Во главе Гаудийа ваишнава-сампрадайи
Прошло 12 или 13 лет, и темные облака несчастий стали сгущаться над Вриндаваной. Санатана Госвами ушел, чтобы вступить в нитйа-лилу Божественной Вриндаваны. За ним вскоре последовали Рупа и Рагхунатх Бхатта Госвами. Прабодхананд Сарасвати уже покинул мир. Локанатх Госвами, Гопал Бхатта Госвами, Рагхунатх Дас Госвами и Кришнадас Кавирадж были очень стары и вскоре должны были последовать за своими предшественниками. В таких обстоятельствах задача высоко нести победное знамя религии любви Махапрабху, которое развернули Рупа и Санатана, была возложена на плечи Шри Дживы. Он показал себя способным во всех отношениях. Слава о его учености уже широко разнеслась по всему миру. Каждый автор и комментатор должны были следовать трудам Дживы, чтобы их собственные труды оказались признанными ваишнавским сообществом. Шла ли речь об интерпретации шастр или духовной дисциплине, его слово считалось решающим.
Многие садхаки приходили во Вриндавану, чтобы получить посвящение в бхакти. Многие приходили для того, чтобы изучать бхакти-шастры. Всем им приходилось вручать себя стопам Шри Дживы. Джива простирал свою благословляющую десницу над ними всеми. Так он стал естественным вождем ваишнавского сообщества.
Шри Джива Госвами и Акбар
Грауз написал, что Гаудийа Госвами из Вриндаваны настолько заинтересовали императора Акбара, что он даже нанес им визит в 1573 году.
Некоторые авторы полагают, что во время своего визита Акбар встречался с Санатаной, другие — что он встречался с Дживой. Мы уже указывали, что для него было невозможным встретиться с Санатаной, так как Санатана покинул этот мир задолго до 1573 года. Единственными Гаудийа Госвами, жившими в то время, были Локанатх, Бхугарбх, Кришнадас Кавирадж и Джива. Так как Джива уже стал знаменит как вождь ваишнавов во Врадже, кажется естественным, что Акбар должен был встретиться с ним как с представителем ваишнавского сообщества Враджи. Сильным свидетельством в этой связи является фирман (царский указ), хранящийся в Институте исследования Вриндаваны, соответственно которому Акбар подарил Шри Дживе 130 бигхов земли для служения Шри Говинда-Деву, Божеству, установленному Рупой.
Джива Госвами и Мира Баи
То, что Джива Госвами встречался с царевной-преданной Мирой Баи, широко известно. Описание этой встречи приводится Прийадасом в его комментарии на «Бхакта малу». Согласно нему, когда Мира Баи искала встречи с Дживой Госвами, он передал через своего слугу, что он не может встретиться с ней, так как он является пурушей (мужчиной) и ваираги, а шастры запрещают встречи между ваираги пурушей и пракрти (женщиной). Мира ответила: "Шастры говорят, что во Вриндаване Кришна является единственным пурушей, а все остальные являются пракрти. Но теперь я знаю, что во Вриндаване есть по крайней мере еще один пуруша помимо Кришны". Джива Госвами оценил ее ответ и встретился с ней.
Некоторые полагают, что Мира приняла посвящение от Дживы. Нет никаких свидетельств, подтверждающих эту точку зрения, хотя самадхи Миры Баи стоит рядом с самадхи других Гаудийа-святых в месте, обычно известном под названием Чаушатха Махантон-ки-самадхи, рядом с храмом Ранга-Джи во Вриндаване.
Джива Госвами и Ма Джахнава
«Бхакти-ратнакара» описывает встречу Дживы Госвами с Ма Джахнавой, женой Нитйананды Прабху. Считается, что Ма Джахнава побывала во Вриндаване после знаменитого праздника Кхетари приблизительно в 1576—1577 годах. Шри Джива провел ее по Врадже и показал ей все святые места. Как она пожелала, он прочитал ей «Брихад-бхагаватамриту» и некоторые другие работы Шри Рупы и Шри Санатаны. Она настолько была охвачена бхавой, услышав их, что с трудом смогла сдерживать себя.
