Краткий биографический очерк
Шрилы Дживы Госвами
хастамалакават-таттвам шримад-бхагаватасйа йах
шаршайамша дживебхйаш там шри джива-прабхум бхадже
«Я поклоняюсь Шриле Дживе Госвами Прабху, который открыл людям смысл (таттву) „Шримад-Бхагаватам“. Благодаря ему, суть этого писания (смысл «Шримад-Бхагаватам») стала столь же ясной, как плод амалаки на ладони» (1).
О жизни Шрилы Дживы Госвами известно немногое. Основными источниками сведений о его жизни являются «Према-виласа», написанная Нитьянандой Дасом в середине 16 века в Бенгалии, и «Бхакти-ратнакара» Нарахари Чакраварти, написанная столетие спустя во Вриндаване. Генеалогические сведения приводит сам Джива Госвами в «Лагху-вайшнава-тошани». Детали описаний обоих авторов разнятся между собой, что дает основание учёным подвергать сомнению достоверность этих сведений. Однако помимо исторической достоверности есть другая достоверность, недоступная пониманию западного ученого, – достоверность чувств. Умертвляя чувства, но скрупулезно следуя фактам, они искажают истину жизни куда сильнее, чем человек, готовый поступиться несущественными мелочами, только ради того, чтобы сохранить подлинность чувств.
Шрила Джива Госвами родился приблизительно в 1513–1514 году в Рамакели (Западная Бенгалия) и был сыном Анупама Малика, младшего брата Шрилы Рупы и Шрилы Санатаны Госвами. Трое братьев были сыновьями Шри Кумарадевы, который принадлежал к роду Сарасвата-брахманов из Бхарадваджа Готры. Предки Кумарадевы переселились в Бенгалию, на берега Ганги из Карнатаки. Сам Кумарадева, дед Шрилы Дживы Госвами, славился своим благочестием и чистотой. Если даже тень нечистого человека падала на него, он тотчас совершал очистительный обряд и постился целый день. Какие-то семейные разногласия заставили его переселиться в Бангладеш, в деревню Бакла Чандрадвипа. По иронии судьбы, могущественный правитель Бенгалии шах Хуссейн призвал всех троих сыновей Кумарадевы к своему двору и доверил им важные правительственные посты. Шри Санатана стал Премьер-министром в его правительстве, Шри Рупа – личным секретарём шаха, а отец Дживы Госвами, Анупам, по данным некоторых исследователей (2), управлял монетным двором Хуссейна. Зная нрав шаха, братья не осмелились отказаться от предложенных им постов. Однако, воспитанные в строгих религиозных традициях, они не переставали проклинать своё положение, считая себя хуже яванов (мясоедов). Чрезмерно строгое индусское общество отвернулось от них, а их отец непрестанно совершал искупительные обряды, чтобы как-то загладить вину своих сыновей. Можно только представить себе трагедию этого бедного человека, который ещё при жизни потерял всех троих сыновей и из-за их поступка сам стал в глазах людей посмешищем. Люди, которых они уважали и любили, отвергли троих братьев, но смирение и постоянное раскаяние, в котором протекала их жизнь, сделали их лучшими кандидатами на милость Шри Чайтаньи Махапрабху.
Стены, разделяющие людей на касты и секты, не доходят до Бога. Господь ценит не сомнительную кастовую чистоту тела, но подлинную чистоту покаянного сердца. Чистые люди стремятся к Богу, но к смиренным Господь приходит Сам. Никто не понимал, почему Шри Чайтанья Махапрабху по пути во Вриндаван сделал крюк и оказался в Рамакели. Никто, кроме Него Самого. Когда Шри Чайтанья Махапрабху оказался в Рамакели, тайком, под покровом ночи, трое братьев пришли, чтобы увидеть Его. Могущественные правители Бенгалии, богатейшие люди своего времени, они со слезами на глазах и с соломой в зубах припали к Его стопам. Нарахари пишет, что Гаурахари на примере Своих любимых учеников, Санатаны и Рупы, хотел показать людям, что такое подлинное смирение.
