижении самосовершенствования ничем нельзя. Человек рождается «отделенным от всех», и в таком же одиночестве умирает, а затем возрождается в другом теле. Средоточием «освобождающей» практики является ахимса. Соблюдая ахимсу, джайнистские монахи носят марлевые повязки, чтобы при ходьбе случайно не проглотить насекомое. С. этой же целью они фильтруют воду. Двигаясь подороге, они сметают специальной метелкой муравьев и червяков, боясь их раздавить. Джайнистским монахам запрещено есть мясо. Джайнистам-мирянам запрещено заниматься земледелием, чтобы не навредить растениям и насекомым, обитающим в почве. Джайнистским монахам нельзя разжигать огонь, чтобы не уничтожать живое, но его нельзя и погасить, чтобы не уничтожить сам огонь. Другими элементами аскетической практики джайнистов являются строгий пост, а также строгая регламентация жизни через систему запретов и предписаний.

Буддизм

На этом фоне наиболее оригинально выглядит учение Будды, который предложил нечто вроде срединного пути между крайностями адживики и джайнизма. Буддизм не признает фатализма по отношению к человеческим действиям, но он не приемлет и откровенного волюнтаризма в этом вопросе. Путь Будды предстает как середина между аскетизмом с умерщвлением плоти, с одной стороны, и привязанностью к благам жизни – с другой. Чему же и как учил Будда?

Будда изначально носил имя Сиддхартха и происходил из рода Гаутамы. Он был принцем, и уже при рождении брахманы предрекли ему власть над миром и великий уход из мира. Чтобы не сбылось прорицание, отец оградил сына от мрачных сторон жизни. Принц жил во дворце, получил прекрасное образование, женился, у него родился сын. Но, когда Сиддхартхе исполнилось 29 лет, предсказание стало сбываться: он повстречал старика, больного и мертвеца. Узнав от него о страшных сторонах жизни, Сиддхартха ушел из дома. Первое время он занимался брахманской аскетикой. Однажды он 49 дней просидел под смоковницей, не употребляя пищи и задерживая дыхание. И когда от него буквально остались кожа и кости, Сиддхартха понял бессмысленность такого занятия. После этого он восстановил силы и занялся медитацией, в результате чего и достиг просветления. Он вспомнил о своих прошлых рождениях, достиг всеведения, постиг суть сансары. Именно тогда он стал «Буддой», что означает «просветленный».

После этого Будда начинает свою миссионерскую деятельность. Он проповедовал о таких способах сокрушения смерти как достойное поведение, медитация, мудрость и свобода. Буддийская мудрость выражается в так называемых четырех благородных истинах: 1): жизнь есть страдание, 2) у страдания есть причина – желание, 3) существует освобождение от страдания, 4) путь, ведущий к освобождению от страдания – восьмеричный путь. Суть последнего в следующем: 1) истинное воззрение («четыре благородных истины»), 2) истинное намерение (отрешение от привязанности к миру), 3) истинная речь (воздержание от слов, связанных с миром), 4) истинные поступки (ненасилие и ахимса), 5) истинный образ жизни, 6) истинное усилие (бдительность в отношении дурных мыслей и поступков), 7) истинная медитация, 8) истинное конечное сосредоточение. Последнее как раз соответствует состоянию просветления, которому нет аналогов в нашей обычной жизни и поэтому его нельзя адекватно описать обыденным языком. Там же, где состояние просветления все-таки описывают, оно выглядит поначалу как экстаз, вызванный уединением и созерцательным отношением к миру. Затем он переходит в радость внутреннего покоя. Далее наступает освобождение от всяких ощущений телесных и душевных волнений. И последняя ступень выражается в совершенной невозмутимости. Когда исчезает стремление даже к освобождению, просветление достигнуто, приходит понимание того, что окружающий нас мир иллюзорен.

Наши рекомендации