Работы Шри Дживы Госвами
Шри Джива был благословлен не только необычайным интеллектом, но и возможностью учиться у учителей, обладавших необычайными способностями и ученостью. Он в полном объеме получил в наследство от Рупы и Санатаны их огромные познания в шастрах. Работая их помощником в составлении некоторых из их важнейших работ, он ухватил сущность и дух их трудов, что не удалось никому другому. Но так как Рупа и Санатана все время были заняты исследованием лила-стхали Вриндаваны, строительством храмов, установлением Шри Виграх, написанием раса-шастр и работ, имеющих отношение к ритуалам и правилам поведения ваишнавов, одна из важнейших работ оставалась незавершенной. Эта работа касалась философского обоснования религии Шри Чайтанйи. Для пропаганды вселенской религии любви Шри Чайтанйи было необходимо заложить серьезный философский фундамент. Рупа и Санатана доверили выполнение этой работы Шри Дживе. Непревзойденное умение и искусство, с которым Джива выполнил задание, написав Сандарбхи, широко известно. Кроме Сандарбх он написал большое количество других работ. Некоторые из них еще не опубликованы, некоторые больше не издаются, некоторые потеряны. Некоторые из его работ мы знаем только по их заглавиям, встречающимся в старых трактатах. Поэтому составить полный список его работ не представляется возможным.
Кришнадас Адхикари, ученик Шри Дживы оставил список его работ, на основании которого Нарахари Чакраварти дал свой список в «Бхакти-ратнакаре».
Кришнадас завершает список пометой "и т. д.", что ясно даёт понят, что существуют другие работы кроме упомянутых, которые не вошли в список. Двумя очевидными упущениями в этом списке являются:
1) «Лагху-тошани»
2) «Сарва-самвадини».
Сатишчандр Митра классифицирует работы Шри Дживы на основании вышеупомянутых списков следующим образом:
«Вйакарана» (грамматика) — «Харинамамрта Вйакарана», «Сутра-Малика», «Дхату самграха».
«Става» и «Самграха» — «Кришнарчча дипика», «Гопала-вирудавали», «Мадхава-махотсава», «Санкалпа-калпа-врикша», «Бхавартха-чампу», «Расамрита-шеша», «Падма-пуранокта», «Шри Кришна-падачинха», «Шри Радхика-карапада-чинха».
Лила — «Шри Гопала чампу».
Тики (комментарии) — Комментарии на «Брахма самхиту», «Гопала тапани-упанишад», «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Йога сарасвата», «Агни пуранокта Шри Гайатри-вивритти».
Сандарбхи — «Таттва-сандарбха», «Бхагават-сандарбха», «Параматма-сандарбха», «Шри Кришна-сандарбха», «Бхакти-сандарбха», «Прити-сандарбха», «Сарва-самвадини» (она не должна считаться независимой работой, но комментарием на первые сандарбхи).
Мы приведем краткое описание некоторых из наиболее важных работ Шри Дживы.
«Хари намамрита вйакарана» — это чудесная книга в том смысле, что в ней имена Шри Хари связываются друг с другом при помощи сутр в форме четок таким образом, что изучая их, автоматически повторяешь или запоминаешь их.
«Таттва-сандарбха» — в этой сандарбхе Шри Джива обсуждает праманы или источники знания. Он отвергает все обычные источники знания — пратйакшу (восприятие), ануману (выводы) и т. д. за исключением шабды (свидетельство или откровение), на основании того, что они несовершенны и ненадежны. Только шабда прамана является надежной, так как она состоит из слов откровения в форме Вед, Итихас и Пуран. Среди них высшим авторитетом пользуется «Шримад-Бхагаватам», так как даже составив «Брахма сутры» и различные Пураны Вйасадева не был удовлетворен до тех пор, пока «Шримад-Бхагаватам» не был явлен ему в самадхи.
Шри Джива считает «Шримад-Бхагаватам» собственным комментарием Вйасадевы на «Брахма сутры» и поэтому считает, что нет необходимости в каких-то других комментариях.