Махапрабху дал новые имена всем троим братьям, что, по сути, было для них началом новой жизни. Новое имя обычно даётся человеку, когда он начинает жизнь в отречении. Отец Дживы Госвами получил от Него имя Шри Валлабха. По свидетельству Нарахари Чакраварти (3), Шри Джива, который был тогда совсем маленьким мальчиком, тоже видел Чайтанью Махапрабху в Рамакели. Вскоре после этого визита все трое братьев оставили свои посты в мусульманском правительстве и отреклись от мира. Часто люди отрекаются от мира, как лиса из эзоповской басни отреклась от недоступного винограда. Но они отреклись от мира не потому, что не смогли в нём ничего добиться, и даже не потому, что мир с его радостями наскучил им. Они отреклись от мира, потому что, оказавшись в обществе Гауранги, ощутили всю красоту и сладость иного, духовного мира. По приказу Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Валлабха вместе с Рупой Госвами отправился во Вриндаван. На пути во Вриндаван в Праяге они встретились с Махапрабху, после чего продолжили свой путь во Врадж. Во Врадже Рупа Госвами получил известие о том, что Шри Чайтанья снова хочет видеть его в Нилачале. Вместе со Шри Валлабхой он тотчас направился к Махапрабху в Джаганнатха Пури, но, достигнув берегов Ганги в Гаудадеше, Шри Валлабха скончался. Это произошло в 1516 году.
Рано овдовевшая жена Шри Валлабхи воспитывала Дживу Госвами (которого тогда звали Гопал) в доме его деда Кумарадевы в Чандрадвипе. В очень короткий срок Шрила Джива Госвами в совершенстве овладел санскритской грамматикой, изучил аланкара-шастры и другие предметы. С самого детства он поклонялся Божествам Кришны и Баларамы. Отходя ко сну, он плотно прижимал Кришну и Балараму к себе. Так, что даже мать не могла отобрать мурти у него. Ранняя смерть отца сделала мальчика, и без того проявлявшего склонность к самоотречению, ещё более равнодушным к мирским делам. Иногда соседи видели его плачущим в одиночестве, но едва ли кто-то понимал истинную причину его слёз.
Захлёбываясь слезами, мальчик постоянно твердил: «Шри Кришна Чайтанья, Шри Кришна Чайтанья». Живя в Бенгалии, он всё время мечтал оказаться рядом с Рупой и Санатаной во Врадже. «Шримад-Бхагаватам» был его любимой книгой с раннего детства. Нарахари утверждает, что в присутствии Дживы никто не осмеливался говорить ни о чём, кроме Кришны. Всем было ясно, что рано или поздно Шри Джива покинет семью и деревню и последует примеру отца и его братьев.
Однажды вечером Шри Джива сидел в одиночестве, повторяя святое имя. Он плакал в разлуке с теми, кого любил больше жизни. Боль разлуки стала такой нестерпимой, что он упал на землю и стал кричать: «О мой Господь, Шри Кришна Чайтанья! О милосердный Нитьянанда! О Шри Адвайта-чандра, океан милости! Когда же вы сжалитесь надо мной?» Всю ночь он проплакал, а под утро сон смежил его глаза. За несколько лет до этого в Рамакели он видел чудный сон, который не мог забыть: Шри Чайтанья в сопровождении тысяч людей пел киртан, заполняя всю Вселенную любовью к Богу. В эту ночь тот же самый сон снова приснился ему. Он увидел Чайтанью и Нитьянанду, но вдруг Они исчезли и вместо Них появились Кришна и Баларама. Шри Джива пил Их красоту, как волшебный напиток, но через мгновение вместо Кришны и Баларамы опять появились Чайтанья и Нитай. Гаурасундара обнял Дживу и подвёл его к лотосным стопам Нитьянанды, а Нитьянанда снова и снова повторял, обращаясь к нему: «Пусть же для тебя не будет никого дороже Гауранги Махапрабху!» Когда видение исчезло, и Шри Джива проснулся, мокрый от слёз, он знал, что больше ни дня не сможет провести в родной деревне. Рано утром он попросил у матери разрешения уйти из дома, чтобы изучить ньяю (логику), и в тот же день в сопровождении слуги отправился в путь. Сначала он пришёл в Навадвипу. Вайшнавы, узнавшие о том, что в Навадвипу пришёл племянник Рупы и Санатаны, отвели его в дом Шриваса Тхакура, где он встретился с Нитьянандой. Нитьянанда, предвидевший приход Дживы, очень обрадовался ему: «Я пришёл в Навадвипу из Кардахи специально, чтобы увидеться с тобой, мальчик мой». В течение нескольких дней Джива находился в обществе Нитьянанды в Навадвипе, обойдя с Ним все места лил Господа Гауранги. А затем Он призвал к Себе Дживу и велел ему отправляться во Вриндаван: «Махапрабху хочет, чтобы вся ваша семья собралась во Врадже».
