Национальный костюм Вьетнама

Традиционные костюмы Вьетнамского народа, как правило, простые и скромные. Мужчины носят коричневые рубашки и белые брюки. Их головные уборы представляют собой простой кусок ткани, обернутый вокруг головы, а обувь - пара простых сандалий.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

На официальных церемониях мужчины одевают два дополнительных элемента одежды: длинное платье с разрезами по бокам, и тюрбан, обычно черный или коричневый, - из хлопка или шелка. В феодальные времена, когда город Хюэ был столицей, во Вьетнаме преобладал строгий дресс-код. Простые люди не имели права носить одежду с красителями, и их одежда состояла из черного, коричневого или белого цвета. Костюмы в желтых тонах были разрешены только императорской семье. Фиолетовые и красные тона были предназначены для высокопоставленных чиновников и судей, в то время как одежда из синих тонов была исключительно для мелких чиновников и судей. Мужская одежда постепенно менялась вместе с социальным развитием общества.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Традиционный набор длинное платье и тюрбан, уступили место более современным дизайнерским костюмам, в то время как в бизнесе - рубашки и брюки пришли на смену традиционной рубашке с длинными рукавами и широкими брюками. Традиционные костюмы по-прежнему существуют и в последнее время набирают популярность, что связано с желанием правительства и общества восстановить традиционные праздники и развлечения, которые в обязательном порядке включают традиционные костюмы.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Молодые женщины предпочитают светло-коричневого цвета, короткие рубашки с длинными черными юбками. Их головной убор - это символические Вьетнамские конические шляпки. Чтобы визуально сделать свою талию меньше, они плотно закрепляют на ней длинный кусок ткани, - розового или фиолетового цвета. На официальных мероприятиях они носят специальное трехслойное платье называемое "aodai", - длинное платье с разрезами по бокам.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Первая часть платья - особое шелковое платье называемое "aotuthan" , которое выполнено в коричневых или светло-коричневых тонах, с четырьмя прорезями, делящие платье поровну на его верхнюю и нижнюю часть. Второй слой, - платье в светло-желтых тонах и третий слой - розовое платье. Когда женщина надевает все три платья, то она крепит их специальными кнопками по бокам, а на груди оставляет расстегнутыми так, что бы они образовывали форму воротника. Это позволяет ей демонстрировать разные цвета в верхней части платья.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Со временем традиционные платья "aodai" прошли через ряд определенных изменений. Длинные платья в настоящее время тщательно адаптированы (подогнаны) под тело вьетнамских женщин. Полосы длинных разрезов вдоль боков позволяют платью иметь две свободные друг от друга «плавающие» части. Данные части платья долго подвергают обработке паром для придания им «воздушности».

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Изящно выглядящую коническую пальмовую шляпку, которая традиционно известна как "nonbaitho" (шляпа со стихами, написанными на ней), носят как часть вечернего женского костюма. Эта традиционная коническая шляпа особенно хорошо подходит для тропической страны, такой как Вьетнам, где постоянно палящее солнце и краткосрочные дожди. Чтобы сделать коническую шляпу, производители шляп выбирают молодые пальмовые листья, которые затем длительное время высушивают под солнцем. Далее, под почти прозрачные слои пальмовых листов подкладывают рисунок. Ниже рисунка есть отрывок из поэзии, который будет рассказывать окружающим определенную информацию о владельце шляпы.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

В последние годы эхо современной зарубежной моды донеслось и до Вьетнама, особенно это отчетливо видно в крупных городах - Ханой и Хошимин, однако женщины в городских и сельских районах предпочитают традиционные платья "aodai". Вообще, вьетнамская одежда очень разнообразна. У каждой этнической группы во Вьетнаме есть свой собственный стиль в одежде. Более чем тысячи лет, традиционная одежда всех этнических групп во Вьетнаме подвергалась изменению, но каждая этническая группа поддерживала свои традиции в национальной одежде.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

В горных районах, люди живут в домах, построенных на сваях, носят брюки или юбки с майками, выполненными в индиго дизайне, с мотивами имитирующих диких зверей и цветов. В Северных возвышенностях и Центральном нагорье, молодые женщины носят юбки и майки с красивыми и разноцветными декорациями в одежде, которые удобны для работы на ферме, в террасовых полях и путешествии по холмистым склонам и горным ущельям.