«Бхагават-сандарбха» — эта сандарбха описывает Бхагавана или Пара-брахмана. Бхагаван — это Адвитийа или единственная существующая реальность. Все существующее помимо этого — проявление Его шакти (энергий). Он обладает бесчисленными шакти, из которых три являются наиболее важными. Это сварупа-шакти, джива-шакти и майа-шакти. Сварупа-шакти также называется антаранга-шакти или Внутренняя Энергия. Она составляет внутреннюю и совершенную самость Бхагавана и является причиной его дхамы (обители), парикар (спутников) и лилы. В противоположность ей майа-шакти называется бахиранга или Внешняя Энергия. Она является причиной творения, поддержания и разрушения воспринимаемого чувствами мира. Она называется внешней, так как хотя и связана с Бхагаваном как его аспект, она не имеет никакого влияния на его внутреннюю самость. Джива-шакти называется татастха-шакти, так как она остается тата или пограничной, находясь между сварупа-шакти и майа-шакти. Это из нее исходят дживы. Будучи продуктом татастха-шакти, дживы соединены как со сварупа-шакти, так и с майа-шакти, но отличны от обеих.
Сварупа-шакти обладает тремя аспектами сандхини, самвит и хладини, соответствующие трем существенным компонентам духовного тела Бхагавата — сат, чит и ананде. Сандхини-шакти соответствует сат, самвит — чит, а хладини — ананде. Посредством сандхини-шакти Бхагаван поддерживает Свое Собственное существование, а также существование всего, что существует помимо него. Самвит-шакти — это могущество знания, которое делает Бхагавана всезнающим и дает Ему возможность давать знание другим. Хладини-шакти — это энергия блаженства. Благодаря этой шакти Бхагаван является самим блаженством или расой. Он наслаждается расой и дает возможность преданным наслаждаться ею. Сутью этой шакти является према. Према в усиленной форме называется бхавой. Бхава в своей самой совершенной стадии называется махабхава. Махабхава находит свое полное проявление в Шри Радхе, божественной супруге Бхагавана или личностного абсолюта Шри Кришны.
Бхагаван обладает бесчисленным количеством форм и проявляет Себя Своим преданным бесконечным количеством способов, согласно тому, что они способны воспринять и различным способам реализации, используемым ими. Все же он проявляет себя в трех определенных рангах — как Брахман, Параматма и Бхагаван, согласно тому, приходят ли к Нему путем джнаны, йоги или бхакти. В Брахмане сварупа-шакти проявляется лишь в степени, необходимой для его существования. Поэтому Брахман является лишь сат-рупой или Чистым Бытием, без формы и качеств. В Параматме сварупа-шакти проявлена больше, чем в Брахмане. Поэтому Параматма обладает формой и действием. В Бхагаване сварупа-шакти проявлена полностью. Бхагаван обладает бесчисленным количеством форм. Васудев, Нарайана, Рама и Нрисимха — это все Его формы. В иерархии они могут стоять выше или ниже согласно тому, каким образом и насколько сварупа-шакти проявляется в них — в форме аишварйи или мадхурйи. Но Его форма Кришны является наивысшей, или самой совершенной формой. Шри Кришна — это Сам Бхагаван. Все другие формы Бхагавана являются его частичными проявлениями.
«Параматма-сандарбха» — «Параматма-сандарбха» разбирает концепцию Параматмы. Параматма — это Бхагаван относительно джива-шакти и майа-шакти, из которых исходят бесконечные дживы и физические миры. Он создает мир и входит в него в форме Своего частичного проявления Вишну. Параматма поэтому является ни кем иным как Вишну, пронизывающий и поддерживающий всю вселенную. Он тройственно проявляется как Каранарнавашайи Санкаршана, Гарбходакашайи Пуруша и Кширодакашайи Пуруша. Как Каранарнавашайи Он покоится в Карана-самудре или Вирадже, отделяющей духовный мир (чит) от физического мира (ачит), и под Его взглядом пракрити начинает процесс творения. Он — вечный управляющий всеми ограниченными душами и физическими мирами, которые для Него составляют одно целое. После махапралайи или полного разрушения все дживы покоятся в Нем. Он также известен как Махавишну или Каранарнавашайи Нарайана. Как Гарбходакашайи он является управляющим совокупности индивидуальных душ. Как Кширодакашайи Он является вечным управляющим каждой души в отдельности.