На пути во Вриндаван Шри Джива остановился в Каши (Бенаресе). Там его учителем стал Мадхусудана Вачаспати, знаток всех шастр, логики и «Веданты». В очень короткий срок под его руководством он освоил ньяю, вайшешику, санкхью, йогу, пурва-мимамсу и веданту. Лучшие пандитыБенареса были поражены талантом юноши и приходили, чтобы посмотреть на него или проверить его знания. Но сам Джива ждал только того дня, когда он завершит своё образование и сможет отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане. Нигде в своих книгах он не упоминает имени Мадхусуданы Вачаспати – своим подлинным гуру он всегда считал Рупу Госвами.
Джива Госвами пришёл во Вриндаван приблизительно в 1541 г. и не покидал Врадж вплоть до своего ухода из этого мира в 1608 г. Здесь под руководством Рупы и Санатаны он изучил науку преданного служения и написал книги, обессмертившие его имя. Во Вриндаване он получил посвящение от Рупы Госвами, став его первым и единственным учеником. Его первым служением во Врадже была помощь в редактировании самой знаменитой книги Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», а первой его книгой была «Мадхава-махотсава», законченная в 1555 г. Шрила Рупа Госвами сумел описать божественную любовь, воплотившуюся в Господе Чайтанье, а Шрила Джива Госвами объяснил её миру.
Если бы не они, эта любовь так и осталась бы загадкой, недоступной людям. «Хотя все Веды и Пураны воспевают славу бхакти, только подлинный вайшнав понимает, что такое бхакти» (4). После ухода Рупы и Санатаны гений Шрилы Дживы Госвами стал блистать в полную силу, как яркое солнце, рассеивающее мрак века Кали.
Вайшнавы того времени, как в Бенгалии, так и во Врадже, почитали его величайшим авторитетом в философии и религии Господа Чайтаньи, и слово его принималось всеми как закон. Великие ачарьи следующего поколения – Шриниваса Ачарья, Нароттама Дас Тхакур и Шьямананда Прабху считали себя его учениками. В начале 80-х годов шестнадцатого столетия они были посланы Дживой с книгами Госвами в Бенгалию. И именно они положили конец доктринальному разброду, который воцарился в Бенгалии после ухода Чайтаньи Махапрабху и Его ближайших соратников, и утвердили в умах людей учение Господа Чайтаньи в том виде, в каком оно было разработано Госвами Вриндавана.
Описывая этот эпизод и исторический вклад Шрилы Дживы Госвами в формирование сампрадаи Господа Чайтаньи, Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: «После ухода Шримана Махапрабху вся община вайшнавов переживала трудные времена. Поскольку после Махапрабху не осталось достойного преемника и поскольку различные идеологии примешались к учению вайшнавов, Гаудадеша лишилась управления и осталась без ачарьи. Будучи независимым по природе, Шри Вирачандра Прабху не смог охватить Своим влиянием всю Гауда-мандала-бхуми. В то же время возникли большие разногласия среди сыновей Шри Адвайты Прабху. Постепенно спутники и последователи Махапрабху стали уходить из этого мира. Воспользовавшись этим, разнообразные проповедники неавторитетных сект, такие как баулы, сахаджии, даравеши и шани, стали распространять свои учения в разных областях Гауды. Пользуясь верой людей в имена Шри Чайтаньи и Нитьянанды, эти проповедники ложных культов стали проповедовать свои лжеучения несчастным людям.
Шри Джива Госвами был единственным ачарьей вайшнавов того времени, чей авторитет был непререкаем. Сам он безвыездно жил во Врадже, но когда до него дошли известия о плачевном положении дел в Гауда-мандале, он тотчас послал Шри Шринивасу Ачарью, Шри Нароттама Даса Тхакура и Шри Шьямананду Прабху в Бенгалию в качестве ачарьев, которые должны были учить людей законам религии. Он же позаботился о том, чтобы они привезли в Бенгалию авторитетные книги ближайших последователей Господа Чайтаньи. По воле Махапрабху, все эти книги были украдены по дороге. Лишившись книг, они стали проповедовать чистые принципы религии вайшнавов, опираясь на силу своего бхаджана» (5).
