Новые стратегии научного поиска.
Как же объясняет синергетика процесс самоорганизации систем?
1. Для этого система должна быть открытой, т.е. постоянно обмениваться не только энергией, но и веществом с окружающей средой, что является своего рода обменом беспорядка (хаоса) на порядок. Взаимодействуя со средой, открытая система не может быть равновесной. С поступлением новой энергии или вещества неравновесность в системе возрастает. В конечном счете, прежняя взаимосвязь между элементами системы, которая определяет ее структуру, разрушается. Со временем между элементами системы возникают новые взаимосвязи и появляются кооперативные процессы, которые приводят к образованию новых динамических структур. Так схематически могут быть описаны процессы самоорганизации в открытых системах. Закрытая, изолированная система в соответствии со вторым законом термодинамики, в конечном итоге должна прийти в состояние энергетического равновесия со средой.
2. Открытая система должна находиться достаточно далеко от точки термодинамического равновесия. При сильном отклонении от равновесной ситуации, когда флуктуации (нарушения, возмущения) вызывают случайные отклонения параметров системы от среднего значения, возникают диссипативные (от лат. dissipatio – рассеивание энергии) структуры. Если в классической термодинамике тепловое рассеяние – источник беспорядка, то в синергетике диссипация – источник самоорганизации. Если упорядочивающим принципом для закрытых систем является эволюция в сторону увеличения энтропии (от гр. en – внутри + trope – поворот, превращение); в физике мера внутренней неупорядоченности системы;в теории информации – мера беспорядка, неопределенности ситуации или усиления их беспорядка, то фундаментальным принципом самоорганизации служит, напротив, возникновение и усиление порядка через флуктуации. Этот процесс И. Пригожин характеризует посредством принципа образования порядка через флуктуации. Для этого необходимо наличие аттрактора (от лат. attraction – притяжение), т.е. финальной цели – состояния, направляющей эволюцию системы. Порядок рождается из хаоса, который выполняет конструктивную роль в процессе выхода системы на один из аттракторов. Сам хаос обладает сложным внутренним строением, а поэтому его противопоставление порядку не может быть абсолютным.
3. При критическом изменении главных параметров система достигает некоторого «порога» устойчивости, за которым (если не произошло разрушение системы) открывается несколько возможных путей развития. Этот «порог» называется точкой бифуркации (от англ. fork – вилка). В ней траектория развития разделяется на равновозможные «ветви» дальнейшего движения системы, из которых осуществится только одна: происходит выбор системой одного из возможных вариантов развития. За «выбор» той ветви, которая возникает после точки бифуркации, ответственны «флуктуации на микроскопическом уровне». Бифуркации, согласно Пригожину, являются:
- точкой максимальной чувствительности системы к любым внешним и внутренним воздействиям: вблизи нее даже самые незначительные флуктуации могут двинуть систему в совершенно ином направлении развития, что демонстрирует неустойчивость нашего мира;
- источником инноваций эволюционного развития системы, а это означает, что «природа созидательна на всех уровнях её организации».
4. Бифуркационный переход обусловливает нелинейность, т.е. многовариантность, альтернативность эволюции системы, а потому «будущее не дано нам заранее» (И.Пригожин), его нельзя просчитать, опираясь на принципы детерминизма. Эволюция в этом контексте предстает как процесс последовательных бифуркационных переходов, в которых господствует элемент случайности, аналогичный бросанию игральной кости.
Как известно, синергетика сформировала свои основные принципы в ходе изучения неравновесных процессов в термодинамике. Можно ли эти принципы применять к изучению общества? Сам Пригожин выступал против редукции (сведения) гуманитарных наук к физике, но при этом считал, что изучение общества как сложной системы допускает применение синергетического подхода. Социально-исторические события имеют свою микроструктуру, где и происходят флуктуации, вызванные индивидуальными действиями людей. Поэтому, как пишет Пригожин, «мир есть конструкция, в построении которой мы все можем принимать участие».
Синергетика выступила в качестве парадигмальной теории постнеклассической науки. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие: сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;
- относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимального из них;
- будущее состояние системы детерминирует её наличное состояние;
- хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;
- в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит, в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека;
- формируются новые поведенческие установки для индивида и социума: «человек должен научиться жить в этом нестабильном, неопределенном, сложном и открытом мире», ибо «один неосторожный шаг – и он сорвется в бездну. Одно необдуманное действие – и человечество может исчезнуть с лица земли» (Н.Н.Моисеев).
Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия, как неопределенность, стохастичность (вероятность), хаос, бифуркация, диссипативные системы и т.д., выражающие неравновесные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Можно сказать, что в современной науке происходит поворот от бытия к становлению.