Современная западная философия
- Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире
подлинного бытия неподлинного бытия небытия - Представителями философии экзистенциализма являлись:
А. Шопенгауэр К. Ясперс М. Хайдеггер А. Камю Ф. Ницше Г. Зиммель Н. Бердяев
Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни Ницше / Бергсон / Дильтей / Шпенглер / Зиммель
Сверхчеловек Ницше – это
новый биологический вид, следующий за человеком / сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками / идеал философа-художника, творца новых ценностей
- Общее в философии Ницше и экзистенциалистов – мысль о вечном возвращении / идея сверхчеловека / тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей
Экзистенция с точки зрения экзистенциализма – это … бытие человека. истинное, внутриличностное / природное / социальное
Экзистенциализм – это учение о
основных модусах человеческого существования / бессознательном / происхождении Вселенной / невозможности познать мир / способах религиозной медитации
Ведущими категориями философии жизни являлись: жизнь / воля / субъект / бытие / Бог / разум
Продолжение фразы З. Фрейда, характеризующей цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно стать …»._Я_
Считал, что христианство это болезнь человечества
А. Камю / К. Маркс / Ф. Ницше / Н. Бердяев / К. Ясперс / Л. Фейербах
- Представителем философии жизни является
М. Хайдеггер / Г. Гегель / Ф. Ницше / З. Фрейд
«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал В. Шеллинг / Ф. Ницше / Ф. Энгельс / Г. Гегель
Воля отождествляется с «неисповедимыми силами» космической первоосновы мира и философии
А. Шопенгауэра / В. Шеллинга / Г. Гегеля / И. Фихте
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как
Вольтер, Дидро, Гельвеций / Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше / Кант, Гегель, Фихте
Декарт, Спиноза, Лейбниц
Э. Гуссерль является создателем
психоанализа / персонализма / феноменоногии / герменевтики
«Философия должна спуститься с «небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», – считают представители
феноменологии / прагматизма / персонализма / герменевтики
«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал
А. Бергсон / К. Маркс / Ф. Ницше / О. Конт
В бунте против абсурда видел смысл жизни человека
М. Хайдеггер / З. Фрейд / К. Маркс / А. Камю
- Сторонник волюнтаризма –
Спиноза / Декарт / Шопенгауэр / Гоббс / Лейбниц
- Проблема отчуждения и свободы является основной в
экзистенциализме/ неотомизме / неопозитивизме / критическом рационализме / структурализме
- Автором книги «Закат Европы» является О. Шпенглер/ И. А. Ильин / К. Ясперс / Н. О. Лосский / А. Камю
Русская философия
- Основная тема, объединяющая всех русских философов, независимо от направлений – критерии истинного знания / смысл истории / судьба России / доказательство бытия Бога
Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться
личным интересом / совестью / правовыми нормами / логикой
Идея всеединства — исходный пункт философии
Соловьева / Белинского / Герцена / Писарева / Михайловского
- Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал
В. И. Вернадский / Н. Ф. Федоров / Л. Н. Гумилев / К. Э. Циолковский / Н. К. Рерих
Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется универсализм / космизм / консерватизм / либерализм / почвенничество
Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии –
разум / воля / нравственность / способность к труду
Основная проблема русской религиозной философии –
бытие / свобода / познание / всеединство
Исходным пунктом становления русской религиозной философии была наука / богословие / литература / практика
Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе –почвенники / славянофилы / западники / народничество / кадеты
ОНТОЛОГИЯ
Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется ...онтология
Учение о бытии и сущем называется
онтология / гносеология / антропология / аксиология
- Онтология – это учение о
бытии / познании / ценности / человеке
- Онтологический плюрализм – это
учение о множественности субстанций / концепция свободы слова / многообразие точек зрения / многообразие политических учений / учение о первооснове всего существующего
Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – ...субстанция_
Субстанция – это
синоним материи / исходное вещество / нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого / основа процессов
- В философии под развитием понимают любое изменение / количественное изменение объектов / изменение качества тел,
вещей, предметов / качественное необратимое, направленное изменение
- Диалектика представляет собой науку о
движении предметов, явлений, процессов / связи между предметами, явлениями, процессами / наиболее общих законах развития природы, общества, мышления / системе философских принципов, законов, категорий
- В философии под качеством понимают определенное сочетание достоинств и недостатков в вещах и предметах /
определенность предмета, неотделимую от его существования / главное существенное свойство предметов / совокупность свойств предмета и частей составляющих предмет
Объективная реальность, данная человеку в ощущениях, называется ...
_____материя_______________
Универсальная основа и единство всего существующего –
бытие / дух / материя / субстанция / причина - Совокупность естественных условий существования человека –
окружающая среда / общество / культура / природа / объективная реальность
Совокупность форм и результатов преобразовательной деятельности человека – экономика / техника / культура / практика / природа
Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта – идеальное / эзотерическое / трансцендентное / мистическое / иррациональное
Пребывающее в чем-то; внутреннее существование –
имманентное / атрибутивное / акцидентальное / априорное / апофатическое
Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается иерархичность / обратимость / цикличность / дискретность / длительность
В субстанциальной концепции время определяется как внешнее условие существования материальных объектов
смена внутренних состояний объектов / особое свойство материальных систем /
последовательность наших субъективных состояний / мера движения
Философия пантеизма утверждает, что
времени есть начало / время вечно и бесконечно / будет конец всех времен /
природа вечности трансцендентна / время совершенно не похоже на вечность
- Существующее исключительно в себе и благодаря себе философы обычно называют субъектом / субординацией / сущностью / субстанцией / судьбой
- Неизменная основа предметов –
субстанция / материя / сущность / причина / флюид
Во всех учениях о пространстве атрибутивным свойством пространства признается бесконечность / непрерывность / дискретность / протяженность/ конечность
Конечная либо бесконечная совокупность мест в философии называется пространство / аспект / вектор / хронотоп
Точка зрения, с которой рассматривается какой-либо объект –
позиция/ вектор / хронотоп / пространство
- Философская концепция о существовании пространства и времени как самостоятельных сущностей –
динамическая / реляционная / феноменологическая / субстанциальная / гносеологическая
- Философская концепция, рассматривающая пространство и время как систему отношений между объектами –
реляционная / субстанциальная / субъективно-антропологическая / гносеологическая / феноменологическая
- Понятие объединенного «пространства-времени» развито геометрией Эвклида / античными атомистами / классической физикой / теорией относительности / философией постмодерна
- Концепция, приписывающая пространству свойства многомерности, криволинейности и дискретности –
реляционная / субстанциальная / феноменологическая / аксиологическая / праксеологическая
- Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия –
социальный / духовно-экзистенциальный / психический / биологический / физический
Безусловное творящее начало всего существующего, противоположное относительному существованию – …абсолют_
Вневременность абсолютного бытия, либо бессрочный период времени называется …
Вечность
Начало и конец всякого определенного бытия обозначается категорией …граница_
Философское учение о различных видах обусловленности предметов называется детерминизм
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь явлений природы называется …_закон_
Способ существования и кооперации частей называется …целое_
Устойчивая связь элементов в системе называется …структура
Изменение вообще называется …движение_
Необратимое направленное изменение обозначается понятием …развитие
То, что построено из простых компонентов, называется …сложным
Отсутствие движения обозначается философской категорией …покой
- Интервал количественных изменений с сохранением данного качества, называется …мера_
Философская категория, парная категории качества, называется …количество
Отношение диалектических противоположностей называется диалектическим …материализмом
Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» –
единство / единое / единичное / целое / отдельное
Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» – общее / многое / целое / отдельное
Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей – особенное / единичное / отдельное / единство
Способ физического приобщения предметов друг к другу –
обобщение / отождествление / материальная связь / экстраполяция / трансформация
- Атрибутом в философии называется
совокупность всех свойств / субстанциальное свойство / акцидентальное свойство / модус
Смысл и сущность предмета платоники называют идея / свойство / атрибут / качество / материя
Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб –
предвидение / закономерность / предопределение / представление / свобода воли
- Учение о неотвратимой предопределенности событий –
телеология / волюнтаризм / эссенциализм / фатализм / детерминизм
- Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как
преодолевание привязанностей и обусловленности / познанную необходимость / самоопределение человека / следование собственному выбору.
Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел Эмпедокл / Платон / Парменид / Протагор / Аристотель
Учение о подчинении природы и общества сверхчеловеческим целям –
телеология / телепатия / телеономия / теодицея
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы –
мера / сущность / причинность / качество / закон природы
Объективные законы природы и общества бывают –
динамическими / логическими / юридическими / научными
Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления форматирование / формация / формирование / формализация / формализм
Придание определенной формы –
формирование/ формация / формализация / формализм / формула
- Потенциальное существование вещей, явлений, процессов –
возможность / действительность / необходимость / случайность / вероятность
- Наличная реальность в единстве сущности и существования –
вероятность / возможность / необходимость / случайность / действительность - Связь между явлениями, обусловленная внешними, побочными факторами –
случайность / необходимость / вероятность / возможность / закон --------------Однозначно обусловленная связь между явлениями, имеющая обязательно-принудительный характер –
случайность / возможность / необходимость / вероятность / закон
Философская категория, противоположная категории необходимости в аспекте человеческого выбора –
ответственность / свобода / возможность / случайность / вероятность
Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как | |
V | правещество, всеобщий вещественный субстрат |
субстанциальный источник всякой энергии | |
скрытый носитель всех свойств и отношений | |
объективную реальность, данную нам в ощущениях | |
всеобщий виртуальный источник информации |
Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений – | |
V | конкретное |
материальное | |
синергийное | |
синкретизм | |
отдельное |
Способ существования и кооперации частей – | |
сумма | |
класс | |
V | целое |
множество | |
единое |
Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц – | |
V | классификация |
типологизация | |
стратификация | |
формализация |
Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта – | |
V | элемент |
часть | |
подсистема | |
связь | |
отношение |
Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения – | |
прогресс | |
революция | |
развитие | |
V | эволюция |
регресс |
Скачкообразное радикальное изменение социального качества – | |
эволюция | |
V | революция |
развитие | |
прогресс | |
регресс |
Спиралевидность развития понимается как | |
V | круговорот с возникновением нового |
периодичность процессов | |
круговращение без новаций | |
отрицание прежнего качества | |
поступательный процесс обновления без попятных движений |
Диалектическая концепция развития утверждает, что новое | |
V | возникает и не возникает из старого |
возникает из ничего | |
возникает из старого | |
складывается из разных форм старого | |
мир всегда один и тот же |
Процесс формирования какого-либо объекта – | |
движение | |
генезис | |
прогресс | |
регресс | |
V | становление |
Сходное, повторяющееся в различных объектах – | |
равновесие | |
безразличие | |
покой | |
V | тождество |
закон |
Любое несовпадение, неравенство, несходство – | |
V | различие |
изменчивость | |
неравновесность | |
индивидуальность | |
уникальность |
Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств – | |
атрибут | |
количество | |
мера | |
V | качество |
акциденция |
Прерывание постепенности и выход за границы меры – | |
экспликация | |
эволюция | |
эманация | |
V | качок |
экстенсификация |
Безразличная к бытию внешняя определенность; степень развития – | |
V | качество |
количество | |
качество | |
инвариант | |
субстанция | |
акциденция |
Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит | |
Анаксимандру | |
V | Пифагору |
Гераклиту | |
Платону | |
Аристотелю |
Диалектические противоположности есть | |
V | взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого |
различающиеся моменты целого | |
внешние противоположности | |
равновесные противоположности | |
стороны формально-логического противоречия |
Диалектическое отрицание – | |
аннигиляция | |
дематериализация | |
бифуркация | |
V | сохранение в снятой форме |
реконструкция |
Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется | |
реформация | |
модификация | |
реставрация | |
опредмечивание | |
V | отрицание отрицания |
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей – | |
V | самоорганизация |
взаимодействие | |
деградация | |
регресс | |
интеграция |
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией | |
развитие | |
взаимодействие | |
V | движение |
эволюция | |
прогресс |
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения – | |
хаос | |
круговорот | |
репетиция | |
V | цикличность |
стагнация |
Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием | |
V | прогресс |
эволюция | |
регресс | |
революция | |
движение |
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными – | |
V | регресс |
эволюция | |
прогресс | |
революция | |
одноплоскостное развитие |
Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть | |
группа | |
множество | |
конгломерат | |
класс | |
V | система |
Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип | |
универсальности | |
целостности | |
объективности | |
V | системности |
причинности |
Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета – | |
V | явление |
сущность | |
форма | |
содержание | |
качество |
Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть | |
вид материи | |
V | проявление мирового духа |
продукт материи | |
результат эволюции материи |
Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется | |
априоризмом | |
антропологизмом | |
гностицизмом | |
V | субъективным идеализмом |
персонализмом |
Согласно Платону сущность есть | |
V | внеземной проект (идея) земной вещи |
форма (энтелехия), слитая с материалом вещи | |
атомарный вещественный субстрат вещи | |
внутренняя энергия самодвижения вещи | |
совокупность всех внутренних отношений вещи |
«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии | |
структурализма | |
прагматизма | |
позитивизма | |
V | экзистенциализма |
марксизма |
Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи | |
воля Бога-Троицы | |
V | универсальные природные закономерности |
совокупность случайных событий | |
закон всемирного притяжения |
Ученые-материалисты считают «невозможным» | |
V | событие, противоречащее известным законам природы |
событие, причина которого пока не установлена | |
принципиально ненаблюдаемое в научном эксперименте | |
событие, вероятность которого близка к нулю | |
что-либо нематериальное в человеке |
Согласно философии Демокрита бытие – это | |
V | бытие атомов, движущихся в пустоте |
мир неподвижных бестелесных идей | |
сплошное и неподвижное единое | |
чувственно воспринимаемый мир вещей | |
пустота, в которой движутся атомы |
Высшим началом бытия считал «идею блага» | |
V | Платон |
Пифагор | |
Парменид | |
Гераклит | |
Аристотель |
Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется | |
V | монизм |
дуализм | |
плюрализм | |
гилозоизм |
Учение, утверждающее два начала мира, называется | |
монизм | |
V | дуализм |
плюрализм | |
гилозоизм |
Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется | |
V | плюрализм |
монизм | |
дуализм | |
гилозоизм |
Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала – | |
V | натурализм |
материализм | |
реализм | |
реизм | |
физикализм |
Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется | |
спиритуализмом | |
метафизикой | |
эссенциализмом | |
трансцендентализмом | |
V | объективным идеализмом |
Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия – | |
V | дуализм |
монизм | |
плюрализм | |
детерминизм | |
эмпиризм |
Философский монизм есть признание | |
V | единого и безусловного средоточия всего существующего |
материи и духа как двух независимых начал | |
троицы абсолютов | |
бесконечного ряда духовных субстанций-монад | |
невозможности единства мира |
Философская концепция, признающее единое начало всего сущего – | |
теизм | |
деизм | |
агностицизм | |
V | монизм |
плюрализм |
Философская концепция множественности абсолютных основ бытия – | |
V | плюрализм |
монизм | |
дуализм | |
материализм | |
рационализм |
Согласно классическому христианству духовность человека есть | |
V | пребывание духа в человеческой душе |
открытость человеческой души миру | |
развитый интеллект | |
склонность к абстрактному мышлению | |
общекультурная образованность человека |
Блуждание из тела в тело на санскрите называется | |
инспирация | |
метемпсихоз | |
реинкарнация | |
V | сансара |
пневматизация |
Монотеизм утверждает, что Бог | |
создал мир из материи | |
постоянно продолжает творить мир | |
сотворил вечный мир | |
V | однажды сотворил мир «из ничего» |
не управляет миром |
Гносеология
- Сторонники философии агностицизма утверждают
мир не познаваем в том или ином отношении первостепенную роль в познании играет чувственный опыт главная роль в познании принадлежит
разуму мир преимущественно постигается через интуицию во всем следует сомневаться
- Учение, отрицающее возможность достоверного познания – _агностицизм
- Агностицизм – это учение,
отрицающее возможность достоверного познания утверждающее, возможность объективного знания сомневающееся в возможности объективного знания признающее исходным началом познавательной деятельности опыт
- В философии агностицизм понимается как
рассмотрение процесса познания уверенность в возможности познания мира отрицание возможности познания мира рассмотрение объектов познания
- Агностицизм — это представление о непознаваемости мира врожденных идеях несовершенстве знании
неполноте познания символическом характере познания
- Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований –
эмоция вера чувство установка интуиция
- Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей» любое содержание человеческого сознания любой внешний предмет
материю-субстанцию мельчайшие частицы вещества
- Афоризм «Знание – сила» приписывается Бэкону Галилею Ньютону Декарту Бойлю
- В категорию «знание» необходимо входит признак
признание истинности утверждаемого проверяемость.
непротиворечивость этическая и эстетическая ценность полезность совершенство
- Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она абстрактна объективна субъективна абсолютна
- К элементам чувственного познания относится суждение понятие ощущение умозаключение абстракция теория
- Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств –
восприятие ощущение представление воспоминание
- Практику как универсальный критерий истины признают позитивисты конвенционалисты экзистенциалисты марксисты
неотомисты
- Философия, утверждающая практическую полезность в качестве основного критерия существования и истинности –
феноменология персонализм прагматизм экзистенциализм неотомизм
- Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения – понятие восприятие ощущение суждение
- Основным элементом рационального познания является ощущение образ представление понятие
- Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета –
понятие восприятие образ умозаключение представление
- Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется ощущением мышлением