Никто во Врадже не пользовался большим влиянием, чем Джива Госвами. Автор «Садхана-дипики» прославляет его такими словами: «Слава Шри Дживе Госвами, который всегда хранит лотосные стопы Шри Рупы Госвами в своём уме! Он жил во Врадже, и даже люди, ничего не смыслящие в философии, были покорены его философскими взглядами» (6). В 1558 году он приобрёл землю для храма Радхи-Дамодары. Кришна пришёл к Рупе Госвами во сне и велел изваять Божества Шри Шри Радхи-Дамодары (7). Свои последние дни Шрила Рупа Госвами провёл в храме Радхи-Дамодары, где Джива Госвами служил ему. Его самадхи находится во дворе этого храма. В 1568 году, после ухода Шри Рупы и Санатаны, Его заботам были поручены храмы Мадана-мохана и Говиндаджи. Сам император Акбар по ходатайству Раджи Тодара Малла подтвердил его право на владение этими храмами. А в 1584 году Рагхунатх Дас передал Дживе Госвами всё, чем он владел на Радха-кунде: «Диктуя этот документ Кавираджу на своём смертном одре, я, слепой и падший Рагхунатх Дас, ревностно служивший Шри Радха-кунде, передаю все свои владения лотосным стопам Божества, которому поклоняется Джива (то есть храму Радхи-Дамодары)». Сам Джива Госвами прожил последние годы своей долгой жизни в храме Радхи-Дамодары. Он ушёл из этого мира в третий день прибывающей луны месяца Пауша 29 декабря 1608 года, передав все свои владения Виласу Дасу, «святому человеку, искренне преданному высшей истине».
Последней его книгой была «Санкальпа-кальпа-друма», которую он, по его словам, писал, уже лёжа на смертном одре. В ней Джива Госвами наставляет свой ум, повелевая ему перед уходом из этого мира помнить о нитья-лиле Кришны. Так нитья-парикар Господа Кришны, служанка Шримати Радхарани, Виласа-манджари, вернулся к своему служению Радхе и Кришне в духовном мире.
Труды Шрилы Дживы Госвами
Шрила Джива Госвами написал множество книг и комментариев. Вместе они, по словам Кришнадаса Кавираджа (8), составляют 400 000 стихов, то есть по размеру в четыре раза превышают грандиозный эпос древней Индии, «Махабхарату». И при этом, стиль философских трудов Дживы Госвами отличается лаконичностью и максимальной насыщенностью. Мы опишем только самые главные из работ Дживы Госвами.
«Бхакти-ратнакара» перечисляет двадцать пять книг, написанных Шрилой Дживой Госвами. Все эти труды сделали его одним из величайших религиозных философов за всю историю человечества. Однако самым главным трудом его жизни, безусловно, является «Бхагавата-сандарбха» (суть «Шримад-Бхагаватам»), или «Шат-сандарбха», шеститомное произведение, в котором он систематически излагает учение Гаудия-вайшнавов на основе материалов «Шримад-Бхагаватам». По словам самого Дживы Госвами, идея этого труда принадлежала Рупе Госвами и Санатане Госвами, которые доверили его своему племяннику, а черновые наброски к Сандарбхам сделал их друг, Гопала Бхатта Госвами. Кришнадас Кавираджа пишет, что «Шат-сандарбха» содержит в себе квинтэссенцию всех священных писаний мира (9) и что в ней «Шри Джива Госвами открыл людям истину о духовной любви Кришны (10)».
«Шат-сандарбха» анализирует «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с категориями «Веданты»: самбандхой, абхидхеей и прайоджаной. Самбандха-таттва устанавливает отношения между основными категориями (истинами), абхидхея-таттва объясняет путь, ведущий к достижению цели (т.е. бхакти), а прайоджана-таттва описывает высшую цель (необходимость, прему). Первые четыре книги, «Таттва-сандарбха», «Бхагавата-сандарбха», «Параматма-сандарбха» и «Шри-Кришна-сандарбха», разбирают самбандха-таттву, «Бхакти-сандарбха» анализирует абхидхея-таттву, а «Прити-сандарбха» объясняет прайоджана-таттву.
«Таттва-сандарбха» доказывает авторитет «Шримад-Бхагаватам» как высшего откровения, тем самым формируя основу для дальнейшего обсуждения. Там же опровергается философия адвайта-вады. Это, пожалуй, самое подробное изложение гносеологии Гаудия-вайшнавов. «Бхагават-сандарбха» обосновывает, что высшей истиной является Бхагаван Нараяна в Его многочисленных формах, а «Параматма-сандарбха» описывает природу материального мира, природу иллюзорной энергии, природу индивидуальной души и их отношения с Творцом.
«Кришна-сандарбха», самая длинная из четырёх произведений и, может быть, самая важная, доказывает, что Кришна (а не Нараяна) является изначальным Верховным Господом, Бхагаваном, и что Его дхама и Его слуги вечны. В начале «Гопала-чампу», своего главного поэтического труда, Джива Госвами утверждает, что всё это произведение суть поэтическое изложение философских истин, доказанных в «Кришна-сандарбхе». Семенем этого труда является стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.59): «Хотя повелитель Лакшми (Нараяна, Владыка Вайкунтхи) и Шри Кришна с философской точки зрения неотличны друг от друга, Кришна превосходит Нараяну с точки зрения расы. Его образ – воплощение высшей расы и её вместилище». В этом труде Джива Госвами на материале «Шримад-Бхагаватам», других Пуран и тантр доказывает, что Кришна является источником Нараяны, а Лакшми, супруга Нараяны, является экспансией Радхи. Так, в этих четырёх трактатах, по словам Шрилы Дживы Госвами, было доказано, что высшим и самым совершенным проявлением того, с кем связана индивидуальная душа, является Господь Мадхава в сопровождении Шри Радхи.