Джива и мир связаны с Параматмой через ачинтйа-бхедабхеду (непостижимое единство в различии). Джива является бесконечно малой частицей Бхагавана, подобно искре, являющейся частицей огня. Будучи проявлением татастха-шакти, она не является ни частью сварупа-шакти, ни частью майа-шакти. Но она тесно связана с обоими. Вечной функцией дживы является служение Бхагавану. Но она может выбирать — служить ей или нет. Дживы, выбирающие служение Бхагавану, вечно свободны от влияния майи. Они называются нитйа-муктами. Те, кто решает не служить Бхагавану, находятся под влиянием майи. Они называются нитйа-баддхами. Те, кто находятся под влиянием майи, однако, могут освободиться от ее оков посредством бхакти. После освобождения они становятся частью сварупа-шакти больше никогда уже не попадают под влияние майа-шакти.
Воспринимаемый чувствами мир является проявлением майа-шакти. Майа-шакти называется бахиранга или внешней из-за того, что она не оказывает влияния на Бхагавана или на проявления Его сварупа-шакти. Она внешне связана с Бхагаваном в том же самом смысле, как огонь связан с дымом. Все же, так как она является шакти Бхагавана, она реальна и физический мир, являющийся ее проявлением, также реален, и не является иллюзией, как то утверждает Шанкара.
«Шри Кришна-сандарбха» — в этой сандарбхе Джива Госвами доказывает, что Кришна является Самим Бхагаваном, а не инкарнацией Бхагавана, и что все остальные инкарнации являются лишь его частичными проявлениями. В этой сандарбхе он также детально описывает дхаму, парикар и лилу Бхагавана.
Дхама или обитель, где находится Бхагаван, есть майатита, или выше майи. Но когда Бхагаван является на земле, дхама является вместе с Ним. Существует бесчисленное количество проявлений дхамы, точно как существует бесчисленное количество проявлений Бхагавана. Для каждого проявления Бхагавана есть соответствующее проявление Его дхамы. Так как Кришна — это высшее проявление Бхагавана, то Его дхама Вриндавана — это высшая дхама. Высшая Вриндавана имеет свою копию на земле в форме Географической Вриндаваны, которая известна как ее праката-пракаша или проявленная форма. Она кажется частью физического мира в силу нашего нечистого зрения, но в сущности она едина с высшим оригиналом. Преданные, достигающие совершенства (сиддхавастха) в преданности даже сегодня благословляются видением божественной лилы Шри Кришны, вечно происходящей там.
В какой бы форме ни проявлял Себя Бхагаван, за Ним следуют Его парикары или свита, вместе с которыми он принимает участие в божественной лиле. У парикаров духовные тела, подобные телу Господа, и напоминают Его своими божественными качествами, темпераментом, одеждой и т. д. Парикары Кришны во Вриндаване — это гопы и гопи. Парикары являются либо нитйа-сиддхами либо садхана-сиддхами. Нитйа-сиддха парикары — это проявления сварупа-шакти Бхагавана и их присутствие в дхаме не имеет начала. Садхана-сиддха парикары — это те, кто стал парикаром в результате достижения совершенства в преданности.
Парикары служат Бхагавану согласно определенной связи или взаимоотношению, например родительскому или супружескому, которое устанавливается между ним и Бхагаваном. Взаимоотношения не зависят ни от рождения, ни от внешних церемоний вроде усыновления или брака. Они зависят от определенного типа бхавы или любви в преданности, которую парикар испытывает к Бхагавану.
Лила вечна. Она оказывается явленной существам в физических телах, когда Кришна появляется на земле. Так что лила может быть либо проявленной (праката), либо непроявленной (апраката). Но это не означает, что существует два различных типа лилы. Это та же самая лила, которая называется проявленной, когда она становится видимой существам в физических телах, и непроявленной, когда она оказывается невидимой для них. Однако, существует несколько очень важных отличительных моментов. В праката-лиле есть рождение и смерть Кришны, Он также растет от младенчества до цветущей юности, но в своей апраката-лиле Он вечно юн. Вечное состояние цветущей юности присуще Кришне, в то время как различные стадии, от младенчества до подросткового возраста, являются наложениями, создаваемыми сварупа-шакти, чтобы Кришна и Его преданные могли ощутить вкус различных типов блаженства (расы), проистекающих из них.
«Бхакти-сандарбха» — в этой сандарбхе Шри Джива описывает природу, типы и стадии бхакти. Бхакти — это исключительная и сильная любовная привязанность к Господу. Оно не относится к миру, ощущаемому чувствами, но трансцендентно. Оно — функция хладини-шакти Бхагавана, которое он вкладывает в сердце чистого преданного.
