Научная революция XVII в. и ее влияние на культуру
В чем состояла эта революция? Возникает наука в современном смысле слова – экспериментально-математическое естествознание. Галилео Галилея (1564-1642) считают первым ученым современного типа. Он первым начинает систематически использовать при изучении природы эксперимент. Эксперимент, в отличие от наблюдения, связан с нашим вмешательством в изучаемые явления. Галилей в духе своей эпохи сравнивал его с пыткой над природой: наблюдение – это когда мы задаем природе вопросы и ждем, ответит ли она, а эксперимент – когда мы пыткой заставляем природу ответить нам. Кроме того, Галилей впервые научился систематически использовать при изучении природы математику. Греки, как уже говорилось, считали математику наукой об идеальном мире чисел и геометрических фигур и не понимали, как ее можно применять при изучении природы, где все не идеально.
В XVII в. меняется общекультурная ситуация. Эта эпоха верит в человеческий разум, в его неограниченные возможности. Во-первых, в то, что нет пределов познанию окружающего мира. Во-вторых, нет пределов и самопознанию: человеческий разум легко обращается на себя самого. В связи с этим можно вспомнить знаменитое рассуждение Декарта. Прежде чем начать познание, философ считает необходимым очистить разум от всего недостоверного и сомнительного, найти некие самоочевидные истины, оттолкнувшись от которых, можно двигаться вперед. Он не сомневается в способности разума видеть себя насквозь, разобраться в самом себе. Такое мировоззрение можно назвать рационализмом в широком смысле слова, в отличие от рационализма в узком смысле – направления в теории познания, о котором пойдет речь ниже. Разум должен стать основой поведения человека: идеалом эпохи являются разумная воля, разумные чувства. В общественной жизни все должно быть переделано по рациональному плану. Например, государство: в эту эпоху возникают теории общественного договора. Согласно им, государство должно быть продуктом сознательного договора между людьми – нельзя полагаться на традиции и т.п. Большой популярностью пользуются проекты создания идеального языка: язык науки и философии тоже должен быть целенаправленно выстроен по рациональному проекту.
В целом, мировоззрение Нового времени можно охарактеризовать, как научно-технический оптимизм. Такой оптимизм нашел отражение в утопии Ф.Бэкона «Новая Атлантида», где изображено идеальное общество, управляемое мудрейшими учеными. В XVII в. меняется отношение к знанию. Знание начинают ценить за его практическую полезность. Знание – сила: это значит, что знание является основой практического могущества человека, его власти над природой. Пафос эпохи выражают призывы: подчиним себе природу, превратим в служанку, заставим ее служить нашим целям! Новое время верит в то, что на этом пути нас ждут только успехи и достижения. В этом и состоит оптимизм: сомнения и опасения относительно возможностей науки и техники данной эпохе не свойственны. Именно тогда складывается система ценностей, характерная для научно-технической, или техногенной цивилизации.
XVIII в. называют «веком Просвещения». Просвещение – это культурное и социально-политическое движение. Его содержанием была критика феодальной идеологии, религии, пропаганда научных и философских знаний. Просветители считали, что причиной всех социальных бед является невежество народа. Поэтому просвещение народа, распространение научных знаний казалось им основным рычагом общественного прогресса. Характерна в этом отношении философия истории Н.Кондорсе (1743-1794). Он выделяет в истории человечества ряд эпох, считая главным различием между ними условия, существовавшие для развития науки и просвещения. Самым главным изобретением за всю историю человечества для него было книгопечатание: оно сделало прогресс просвещения необратимым процессом.
Самой развитой наукой, лидером естествознания в XVII-XVIII вв. была механика. Усилиями Галилея, Декарта, Ньютона и других она превращается в образец того, что такое «настоящая наука». В 1687 г. выходит основной труд И.Ньютона (1642-1727) «Математические начала натуральной философии», где дана система законов классической механики. До этого образцом (парадигмой) научности были «Начала» Евклида. Труд Ньютона заменяет эту книгу в качестве образца на следующие 150-200 лет.
Классическая механика смогла решить проблемы, неразрешимые в физике Аристотеля. Закон инерции разрешил проблему метательных движений. Движение и покой – равноправные состояния тел, тела стремятся сохранить не только состояние покой, но и равномерное прямолинейное движение. Сила нужна для объяснения перемен в движении, а не самого движения. Поэтому силе прямо пропорционально ускорение, а не скорость. Ньютон доказал также существование тяготения как универсальной силы, которая объясняет и падение тел на Землю, и движение пушечного ядра, и движение планет вокруг Солнца. Была подведена теоретическая база под учение Коперника и Кеплера. Из закона всемирного тяготения удалось вывести эллиптические орбиты планет и изменения скорости их движения, объяснить приливы и отливы.