Дополнением к первым четырём «Сандарбхам» является трактат «Сарва-самвадини», в котором Джива Госвами опровергает адвайта-ваду и другие распространённые в его время системы философии и приводит дополнительные аргументы в пользу гаудия-вайшнава-сиддханты. В частности, именно в нём подробно обосновывается божественный статус Шри Чайтаньи. Этот труд знаменит тем, что именно в нём впервые появляется термин «ачинтья-бхеда-абхеда», под которым ныне известна философия Гаудия-вайшнавов.
«Бхакти-сандарбха» описывает различные аспекты садханы, обряды и обязанности, которые нужно исполнять, чтобы обрести любовь к Кришне. «Прити-сандарбха» – самая длинная из всех, основана на трудах Рупы Госвами по бхакти-расе, «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани», а также на «Вайшнава-тошани», комментарии Шрилы Санатаны Госвами к Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах по эстетике.
«Радха-кришна-чарана-дипика» доказывает необходимость поклонения Кришне вместе с Его шакти, Шримати Радхарани. Поклонение Шримати Радхарани вместе с Кришной было введено Джахнавой деви, и в своём труде Джива Госвами обосновывает эту практику.
«Мадхава-махотсава» – первое поэтическое произведение Дживы Госвами и описывает эпизод из «Падма-пураны», в котором рассказывается о коронации Шримати Радхарани во Вриндаване.
Среди комментариев, написанных Дживой Госвами, первым следует упомянуть «Крама-сандарбху», седьмую «Сандарбху», его комментарий к «Шримад-Бхагаватам», включающий в себя основные комментарии к стихам «Шримад-Бхагаватам», сделанные в «Шат-сандарбхе».
«Лагху-вайшнава-тошани» – сокращённый и отредактированный вариант комментария Шрилы Санатаны Госвами к Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», написанный Шри Дживой по поручению самого Санатаны Госвами.
«Диг-даршини» – комментарий Дживы Госвами к «Брахма-самхите» в значительной степени основан на его же «Кришна-сандарбхе» и содержит подробное описание Голоки.
«Дургама-сангамани» – подробный комментарий Дживы Госвами на «Бхакти-расамрита-синдху».
«Лочана-рочани» – его комментарий на «Удджвала-ниламани».
«Сукха-бодхини» – комментарий на «Гопала-тапани-упанишад».
«Хари-намамрита-вьякарана» – грандиозный труд по грамматике санскрита, где вся санскритская грамматика изложена в сутрах, а в виде всех грамматических терминов используются имена Кришны.
«Бхати-расамрита-шеша» – аналогичный труд по поэтике (аланкара-шастра). В нём эстетика излагается в категориях, приемлемых для вайшнавов на примере жизни Кришны.
Наконец, «Гопала-чампу» – одно из самых значительных и обширных произведений Дживы Госвами, написанное им в очень преклонном возрасте. В нём жизнь Кришны описывается на основании «Вайшнава-тошани», комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах Рупы Госвами. В этой книге подробно описывается рождение Кришны во Врадже, Его возвращение во Врадж из Двараки и восхождение на Голоку.
Последний труд Дживы Госвами, «Санкальпа-кальпадрума», описывает нитья-лилу Кришны на Голоке Вриндаване. Обращаясь к уму, Джива Госвами призывает его постоянно памятовать об этой нитья-лиле, чтобы в момент смерти ум мог перенести душу в эту обитель.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Хастамалака («плод амалаки, миробалана, на ладони») – идиоматическое выражение на санскрите, означающее нечто предельно ясное и очень простое для понимания.
2. Jadunath Sarkar.
3. Нарахари Чакраварти, «Бхакти-ратна-кара».
4. «Бхакти-ратна-кара», 1.855.
5. Ш.Бхактивинода Тхакур, «Садджана-тошани», 6.2.
6. «Садхана-дипика», цит. По «Бхакти-ратна-кара», 4.289.
7. «Бхакти-ратна-кара», 4.286.
8. «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.231.
9. «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.229.
10. Там же, 4.231.
Редакция: Ума д.д. Ари Мардан д.