Джива госвами и шрипад валлабхачарйа
Бхактиратнакара и Премавиласа утверждают что когда Рупа Госвами был занят написанием «Бхакти-расамрита-синдху», к нему пришел Дигвиджайи (победитель мира) Валлабх Бхатта. Полагают, что этим Валлабхом Бхаттой был никто иной как знаменитый Шрипад Валлабхачарйа из Валлабха Сампрадайи.
В тот момент Джива Госвами сидел рядом со Шри Рупой о обмахивал опахалом. Рупа Госвами с почетом принял Валлабхачарйу и предложил ему асану. Валлабхачарйа стал перелистывать страницы «Бхакти-расамрита-синдху». У него возникли возражения по поводу использования слова пишачи, что означает привидение, в следующей шлоке:
бхукти-мукти-спрха йават пишачи хрди вартате
тавадбхакти сукхасйатра катхамабхийудайо бхавета
(«Бхакти-расамрита-синдху», 1, 2, 22)
"Пока привидение желания мукти (свобода от оков) или бхукти (мирского наслаждения) остается в сердце, бхакти-сукха (счастье, исходящее из бхакти), остается невозможным".
Валлабхачарйа предложил, чтобы слово пишачи было в первой строке шлоки опущено, которая в таком случае могла бы звучать так:
вйапноти хрдайам йавад бхукти-мукти спрхаграха
Рупа Госвами принял его предложение из уважения к нему и в силу его естественного смирения. Но Дживе это не понравилось. Он не знал, кем был их гость. Он не мог стерпеть дерзости новоприбывшего, у которого хватило смелости искать ошибки в написанном таким ученым, как Шри Рупа. Джива покраснел от гнева. Но так как Рупа согласился с предложением незнакомца, Джива не смог сказать ничего в присутствии учителя.
Немного погодя, когда Валлабхачарйа отправился к Йамуне, чтобы принять омовение, Джива последовал за ним. По дороге он сказал: "Почтенный господин, изменение, которое вы предложили внести в Бхактирасамртасиндху, неправильно. Гурудев принял его только из-за своего смирения".
Это для Валлабхачарйи было полной неожиданностью. Он в течение некоторого времени пристально смотрел на молодого человека, а затем сказал: "Интересно, значит, ты считаешь, что правильным является называть мукти словом пишачи — мукти, к которому стремятся многие садхаки, которое полагает конец всем страданиям и приносит счастье?"
Джива мягко ответил: "Ачарйа! возможно, и неправильно называть мукти словом пишачи. Но в той шлоке не мукти было названо пишачи, но желание мукти. В сердце преданного нет места желаниям. Если желание входит в сердце преданного, оно высасывает бхакти-расу, и ввергает человека в постоянное беспокойство, будто бы он одержим злым духом. Только преданный может быть всегда умиротворен, так как он не желает ничего помимо служения Кришне. Слово пишачи, конечно, может быть опущено в этом стихе, но в таком случае идея не будет показана столь наглядно. Поэтому использование этого слова весьма уместно в данном случае".
Пока Джива говорил все это, Ачарйа пересматривал шлоку в своем уме и говорил сам себе. Похоже, что молодой человек прав. Это желание мукти, а не само мукти названо словом пишачи в этой шлоке. Мой ум оказался настолько возбужден словом пишачи в контексте мукти, что слово "желание" совсем вылетело у меня из головы". Он сказал Дживе: "Ты прав. Действительно, в этой шлоке желание мукти было названо пишачи. Нет никакого сомнения, что для бхактов желание мукти подобно пишачи".
Валлабхачарйа омылся в Йамуне, все время думая об остром и проницательном интеллекте молодого Дживы. Завершив омовение, он снова пришел к Шри Рупе и сказал: "Я снова пришел к тебе, чтобы спросить, кто этот молодой человек, сидевший рядом с тобой. Не расскажешь ли?"
Рупа сказал: "Это мой ученик и племянник. Он пришел из Гауды несколько дней назад".
"У него необычайный интеллект, он обещает быть великим ачарйей", — восхищенно сказал Валлабхачарйа. После этого он рассказал то, как Джива указал на его ошибку в трактовке шлоки и попросил Рупу не изменять ее.
Наказание
Валлабхачарйа ушел, оставив Рупу в великом беспокойстве своими восхищенными словами о Дживе. Когда Джива вернулся после омовения, Рупа дал выход своему негодованию, попросив Дживу покинуть его. По словам Бхактиратнакары и Премавиласы он сказал: "Бхатта Джи милостиво пришел ко мне и в моих собственных интересах предложил внести изменения в то, что было написано мной. Но ты не смог вынести такой простой вещи и покраснел от гнева. Ты не заслуживаешь того, чтобы жить здесь. Уходи отсюда и не показывай здесь своего лица, пока ты не победишь свой гнев и подготовишь себя для жизни ваираги".