Бхакти выше кармы, джнаны и йоги. Карма, джнана и йога зависят от бхакти в реализации своей конечной цели. Бхакти не зависит ни от какой другой садханы. Карма, джнана и йога помогают бхакти на первых стадиях, так как они свободны от желания мирских объектов, но сами они становятся препятствиями на высших ступенях бхакти, так как они не свободны от желания мукти. Бхагаван постигается при помощи бхакти, а не каких-либо иных средств.
Бхакти одновременно является садханой (средством) и садхйей (целью). Шравана, киртана, смарана, арчана и т. д. входят в совокупность шестидесяти четырех анг или составляющих бхакти. Нама-киртана — это самая важная анга. Ни одна анга не принесет плодов без нама-киртаны.
Бхакти бывает двух видов — ваидхи и рагануга. Ваидхи-бхакти ритуалистично, рагануга спонтанна. Ваидхи-бхакти обусловлено страхом нарушить предписания шастр, рагануга-бхакти обусловлено любовью и непреодолимым желанием любовно служить Господу.
Садхана может быть двух типов — внутренняя и внешняя. Внутренняя садхана принадлежит уму, внешняя — телу. В рагануга-садхане преобладает внутренняя садхана. Она состоит в основном из лила-смараны (медитации на Кришна-лилу), но в ней такими внешними типами садханы как шравана и киртана не пренебрегают. Они помогают внутренней садхане.
«Прити-сандарбха» — в этой сандарбхе Джива Госвами утверждает, что именно прити или према-бхакти является высочайшей целью, которая только может быть достигнута, а совсем не мукти, как обычно принято думать. Мукти в полном смысле этого слова есть реализация прити, что включает бхагават-сакшат-кара, или непосредственное восприятие Бхагавана, в результате чего джива возвращает себе правильное или естественное состояние блаженства в качестве частички Бхагавана, Который Сам есть блаженство (раса).
Прити реализуется через различные стадии, называемые рати, према, пранайа, мана, снеха, рага, анурага и махабхава. Джива Госвами подробно описывает каждую из этих стадий и затем переходит к описанию пяти различных типов прити-расы.
Пять различных типов прити-расы — это шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхурйа. Каждая последующая из этих стадий обозначает более высокую стадию реализации нежели предыдущие, которые включаются в нее. Таким образом мадхура-раса оказывается высочайшей. Мадхура-раса реализовывается в развлечениях Кришны с гопи, которые внешне напоминают обыкновенные сексуальные действия. Но к ним не следует относиться как к сексуальным. Фундаментальное отличие между ними и сексуальными действиями заключается в том, что первые трансцендентны и целиком нацелены на доставление удовольствия Шри Кришне, в то время как последние являются выражением мирской и корыстной любви окружающего нас мира. Первые — это ни что иное как выражение внутренней бхавы или премы. Гопи даже не желают обрести Шри Кришну для самих себя, если такое желание каким-либо образом может поставить под угрозу Его счастье.
Точно так же и гопи, которые внешне находятся замужем за другими гопами, не должны считаться паракийами (замужем за другими). Они принадлежат Кришне (парама-свийа). Их кажущиеся отношения с гопами — это иллюзия, созданная Божественной Йогамайей, чтобы способствовать усилению их любви созданием воображаемых препятствий на их пути и таким образом давая им и Шри Кришне возможность ощутить более высокую расу. Паракийами являются не гопи, а их бхава.
«Сарва самвадини» — это не независимый трактат, а дополнение к сандарбхам. Работа проясняет некоторые из предметов, не так ясно изложенных в сандарбхах и более глубоко раскрывает их с приведением бесчисленных цитат из шастр. Именно поэтому она считается даже еще более важной нежели сандарбхи.
«Самкшепа-ваишнава тошани» — это сокращенная версия комментария Санатаны Госвами на «Шримад Бхагаватам», называемого «Ваишнава-тошани», а позднее переименованного в «Брхад-ваишнава-тошани», чтобы подчеркнуть его отличие от «Самкшепа-ваишнава тошани».
«Крама-сандарбха» — это комментарий Дживы Госвами на весь «Шримад-Бхагаватам».