Тайская философия
Философия и религия в Таиланде идут бок о бок. Вообще, национальная религия считается буддизм, но тайцы верят во всё, что только можно верить – начиная от буддизма и заканчивая астрологией.
Тайцы верят, что нас окружают духи, как добрые, так и злые. Если человека окружают добрые духи, то они ему помогают во всех его делах, а если злые – то они могут ему навредить. Поэтому, тайцы, чтобы задобрить духов, строят рядом со своими домами или офисами специальные домики (санпрапум), украшают их различными восточными украшениями, подносят духам еду со своего стола и питьё. Тайцы очень серьезно подходят к этому делу – они ежедневно, а некоторые и несколько раз в день меняют пищу и напитки в домике духов. Вся атрибутика в домиках упорядочивается только одному ему известным образом, и если вы что-нибудь там передвинете, то таец придет в ужас, т.к. он будет считать, что вы нарушили его обряды и силы фен-шуя больше не действуют на духов.
Как вы уже поняли – тайцы, народ простой. Тайцу всегда и всё хорошо, потому что он считает, что делает для этого все необходимое, а именно, верит в это.
Философию тайцев можно передать тремя выражениями: «санук», «сабай» и «май пен рай».Выражения эти тесно связаны друг с другом и являются неотъемлемой частью тайской философии.
Санук и Сабай— это те состояния сознания, которые стремятся ощущать все тайцы. «Сабай-Сабай»— это комфорт, а значит и удовольствие, и удобство физического тела. То есть, когда человек чувствует себя комфортно, удобно, тепло и сытно. Когда телу, организму — хорошо. Оно (тело), в первую очередь, конечно же, хорошо накормлено. Оно выспалось. Оно в тепле. Оно красиво одето. И ему удобно сидится, лежится, стоится. Когда, все хорошо в материальном — это полный «Сабай-сабай», а то есть — «Все ОК, нет проблем»
«Санук» — это удовольствие и радость для души. Когда душа радуется и находится в состоянии умиротворения. Тайцы любят все красивое. Любят окружать себя красивыми вещами, красиво одеваться — это все санук. Сходить в кино — это санук. Сходить на тайские бокс — санук. Сходить с друзьями в кафешку вечером поесть и пообщаться — это и сабай и санук. Купить машину — это ого-го какой санук, ну и сабай тоже.Ну, а мастерство заключается в том, чтобы соединить в себе — и санук и сабай. То есть, духовную радость от жизни, физическое здоровье и комфорт.
«Май пен рай» - тайская поговорка, возведенная в статус национального лозунга и даже госидеологии. Не парься сам, не парь других – так это звучит в вольном переводе, так оно и есть на самом деле.
Т.е., если у тайца случилась какая-либо неприятность – он не будет переживать по этому поводу. А какой смысл переживать? Неприятность то уже все равно случилась, время назад не отмотать, остается только это принять и жить дальше. Поэтому, «май пен рай» - не заморачивайся, все нормально!
Еще тайцы очень ленивый народ. Это благодаря философии, географии, королю и вообще, так сложилось исторически.
У русских гидов популярен такой анекдот.
Лежит таец под пальмой, санук получает (балдеет).
К нему подходит русский бизнесмен и говорит:
- Слушай, таец, чего ты лежишь под пальмой и ничего не делаешь?
- А зачем?
- Ну, вот смотри, рядом с тобой пальма – залезь на нее, сорви кокосов, пойди на соседнюю улицу и продай их. Потом залезь на другую пальму, тоже сорви кокосы и продай их на той же улице. Через полгода ты заработаешь достаточно денег, чтобы открыть свою палатку. Через год, ты уже сможешь посадить свою пальмовую плантацию. А через пять лет у тебя уже будет целая кокосовая империя, у тебя будут магазины, на тебя будут работать множество людей, а ты сможешь лежать под пальмой и ничего не делать.
Выслушав это предложение, таец говорит:
- Странные вы русские, вот зачем мне напрягаться пять лет, продавая кокосы, если в итоге я приду к тому, что у меня есть и сейчас?

Каждый таец должен иметь в своем распоряжении мопед. На него не требуется прав, он маленький и очень полезный, в плане передвижения по городу.
В этой связи, в Паттайе очень не развиты тротуары и пешеходные переходы. Пешеходы здесь считаются чем-то неприличным, и второстепенным. Если у тебя нет машины или хотя бы мопеда, то ты второй сорт на дороге, поэтому крути головой более активно, чем в России.
Что касается правил на дороге, то они такие же как в России, только инверсивные для левостороннего движения. Есть негласные правила – в спорной ситуации кто первый моргнул фарами или бибикнул – тот проезжает первый (имеет преимущество). Более дорогой автомобиль имеет преимущество перед дешевым.
В городе встречаются автомобили всех марок, и ауди и БМВ, и мерседесы и фольцы и все, абсолютно все с правым рулем.
Об общественном транспорте Таиланда.
Тук-тук – имеет несколько разновидностей (моторикша, пикап). Принцип простой – все тук-туки ходят по заданному маршруту. Вы его останавливаете, садитесь и едите. Когда вам пора выходить вы звоните в звоночек, а раньше просто стучали по крыше (отсюда и название тук-тук), выходите и платите водителю 10 бат за проезд. Но если при остановке тук-тука вы заговорите с водителем, на тему «А я доеду до библиотеки?», то тук-тук автоматически превращается в такси, которое довезет вас туда же, но уже за 200 бат.

Фаранг

Фаранг– это слово, которым в Таиланде называют всех светлокожих иностранцев (в том числе европейцев, австралийцев и американцев).

Существует несколько теорий происхождения слова «фаранг». Согласно одной из них, оно было заимствовано из языка фарси (персидского), на котором слово «farangi» означает иностранец или чужеземец. В семнадцатом веке, когда это слово предположительно появилось в тайском языке, фарангами называли португальцев, с которыми в то время уже были налажены торговые отношения. Позже так стали называть всех светлокожих иностранцев (не азиатского происхождения).

По другому предположению слово «фаранг» произошло от кхмерского «баранг» (француз). Самая популярная версия гласит, что оно перекочевало в тайский язык из лао (официальный язык Лаоса) и произошло от слова «фаланг» (искаженное «франк», француз). В подтверждение этой версии часто приводится тот факт, что тайцы, в большинстве случаев, произносят это слово как «фаЛанг». Такого варианта произношения придерживаются и члены королевской семьи. Не смотря на то, что это слово не официальное, оно не является оскорблением и часто употребляется в повседневной жизни.

Обижаться на слово фаранг не стоит, это примерно то же самое, что и слово «азиат» по отношению к тайцу, само по себе оно не имеет негативного оттенка.

По другой версии, в прошлом некоторые королевства Юго-Восточной Азии пользовались услугами воинов-наёмников — как правило, это были французы («кхонфарангсет») и португальцы. Позже наёмников стали именовать фарангами, отбросив суффикс «сет» для краткости. Впоследствии всех, приезжавших в Сиам, начали называть фарангами — то есть теми, кто имел европейские черты лица. Слово прижилось и стало практически официальным словом для обозначения иностранцев европейской наружности, и хотя оно не несёт негативного оттенка, некоторым иностранцам оно не нравится.