Дживу вдруг осенило, что он действительно наполнился гневом, направленным против ачарйи, и поэтому он совершил в отношении него оскорбление, и повел себя образом, не соответствующим идеалу ваираги. Огонь раскаяния стал жечь его сердце. Повинуясь приказанию своего гуру, он покинул его, предварительно поклонившись, и ушел далеко в лес, проливая слезы раскаяния.
В лесу Джива стал вести жизнь в такой аскезе, что не поддается никакому описанию. Он не ходил за бхикшей. Если кто-то приходил из далекой деревни и давал ему что-нибудь, он ел, в ином случае он постился и только пил воду из Йамуны. Иногда деревенские жители приносили ему пшеницу. Он толок зерна, смешивал их с водой и пил. Живя так, он провел в лесу довольно много времени, иногда питаясь тем, что ему приносили, но в основном постясь. Иногда ему приходилось поститься в течение многих дней напролет, от чего его тело стало напоминать скелет, обтянутый кожей, и его стало трудно узнать. Он решил не уходить из леса, не победив все свои слабости и не сделав из себя идеального ваираги и преданного.
Как-то раз Санатана Госвами, выйдя на поиски Дживы, наткнулся на него в лесу. Он очень огорчился, увидев его состояние. Он решил попросить Рупу, чтобы тот пролил на Дживу свою милость и позвал его обратно. Он пришел к Рупе, но вместо того, чтобы прямо перейти к интересовавшему его предмету, сказал: "Ну как, Рупа, насколько хорошо идут дела с «Бхакти-расамрита-синдху»?"
"Я продвинулся довольно далеко. Я бы уже давно завершил работу, если бы не прогнал Дживу. Мне пришлось поступить так, потому что он совершил оскорбление", — ответил Рупа.
Санатана Госвами получил возможность, которой искал. Он сказал: "Я все знаю. Я стал искать его. Он находится в плачевном состоянии. Подвижничество, покаяние и лишения превратили его в ходячий скелет. Похоже, его жизнь висит на волоске. Ты всю свою жизнь следовал принципу Махапрабху — дживе дайа наме ручи — быть милостивым к каждой дживе (душе) и в радости воспевать Имя Господне. И своего собственного Дживу ты собираешься лишить своей милости?"
Рупа принял намек своего старшего брата как приказание. Он немедленно послал кого-то, чтобы привели Дживу. Перемена, которую он желал увидеть в нем, полностью произошла. Получив милость гуру, он стал вести новую жизнь преданности и служения.
Эпизоды подобно вышеописанному часто оказываются устроенными Самим Господом, чтобы дать пример дживам, которому они должны следовать. Вполне возможно, что этот эпизод был задуман с тем же умыслом. Никого, кто был затронут в данном случае, невозможно винить. Провидение пожелало, чтобы Рупа Госвами установил идеал смирения, приняв изменения, предложенные почетным гостем, Джива показал пример преданности гуру, попытавшись поддержать его имя и повинуясь его указаниям, а Валлабхачарйа показал пример великодушия, выслушав молодого человека и похвалив его за то, что он указал на его ошибку.
В этой связи очень важно заметить, что Джива Госвами, комментируя вышеупомянутую шлоку в своем комментарии на Бхактирасамртасиндху, также приводит и строку, предложенную Валлабхачарйей как возможное прочтение шлоки.
Служение Радха-Дамодаре
История Радха Дамодара, согласно «Бхакти-ратнакаре», такова:
Радха Дамодар сначала явился во сне Рупе Госвами. Он сказал Рупе: "Дай Меня Дживе, чьим любовным служением я страстно хочу наслаждаться". Рупа Госвами устроил так, чтобы было изготовлено Шри Мурти в точности такое, какое он видел во сне, и передал Его Дживе. Это подтверждается шлокой из «Садхана-дипики», которая цитируется в «Бхакти-ратнакаре».
Джива Госвами служил Радха Дамодару всем своим сердцем и душой. Радха Дамодар требовал от него различные блюда, и Джива Госвами в действительности видел, как Радха Дамодар ел их с большим удовольствием. Как-то раз Он позвал его и показал Ему Свою прекрасную форму, улыбаясь и играя на флейте. Как только Джива увидел ее, он упал без сознания. Когда он пришел в себя, его счастью не было предела и слезы любви нескончаемым потоком потекли из его глаз.
Сегодняшний храм Радха Дамодара во Вриндаване был построен в 1558 году. После этого ушел из мира Шри Рупа. Нам известно это из документа, хранящегося в Институте исследования Вриндаваны. Согласно этому документу, земля для храма была куплена в 1558 году у человека по имени Алиш Чхаудхари.