«Гопала чампу» — «Гопала чампу» является усилением «Шримад-Бхагаватам». Работа включает в себя не только вриндавана-лилу, то также и матхура-лилу и дварака-лилу Шри Кришны. Она также описывает многие другие лилы, включить которые в «Шримад-Бхагаватам» для Вйасадевы не представлялось возможным в связи ограничением времени в семь дней, в течение которых он должен был быть рассказан Парикшиту. Он разделен на две части. Первая часть (пурвардха) посвящена вриндавана-лиле, вторая часть (уттарардха) — матхура-лиле и дварака-лиле. Это последняя работа Шри Дживы. Ее первая часть была завершена в 1588 году, а вторая — в 1590 году.
«Мадхава-махотсава» — эта работа описывает абхишеку или посвящение Радхи в царицы Вриндаваны (Вриндаванешвари). Она основана на нескольких указаниях на абхишеку Радхи, имеющихся в Патала-кханде «Падма Пураны», «Матсйа Пуране» и «Брихад гаутамийа Тантре», и была написана по велению Шри Рупы. Это поэтическая работа чрезвычайной литературной важности. Она была написана в 1555 году.
По завершении создания этих работ горы книг были готовы для пропаганды религии Бхагаваты и учения Махапрабху. Но все же чувствовалось наличие одного пробела. Не было полной биографии Махапрабху на бенгальском языке. Вриндаван Дас Тхакур написал «Чайтанйа-бхагавату», которая была широко признана. Но она не затрагивала антйа-лилу (лилу последних дней) Махапрабху. «Чайтанйа Мангала» Лочана Даса получила не такое широкое признание. Единственным, человеком, способным написать биографию Махапрабху, совершенную во всех отношениях, был Шри Кришнадас Кавирадж, который жил во Вриндаване. Джива Госвами и другие госвами Вриндаваны попросили его написать биографию Махапрабху. С их благословениями он приступил к работе. В должный срок была написана книга и озаглавлена «Чайтанйа-чаритамрта».
С появлением «Чайтанйа-чаритамрты» все было наконец готово для проповеди. Но было необходимо найти подходящих кандидатов для выполнения этой великой задачи. Они должны были быть преданными самого высокого порядка, сведущими в шастрах и готовыми посвятить всю свою жизнь святому делу. Три таких человека уже жили во Вриндаване. Они изучили шастры под руководством Шри Дживы и были преданными. Это были Шринивасачарйа Прабху, Тхакур Нароттам Дас и Шйамананд. Они были настолько совершенны в преданности, что считались воплощениями самих Шри Чайтанйи Махапрабху, Шри Нитйананды Прабху и Шри Адваитачарйи.
Шри Джива попросил их, с согласия Рупы-Санатаны и других госвами взвалить на свои плечи ответственность за великую задачу проповеди на востоке. Они согласились. В благоприятный день госвами собрались перед храмом Говинда-Дева, чтобы попрощаться с ними. Было готово две повозки, запряженные буйволами: одна предназначалась для книг, а в другой должны были ехать Шринивасачарйа, Нароттам Тхакур и Шйамананд. Было готово также десять вооруженных человек, чтобы сопровождать их. Госвами обняли одного за другим Шринивасачарйу, Нароттама Тхакура и Шйамананда и пожелали им счастливого пути со слезами на глазах и своими благословениями.
Группа отправилась по дороге через Агру и Этавах. Из Этаваха они ехали через леса Джаракханда и прибыли к границам Вишнупура, государства Раджи Вирахамвира. Вирахамвир был странным человеком. Хотя он был царем, преданным и хорошо управлял своим государством, за границами своего царства он занимался грабежом и разбоем. Према Виласа говорит, что днем он читал Пураны, а ночью разбойничал. Он узнал, что недалеко от северо-восточной границы его владений проезжает повозка, наполненная драгоценностями под охраной вооруженных людей. Он немедленно приказал двум сотням солдат доставить эту повозку к нему, никого при этом не убив.
На следующую ночь, когда Шринивасачарйа и его люди спали в деревне Гопалапур, солдаты увели повозку, на которую были погружены книги. Вооруженная охрана не смогла сделать ничего, так как солдаты намного превосходили их числом. Не было конца горю Шриниваса, Нароттама и Шйамананда. Книги были их жизнью и душой. Потеряв их, они почувствовали, как жизнь покинула их тела. Они плакали и не знали, что им делать. Шринивас в письме сообщил Шри Дживе грустные новости. Письмо оказалось подобным разорвавшейся бомбе и повергло госвами в горе и отчаяние. Больше всех страдал Кришнадас Кавирадж. Он пытался утопиться в Радхакунде, но его вытащили.
Джива Госвами не мог понять, что же грабители намереваются делать с книгами. Он решил, что новости, возможно, являются предвестниками лилы Господа, тайна которой будет разрешена позднее. Он стал ждать следующего сообщения.
Шринивас сказал двум своим спутникам: "Вас попросили идти и проповедовать ваишнавизм. Поэтому идите в Гауду и начинайте проповедовать вместо того, чтобы без толку сидеть здесь. А я останусь тут и постараюсь найти книги". Нароттам и Шйамананд оказались перед дилеммой. Они не могли ни оставить Шриниваса, который был им очень дорог, одного, и также они не могли пойти против воли госвами, которые попросили их идти и проповедовать. В конце концов они решили, что согласно воле Махапрабху им следует приступить к работе, которая была так важна для Него. Они поклонились стопам Шриниваса и покинули его в слезах.
Шринивас стал рыскать повсюду в поисках книг, подобно человеку, обезумевшему после потери чего-то такого, что было для него дороже его собственной жизни. Он узнал от Кришнаваллабха, брахмана из деревни Деули, что во дворце Вирахамвира каждый вечер происходит Бхагаватам-патха (чтение «Бхагаватам»). Он принял это как указание Махапрабху на путь, который приведет его к обнаружению пропавших книг. Вместе с Кришнаваллабхом он пошел во дворец, чтобы послушать катху. Происходила катха глав, описывающих раса-лилу. Объяснение шлок катхаком (чтецом) оказалось неправильным. Шринивас не смог удержаться, чтобы не указать на ошибки, и правильное толкование стихов произвело на Вирахамвира впечатление. Он попросил Шриниваса со следующего дня стать чтецом «Бхагаватам».
Шринивас начал катху, которая продолжалось некоторое количество дней. Его представление текста было столь прекрасным и трогательным, что растопило даже каменные сердца Вирахамвира и его начальников-разбойников. После того, как катха закончилась, Вирахамвира решил поговорить со Шринивасом, и во время разговора тайна пропажи книг была раскрыта. Вирахамвира не только вернул ему книги, но и вручил себя его стопам. Он, многие из его военачальников и подданных приняли от него мантру и стали его учениками. Шринивас послал радостные известия Шри Дживе.
Шри Джива получил известия, которых ожидал. Новости развеяли облака отчаяния, собравшиеся было над небом Вриндаваны.
Кража книг оказалась скрытым благословением. С посвящением Вирахамвира ваишнавизм пустил корни в Вишнупуре. Храмы были построены в каждой деревне, а в них — установлены Шри Виграхи Шри Кришны и Шри Чайтанйи. В каждом доме стали читать гаудийа-шастры. Шри Сатишчандр Митра написал, что даже сегодня нигде не находят так много старых манускриптов «Чайтанйа-чаритамрты» и других гаудийа-шастр, как в Вишнупуре.
Шринивас поехал в Гауду с книгами. Теперь он был раджа-гуру (учителем раджи). Поэтому он не испытывал нужды в деньгах. Было устроено великое празднество в Кхетари, на которое собрались жители Бенгалии, Бихара, Ориссы, Ассама и Манипура. Проповедь шла бодро и энергично. Нароттам проповедовал главным образом в Гауде, Ассаме и Манипуре, Шйамананд — в Ориссе. Поддерживалась связь со Шри Дживой, который наставлял их из Вриндаваны. Любые книги, которые были написаны в Гауде, отсылались к нему для утверждения. Ни одна книга, которая не была одобрена им или не изменена согласно тому, что предлагал он, не признавалась годной для проповеди.
Теперь Джива Госвами выполнил всю работу, которую Махапрабху доверил Рупе и Санатане, и которую они не успели выполнить до конца. Теперь он мог покинуть свое физическое тело и присоединиться к ним в Высшей Вриндаване в своей манджари-сварупе, что он и сделал в 1608 году.