Гаутама Будда (GautamaBuddha)

Год рождения: 563 до НЭ

Возраст: 80 лет

Год смерти: 483 до НЭ

Гражданство: Индия

Оригинальное имя: Шакьямуни

Биография

Гаутама Будда, или Будда Шакьямуни (Śākyamuni), получивший при рождении имя СиддхаттхаГотама (SiddhārthaGautama), что означает 'потомок Готамы, успешный в достижении целей', позднее стал известен просто под именем Будда или Верховный будда (Sammāsambuddha).

Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура в буддизме, чья жизнь, мудрые изречения, беседы с его последователями и монастырские заветы стали основой полного свода священных текстов буддизма, 'Трипитаки'. Помимо этого, Будда – герой многочисленных дхармических религий, включая поздний бон и индуизм, и персонаж, включенный в число аватар Вишну (Vishnu) вместо Баларамы (Balarāma), одной из форм Бога в индуизме.

Гаутама Будда родился около 563 г. до н. э. или 623 г. до н. э., однако достоверной информации о его жизни настолько мало, что традиционно жизнеописание зиждется на ряде буддийских текстов, включая 'Лалитавистара' ('LalitavistaraSūtra'). Но даже первые тексты, связанные с именем Будды, появились через 400 лет после его смерти и прошли через гиперболизацию, одобренную монахами.

Будда Шакьямуни начал свой путь к просветлению за многие сотни жизней до выхода из мучительного 'колеса чередования жизней и смертей', со встречи ученого брамина Сумедха с Буддой Дипанкара. Пораженный безмятежностью Будды, Сумедха захотел подобного состояния, и после его смерти сила этого желания влияла на последующие его воплощения в человеческих и звериных телах, а самого Сумедху стали называть 'бодхисатвой'. Проживая цикл и совершенствуясь, бодхисатва в предпоследний раз появился среди богов, где получил возможность выбрать место для заключительного рождения на земле. И он остановил

выбор на семье царя шакьев, дабы люди проявили большее почтение и доверие к предстоящим проповедям Будды.

Традиционная биография гласит, что раджа Шуддходана (Suddhodana), вероятнее всего, член правящего собрания кшатриев, стал отцом Будды, а матерью – царица Маха Майя (MahaMaya), принцесса из царства колиев. В ночь зачатия будущего основателя буддизма, Маха увидела во сне слона с шестью белыми клыками, который вошел в ее правый бок.

Отдавая дань традиции шакьев, Маха Майя пришла в дом родителей, где должны были произойти роды, но ребенок появился на свет раньше – по дороге, под деревом ашока, в роще Лумбини (Lumbini). Новорожденный тут же встал на ноги, заявив, что является существом, превосходящим богов и людей. Почти все источники уверяют, что Маха Майя умерла через несколько дней после рождения чудо-сына. Отшельник-провидец Асита (Asita) насчитал на теле младенца 32 признака его величия и благословил его, пообещав, что мальчик станет чакравартином или великим святым. На пятый день рождения ребенка нарекли Сиддхартха ('тот, кто добился своей цели'), пригласили восемь брахманов и с их помощью подтвердили его двойственное будущее.

Сиддхартха воспитала Маха Паджапати (MahaPajapati), сестра Маха Майи, в то время как его отец всеми силами ограждал сына от религиозных учений и знаний о бренности бытия. Мальчик жил в трех дворцах, обгонял сверстников, как в физическом, так и умственном развитии, и имел склонность к размышлениям. В 16 лет он женился на кузине, принцессе Яшодхаре (Yaśodharā), которая через несколько лет родила ему сына Рахулу (Rahula). Долгие годы Сиддхартха был принцем Капилавасту (Kapilavastu), но внутри себя он чувствовал, что материальный достаток отнюдь не финальная цель его существования.