Грандиозные успехи механики породили надежду на то, что с помощью ее законов можно объяснить любые явления, в том числе биологические и социальные. Возникает механистическая картина мира и мировоззрение механицизма. Для Нового времени природа – уже не живой организм, как для Бруно, а механизм. Бог – главный механик. Философы-идеалисты (например, Декарт) выносят за пределы механизма человеческую душу и Бога. Животных Декарт считал лишь сложными машинами. Для материалистов же и человек является машиной[1]. Абсолютными свойствами материи считаются механические свойства – масса, протяженность. Материя отождествляется с веществом. В эту эпоху отсутствует идея развития природы: механизмы не развиваются, все механические процессы обратимы. Господствует представление о том, что Солнечная система, геологическое строение Земли, все виды животных существуют в неизменном виде от века с тех пор, как были созданы Творцом, или вообще извечно, если не были созданы.
Механицизм проявляется даже в отношении к религии. Популярной формой религии среди ученых и философов становится деизм.Это представление считает единственной функцией Бога то, что он создал материю и привел ее в движение. Дальше действуют законы механики. Декарт сформулировал закон сохранения количества движения, или импульса. Согласно ему, произведение m×v остается в мире неизменной величиной. Получается, что Богу уже не нужно постоянно поддерживать существование мира, достаточно было сообщить ему первоначальный импульс. Бог при таком понимание выглядит теоретической конструкцией, дополняющей механистическую картину мира. Кстати, Ньютон как раз деистом не был. Он занимал в религии вполне традиционную позицию и написал немало произведений на религиозные темы (толкования некоторых книг Библии, например). Он считал, что возникновение Солнечной системы вообще невозможно объяснить без ссылок на Творца: только совершенный разум мог рассчитать и сообщить планетам скорости, соответствующие их массам, позволяющие им удерживаться на орбитах и т.д. Кроме того, он отказывался объяснять природу и происхождение силы тяготения. Именно в связи с этим он написал свою знаменитую фразу: «Гипотез я не изобретаю».
В эту эпоху формируются две основные концепции пространства и времени, имевшие как научное, так и философское значение. По Ньютону, пространство и время абсолютны. Они не зависят от материи и представляют собой условия ее существования. Пространство – вместилище тел, оно может быть заполнено ими, или нет. Время – такое же вместилище событий. Абсолютное пространство необходимо в классической механике как абсолютная система отсчета. Законы механики, как известно, справедливы для инерциальных систем отсчета. А для того, чтобы определить, является ли система отсчета инерциальной, нужна абсолютная система отсчета. Ньютон называл абсолютное пространство «чувствилищем Бога». Лейбниц, опираясь, на идеи Декарта, доказывал относительность пространства и времени. Пустого пространства нет – совокупность тел и составляет пространство. Совокупность событий составляет время. Их свойства при этом зависят от свойств составляющих их тел и событий. В Новое время доминировал, естественно, ньютонианский подход, поскольку он был связан с механикой – лидером тогдашнего естествознания. Но в исторической перспективе прав оказался, скорее, Лейбниц. Его позиция лучше согласуется с физикой XX столетия (теорией относительности).
Таким образом, продуктом научной революции стала классическая наука и классический тип рациональности. Они отказываются от понятия цели и представляют себе природу как механическую систему с жесткими причинными связями. Природа – набор статичных неразвивающихся объектов. Движение трактуется исключительно как пространственное перемещение. Свойства целого сводятся к свойствам частей. Все закономерности – динамические: такие, при которых предшествующее состояние системы однозначно определяет настоящее и будущее. Такой идеал выразил французский физик и математик П.-С.Лаплас. Он утверждал, что, если какому-либо демону (человеку это не под силу) были известны все силы во Вселенной в точках приложения этих сил, он смог бы однозначно вычислить все прошлое и будущее Вселенной. Классическая наука верит в возможность построения одной окончательно истинной картины мира. Разум для нее суверенен, он наблюдает внешний мир и в идеале детерминирован лишь этим миром. Возможность истинного знания при таком подходе выглядит само собой разумеющейся. Непонятно, скорее, откуда проистекает множество заблуждений, характерных для нашего познания.
В ходе и в результате научной революции наука начинает претендовать на центральное место в духовной культуре, теснить религию. В XVII в. ученые и философы еще находятся под впечатлением от суда над Галилеем. В частности, Декарт (1596-1650) на протяжении всей жизни не чувствовал себя в безопасности в католической Франции и любил время от времени укрываться в протестантских странах. Но постепенно религия и церковь теряют контроль за развитием науки и философии, хотя свое значение для масс полностью сохраняют. Растет влияние науки на философию. Идеал строгой науки мыслители XVII столетия распространяют и на философию. Спиноза пишет свое основное философское произведение «Этика», подражая геометрии Евклида (аксиомы, из которых строго выводятся теоремы). Механицизм – другое проявление этого влияния. Еще одним было то, что на первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания – проблема источника знания и правильного метода познания.
§3. Проблема источника знания в философии Нового времени: