Социально-культурные предпосылки и общие особенности древнегреческой науки
Социально-культурные предпосылки – это те особенности общества, государства, культуры древних греков, с которыми связывают возникновение у них рациональной науки. Древнегреческая культура и цивилизация не имели аналогов в окружающем мире. Историки называют это «греческим чудом». Среди однотипных по сути цивилизаций вдруг возникло нечто совершенно новое и небывалое.
Древний Восток – это огромные империи, деспотические и бюрократические, где от отдельного человека мало что зависит. Древняя Греция – небольшие города-государства (полисы), демократически управляемые. В отличие от восточных империй в греческих городах все решения принимаются публично, на основе споров, столкновения мнений. Поэтому умение обосновать свою точку зрения, убедить других, победить в споре очень высоко ценится греками. Надо иметь в виду, что демократия в древнегреческих городах была не представительной, как в современном мире, а прямой. Главные вопросы, касающиеся города, решались на народном собрании, в работе которого участвовали все (разумеется, только все взрослые свободные мужчины). Именно с этим связывают небывалый интерес греков к логике и доказательству.
Именно у греков появляется доказательство в математике. То, что мы называем теоремой Пифагора, было известно вавилонянам и египтянам. Но для них это не было теоремой – тем, что можно доказать. Это было священным знанием, которое, как уже говорилось, хранилось в тайне от большинства непосвященных. У греков возникает формальная логика как наука о правилах рассуждения и доказательства. Основоположником формальной логики считается знаменитый философ и ученый Аристотель (384-322 до н.э.). Развивается, конечно, не только логика, но и риторика – искусство убеждения. Убеждать можно ведь не только доказывая, но и воздействуя на эмоции. Но логику греки ценят выше всего, даже выше, чем опыт[2].
В Греции другое отношение к знанию, чем на Востоке. Там знание – нечто священное, что не доказывается и веками не развивается. В Греции к знанию может стремиться каждый, и знание – это то, что можно доказать. Уже говорилось о том, что этот принцип является слишком сильным для жизни – далеко не все, в чем мы уверены в обыденной жизни, мы сможем доказать общезначимым образом. Но это принцип логики, принцип рациональной науки. Он впервые утверждается как таковой в древнегреческой культуре.
Кроме того, греки ценят знание само по себе, не за его практическую полезность или что-то еще. Они уверены, что стремление к знанию заложено в природе человека. «Все люди от природы стремятся к знанию» - такова первая фраза в основном философском произведении Аристотеля «Метафизика»[3]. По крайней мере, это характеризует свободных людей. Рабовладельческий характер древнегреческого общества также способствовал занятиям наукой. В греческой культуре самый высокий статус приписывался умственному труду, который был прерогативой свободных. Греки с презрением относились не только к физическому труду, но и к практическим занятиям вообще. Они считали, что тот, кто все время стремится к практической пользе, раб по своему духу, даже если он и является свободным. Аристотель, между прочим, был противником предоставления гражданских прав ремесленникам – ведь они все время заняты практическими делами, им все равно некогда вникать в дела полиса. Философия была для греков высшим знанием именно потому, что в ней невозможно искать непосредственной практической пользы: в философии реализуется стремление к истине ради нее самой. Именно это, с точки зрения древних греков, достойно подлинно свободного человека – заниматься наукой, искусством, философией, то есть тем, что лишено непосредственно практического смысла, стремиться к Истине, Добру, Красоте с большой буквы.
Важно и то, что религия не занимала в жизни греков такого места, как на Востоке. Она не препятствовала развитию науки и философии. Боги греков – антропоморфные (человекоподобные) существа, а не какие-то подавляющие человека могучие и непонятные силы. Им даже присущи человеческие недостатки. Но это, конечно, не самое главное. Важнее то, что у греков не было священных книг. Когда они есть, считается, что истину искать не нужно – она известно где находится. Нужно лишь уметь извлечь ее оттуда. Жрецы древнегреческой религии не претендовали на светскую власть. Поэтому не оказывали большого влияния и на развитие познания. Хотя верить в традиционных богов было нужно. Именно отсутствие такой веры было поставлено в вину Сократу. Но в большинстве случаев такую веру можно было совмещать с занятиями наукой и философией, не вступая в конфликт с традиционными верованиями греков.
Истоком идей для рождающейся науки была, конечно, и мифология. В ней можно найти, например, представление о рождении мира из водной бездны, которое родственно учению одного из первых философов Фалеса о воде как первоначале мира. Разница в том, что первые философы и ученые ищут для таких идей рациональные мотивировки и оправдания. Кроме того, греки использовали познания, накопленные в древневосточных цивилизациях (методы счета, вычисления площадей и объемов, астрономические наблюдения). Но все это попадает в другой контекст: теоретическая математика греков не имела аналогов на Древнем Востоке.
Особенности древнегреческой науки связаны с тем, что уже было сказано об особенностях древнегреческой культуры. Предпочтение логики опыту вело к тому, что у греков практически отсутствовало естествознание в его современном виде. Об устройстве космоса рассуждали философы, не прибегая при этом к опыту, к эксперименту. Теоретические проблемы нынешних естественных наук рассматривала натурфилософия. Натурфилософы чисто умозрительно рассматривали вопросы о том, из чего все состоит и откуда все произошло. Греческие философы использовали такие методы, как наблюдение, аналогия (уподобление неизвестного известному), гипотеза (предположение о возможной связи вещей). Но с современной точки зрения, натурфилософские гипотезы греков ненаучны, поскольку они не проверяемы, их невозможно опровергнуть опытным путем. Самой развитой естественной наукой у греков была астрономия. Наверное, это связано с тем, что в данной области именно наблюдение (а не эксперимент) является основным методом познания.
Зато в Древней Греции успешно развивается математика, причем, теоретическая математика. Забегая вперед, можно вспомнить, что главным научным достижением древних греков была евклидова геометрия. В этой области знания логика действительно была важнее опыта. Евклид придал геометрии строго дедуктивную форму, которая превратила его геометрию в образец и пример для подражания на долгие века.