Когда Сиддхартха отметил 29 день рождения, ему удалось вместе с колесничим Чанны (Channa) выйти за пределы дворца, где безмятежный принц увидел 'четыре зрелища'. Он осознал все реалии суровой жизни, когда натолкнулся на нищего человека, больного, отшельника и смердящий труп, и понял: единственный путь постигнуть все страдания человеческие – это путь самопознания. После этого Сиддхартха втайне оставил дом, семью и свои богатства, чтобы в долгих странствиях найти пути для избавления от страданий.

Одевшись как простолюдин, Сиддхартха стал аскетом, просил милостыню, учился йогической медитации, освоил учения Алары Каламы (AlaraKalama) и стал учеником УдакиРамапуты (UdakaRamaputta). Выйдя на высший уровень медитативного сосредоточения, Сиддхартха вместе с пятью спутниками оказался в юго-восточной Индии, где практиковал суровую аскезу и умерщвление плоти, но через шесть лет – на пороге жизни и смерти – пришел к выводу, что аскетизм не дает большего понимания, а лишь затуманивает разум и истощает тело.

Спутники покинули Сиддхартха, который в одиночку достиг состояния джханы и после 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха перешел в состояние 'Наивысшего Пробуждения', ниббана или нирвана, и обрел знание 'Четырех Благородных Истин'. После этого Сиддхартха и стал Буддой или 'Пробудившимся'. Умеющий глубоко сострадать любым божьим тварям, Будда принял решение стать учителем и поделиться истинной Дхармой с другими людьми.

45 лет он странствовал по долине реки Ганг (Gang), без лицеприятия делясь знаниями и совершая чудеса. Однако не все радостно откликались на его весть, и оппозиционные религиозные группы неоднократно пытались убить Будду.

В 80-летнем возрасте Гаутама Будда заявил, что совсем скоро достигнет конечной стадии бессмертия, Паринирваны, и избавится от земного тела. Легенда гласит, что перед смертью Будда сказал ученикам: 'Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием'. После специальной кремации его мощи поделили на восемь частей и положили в основании ступ. Считается, что в месте ДаладаМалигава на Шри-Ланке (DaladaMaligawa, SriLanka) хранится священная реликвия, 'Зуб Будды'.

Интерпретаций истории жизни Будды предостаточно. И, если ранняя западная наука охотно принимала биографию духовного учителя из древней Индии, то сегодня ученые не торопятся делиться неподтвержденными сведениями об исторических фактах, так или иначе связанных с Буддой.

Боги и Духи Таиланда

Мифологические персонажи в тайской культуре.

Тайская традиционная культура имеет очень древние корни. Но особенно бурное развитие она получила в XI-XII веках с проникновением на территорию современного Тайланда буддизма в его тхеравадийском варианте. Связано это с тем, что до XI века эти территории управлялись частично кхмерской империей, частично лаосским королевством Чампассак, частично монской империей бирманцев. Тайские племена воприняли религию от этих народов в том виде, в каком она сформировлась у них. И здесь влияние в первую очередь кхмеров было огромным. До X-XI веков на территории кхмерской империи господствующей религией был индуизм, воспринятый и южно-лаосскими племенами. А вот монская империя бирманцев распространяла буддизм. Так и возник особый конгломерат религиозного учения Тхеравады. Именно поэтому в материальной культуре современного Тайланда присутствует такой сильный элемент брахманистской религиозной культуры, что выражается в многочисленных живописных и скульптурных изображениях мифологических существ, пришедших из ведических преданий индуизма.
Повсюду в Тайланде и в соседних с ним странах (Лаосе, Камбодже, Мьянме) можно увидеть множество скульптурных воплощений мифологических существ, которым поклоняются буддисты Тхеравады. Большое количество таких памятников

можно встретить на территории буддистских монастырей и на площадях городов.

Наги (санскр.नागнаг — змей) — в индуизме и буддизме

Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землей. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru
Змеи Наги. Рельеф, камень, VII— VIII вв.

Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю.

Мудреца Патанджали изображают в виде нага, верхняя половина которого имеет человеческий облик. Считают, что Будда проповедовал нагам. Нагарджуна семнадцать лет медитировал на образе нага, после чего погрузился в их стихию, воду, где и обрел высшую интуитивную мудрость (праджняпарамита). Вода—символ бессознательного. С ней связаны переживания при глубочайшем погружении в процессе медитации. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания. Нагами заселена великая бездна (Махатала), один из самых страшных адов. В виде змеи изображают кундалини, энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом. Наг защитил своим капюшоном Будду от палящего солнца во время его медитации перед просветлением. По другой версии это была кобра.

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Наги — древний народ, родственный богам, гандхарвам, ракшасам, апсарам, супарнам и многим другим.

Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.

— Ты так торопилась иметь сына, мать, что родила меня уродливым и слабым. За это ты лишишься своей свободы и пятьсот лет будешь служанкой той самой женщины, с которой пыталась соперничать. Второй сын спасет тебя от этого унижения — если, конечно, мать, ты не разобьешь яйцо и не изувечишь его туловище и конечности, как ты поступила со мной. Если ты в самом деле хочешь иметь сына несравненной мощи, ты должна терпеливо ожидать его рождения, которое последует через пятьсот лет.

(Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты).

Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам (если не превосходил их), украл у богов божественнуюамриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд (видно, пробка разболталась). Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда — заклятый враг всех змей. Наги — волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела (иногда на одном змеином туловище несколько человеческих голов). Строго говоря, выделяют несколько доминирующих форм, которые склонны принимать наги:

а) "простой" змеи (кобры или водяного питона-удава),

б) человека (обычно очень красивого),

в) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч),

г) русалкоподобная форма (верхняя половина человеческая, нижняя — змеиная),

д) огромная змея (может свободно заглотить слона),

е) многоглавые гигантские змеи (три, семь, девять голов — змеиных или человеческих — на одном теле), дракономорфия.

Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод, — рек, озер, источников, фонтанов, прудов — пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы). "Их называют ''стражами воды'', из воды они могут извлекать напиток бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя женщина увидит во сне змею или воду — значит, что она зачала ребёнка. Их почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб. Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение живописи"

Да, многие индийские роды в качестве своих предков указывают тех, кто произошёл от союза человека и нага (или нагини).

Кроме того, наги тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они могут оживлять умерших, потому что носят в себе души мёртвых.

Наги — миролюбивый народ. Сколько ни говорят про войны с нагами, это обычно именно войны с нагами, а не войны нагов. Как их только не пытались уничтожить...

— Ты угодил мне своими молениями. А чем угодить мне тебе?

Уттанка ответил:

— Я хочу, чтобы все наги подчинялись моей власти.

— Дунь-ка в задний проход моему коню, — сказал человек.

На нагов нападают. Наги защищаются. Возьмем, к примеру, гандхарвов, небесных певцов и музыкантов. И чего они на нагов взъелись? Женщин человеческих не поделили? Наги с ними не воевали — в этот раз защитил их Вишну. А обман доверчивыхнагов со стороны Гаруды и Индры? Наги и тогда не пошли войной. А великое жертвоприношение нагов, которое начал Джанамеджайя?.. Не могу перечислить всех, что погибли в пылающем огне. Среди этих змеев были семиглавые, двуглавые, а были и о пяти головах. Этих ужасных существ, чей яд был столь же губителен, как пожар всеразрушения, приносили в жертву сотнями тысяч. Все они обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целуюйоджану, а некоторые даже и в две йоджаны. Они могли принимать различные облики и переноситься, куда пожелают, а их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя. Но и они обрели свою смерть в этом великом жертвоприношении...

Наги и тут не пошли уничтожать всех направо и налево. Хотя могли бы. В итоге, по мудрому предсказанию самого Брахмы, их спас мудрец Астика (племянник царя нагов Васуки). Да, наги не агрессивные воины, а мудрые дипломаты. Те, кто выжил...

Наги — мудрый народ. Не зря же Шакьямуни, перед тем как стать человеком, несколько раз перерождался нагом. А после, когда проповедовал и богам, и людям, часть сокровенных знаний оставил именно нагам.

Когда Будда пришел в мир, чтобы нести разумным свое Слово, люди еще не были готовы к пониманию его. Тогда Будда стал проповедовать нагам с тем, чтобы они передали Слово его людям, когда те будут готовы осознать сокровенное.

Пустые зеркала. ЯгибиТийхаа

Вроде, последней информацией, которую наги передали человечеству в лице философа Нагарджуны ("Серебрянного змея"), была сутра «Праджняпарамита», когда люди до нее дозрели. Вообще, с буддизмом и Буддой у нагов сложились особые отношения. Наги, если верить некоторым легендам, и при рождении его обмывали, и при жизни охраняли (помните историю про смоковницу? не про греческую, а про медитацию Будды и дождь?), и после смерти тело охраняли.

Наги — богатый народ. Мир нагов — Нагалока — составляет самый нижний ярус подземного мира Паталы (собственно, и саму Нагалоку часто называют просто Патала). По своей красоте это место превосходит все в мире (даже Индра со своей блистательной Сваргой нервно курит в сторонке кальян). Столица Паталы — Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки. Поговаривают, что наги контролируют и клады, зарытые на поверхности, и драгоценные жилы в глубинах земли. Некоторые утверждают, что наги собирают драгоченные камни, которые люди роняют на землю. По мнению других, таким занятием наги брезгуют, так как у них у сами в головах по драгоценому камню.

Цари нагов

В индийских мифах названы имена многих царей нагов, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживавший землю и служивший ложем для Вишну во время его сна в океане в интервалах между творениями мира; Васуки, использованный богами и демонами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана с целью получения амриты - напитка бессмертия, Такшака и Айравата. Царственные змеи, трехглавые, пятиглавые, семиглавые и десятиглавые, могущественны и мудры, их головы увенчаны драгоценными коронами; за свою добродетель они снискали милость и дружбу богов.
За пределами Индии наги сопоставляются с местными змееподобными божествами. Например, с лу в Тибете, натами в Бирме, прайянак в Лаосе, драконами - лунами в Китае.

Как выгладели наги?

Наги имели одну или несколько (две, три, пять, семь и т.д.) человеческих голов без волос и туловище с расширенной шеей очковой змеи (кобры) с одной парой ног или совсем без ног. Наги были окрашены вголубой, зеленый, красный, черный и белый цвета и носили разнообразные одежды. Например, Шеша изображался в пурпурном одеянии с белым ожерельем вокруг шеи, сестра Васуки, безупречно сложенная Джараткара, - облаченной в красивую одежду и украшенной драгоценностями.
Национальный костюм Вьетнама - student2.ru
"[Наги]из рода Васуки... были голубого, красного и белого цветов: все они обладали огромными, отвратительного вида туловищами, переполненными смертельным ядом. Их имена - Котика, Манаса, Пурна…
[Наги] из семейства Дхритараштры. Эти змеи… могли передвигаться с быстротой ветра и были ужасно ядовиты. Вот они - Шанкукарна, Пингалака, Кутхарамукха…"(Махабхарата)
На фресках Сигирии, которую некоторые исследователи сопоставляют с Ланкой из "Рамаяны" , имеются изображения великолепно сложенных девушек или женщин с зеленой кожей. Быть может, это самые реалистичные изображения нагов?!
Согласно "Махабхарате", "некоторые из них [нагов или змеев] были маленькими, точно мыши, другие были в слоновий хобот, третьи походили на… слонов… со всей пестротой их цветов…". "Все чудовищные змеи, один вид которых внушал жуткий страх всем живым существам, обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целуюйоджану, а некоторые даже и в две.

Способности и повадки нагов

Древнеиндийские предания донесли до нас гораздо больше сведений о способностях и повадках нагов. Так, почти везде отмечается, что наги были чрезвычайно ядовитыми созданиями и их укус и дыхание считались смертельными. Смертельным (либо обладающим большой гипнотической силой) был даже их взгляд.
Яд нагов (Васуки, Такшаки и др.) часто сопоставлялся с огнем, молнией и ему приписывалась способность испепелять все живое. Об этом, например, свидетельствует следующие отрывки из "Махабхараты":
"Их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя";
"От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул и... рухнул, точно поваленный молнией".
Наги были необычайно умными и хитрыми созданиями. Их основной тактикой ведения борьбы с людьми, богами и демонами являлись засада, неожиданное нападение, магия и яд.
Наги считались мудрецами, магами и чародеями, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. Они отлично владели искусством майи, могли проникать сквозь твердую материю, внезапно появляться и исчезать. Будучи великими колдунами, наги обладали способностью вызывать огонь, дожди, бури и другие стихии природы.
Национальный костюм Вьетнама - student2.ru
Наги - учителя магии и авторы книг
Согласно одному преданию, современника Иисуса Христа, главного представителя новопифагореизмаАполлонияТианского, обучили магии наги Кашмира.
В мифологии ваджраянынаги выступают хранителями истин буддизма. В мифологии махаяны есть упоминания о том, как известный буддийский реформатор Нагарджуна добыл у нагов сутру "Праджняпарамиту", которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Придворный историк императора Акбара АбулФазл (XVI в.) в своей книге говорит о том, что в древние времена из глубин озера Ниланага в Кашмире всплыла книга "Нилмат" (она была положена в основу "Нималат-пураны"), в которой содержалось подробное описание Кашмира и его истории. Эта книга якобы была написана Ниланагом - Синим Нагом.

Наги - бессмертные существа-оборотни, умевшие летать
Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Некоторые наги, например, Такшака, умели летать:
"Они смотрели, как повелитель змеев Такшака, полетел, сверкая яркими, словно лотосы всех цветов, красками, и, казалось, волосы неба разлетаются от него во все стороны. От огненного змеиного яда дом на помосте сразу же вспыхнул, и едва царские придворные успели убежать, рухнул, точно поваленный молнией".

Браки нагов с людьми
Довольно часто наги жили в человеческом обличье среди людей. Точно также люди иногда жили вместе с нагами в их мире. И в том и другом случае от браков людей и нагов рождалось полноценное потомство. Пример тому - упомянутый мудрец Астика, родившийся от брака сестры ВасукинагиниДжараткару и мудреца Джараткару и оставивший после себя детей и внуков. Женщины нагов - нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке - нагини женился герой "Махабхараты" Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагиниУлупи провела одну ночь с другим героем "Махабхараты", Арджуной, а нагиниКумудвати стала женой Куши, сына Рамы.
В древней Индии с нагами связывали плодородие полей и урожай зерна. В Китае их относили к земным божествам - хранителям пяти сфер и четырех стран света и центра.
Ираван (Эраван, Айраватта).

Национальный костюм Вьетнама - student2.ru

Ираван-многоголовый слон (изображается обычно как трёхголовый), на котором восседал индуистский бог Индра. Слон в индуизме символизирует 33 небесные сферы, поэтому фактически он считается не 3-х головым, а 33-х головым. Можно встретить также изображения этого слона с восседающими на нём божествами Индрой или Ганешей. Иногда у Иравана можно увидеть не по два бивня у каждой головы, а по четыре или даже по шесть. Ираван входит часто в состав геральдических изображений. Ранее он изображался в гербе Сиама, до революции 1975 года его изображение являлось королевским гербом Лаоса. В провинции ТайландаСамут-Пракан построен целый индуистский комплекс, увенчанный гигантским скульптурным изображением Иравана.

Наши рекомендации