Естественная и противоестественная природа

Снова у меня заботы, мои дорогие братья и сестры: вас теперь так много на Скале, что она становится слишком тесной. Скоро придется думать о ее расширении.. Это возможно, мы добавим камней, цемента, и сделаем большую площадку. Достаточно каждому принести в руке или в карманах немного гальки и цемента, и готово--не будет больше ни впадин, ни выступов, все будет гладким. Увидите, мы найдем решение. ъ

Так или иначе, мы видели солнце, мы не можем жаловаться.

А теперь, поскольку сегодня Пасха, я мог бы сказать вам: "Христос воскрес", но мне кажется, что вы не были бы так уж в этом уверены. Через два или три часа, когда мы будем в зале, ваша уверенность возрастет, но в настоящий момент.. Когда вы в холоде, когда вам неудобно, хочется спать, то разве можно понять, что Христос воскрес? Русские говорят: "Деньги есть--Христос воскрес, денег нет--смерти смерть". Что означает: "Деньги есть--Христос воскрес, денег нет--Христос мертв". Она не глупа, эта пословица. Ах, эти русские, они знают, когда Христос воскрес, а когда он мертв.. деньги! В Болгарии и в России в день Пасхи принято приветствовать друг друга словами: "Христос воскрес", а другой отвечает: "Воистину воскрес". Но эта традиция исчезает, люди становятся такими материалистами!

Замечательно, когда нас много, как сегодня. А когда нас будет еще больше, вы увидите, как пробудится ваше сознание, как оно расцветет!. Просто потому, что все мы находимся здесь. Конечно, когда нас слишком много, временами возникают помехи. Коллективная жизнь может быть поистине чудесной, но надо быть бдительным, внимательным, сознательным, просветленным и иметь высокий идеал; тогда нет никакой опасности, напротив, все чувствуют помощь, поддержку, ободрение и безостановочно продолжают свое восхождение к духовным высотам. Таков идеал Посвященных. Мне хорошо известно, что большинство людей имеют в своей наследственности некоторое количество "не очень христианских" тенденций и используют коллектив, чтобы удовлетворить их. Однако, я продолжаю надеяться, ибо я рассчитываю на могущество света, чтобы изменить людей.

Все мы приносим с собой старые тенденции, унаследованные от далекого прошлого; они в нас зарегистрированы раз и навсегда. Никто полностью не свободен от своего прошлого. Отличие эволюционно продвинутых существ состоит просто в том, что они победили свои низшие тенденции и намерены работать ради самого высокого идеала. Но у тех, у кого нет этого света, этого порыва, этого высокого идеала, к которому они могли бы тянуться, проявляются многие низшие тенденции, это естественно. Когда нет света, что вы хотите, люди уступают своим самым эгоистичным наклонностям: заполучить, воспользоваться, поглотить, захватить, проглотить. И в некотором смысле это нормально, естественно.. Как раз Посвящение может им казаться ненормальным и противоестественным, но для божественного мира оно совершенно естественно.

Именно в этом вопросе у людей нет ясности: что "естественно", а что нет? Все только и говорят о "следовании своей натуре, подражании природе, соблюдении законов природы.." Это прекрасно, но о какой природе идет речь? В нас есть две натуры (природы). Многие из тех, кто следует природе, как они говорят, позволяют управлять собой низшей натуре и противодействуют своей высшей натуре. Другие же, решившие дать свободу своей высшей природе, стараются ограничить и связать свою животную природу. В головах людей царит большая путаница, поэтому мне хотелось бы осветить по-новому этот вопрос и сказать им, что существует другаяприрода, высшая, божественная, проявления которой противоположны проявлениям той, которую они называют человеческой и которая в действительности является лишь их низшей природой.

Существами, полностью подчиненными низшей натуре, являются животные. Они ей полностью верны, они никогда не нарушают ее законов, поскольку ими управляет инстинкт и у них нет, в отличие от нас, разума, сознания и воли, чтобы ему противостоять. Положение людей иное: Космический Разум дал им средства, чтобы противостоять низшей природе, освободиться от ее пут и подчиниться исключительно божественным законам. Следовательно, верно, что наше Учение "противоестественно" в той мере, в какой оно противодействует проявлениям в нас эгоистичного, жестокого и бессовестного "естества": оно нас побуждает укротить это "естество", победить его и сделать послушным в интересах другой природы--прекрасной, благородной, щедрой, божественной. Возьмем, к примеру, страх. Природа дала страх животным, чтобы обеспечить им импульс от опасности. Все живые существа изначально боязливы. Позже, на более высоком уровне их эволюции, Космический Разум вмешивается и освобождает их от этих пут, заменяя страх разумом; лучше знать, знакомиться, понимать, чем бояться и оставаться невежественным. Для животных естественно сохранять страх, который спасет их от опасности, так как у них нет разума. Но если человек, обладающий этим новым элементом, этим фактором прогресса--разумом, еще сохраняет страх, присущий животной стадии, то это не естественно, он не будет развиваться. Итак, мы можем сформулировать этот закон: то, что природа предписывает и одобряет в одно время, она перестает предписывать в другое время. Это касается многого в жизни: люди работают изо всех сил, чтобы получить что-то, а потом работают, трудятся в поте лица, чтобы от этого избавиться! Мудрость состоит в том, чтобы знать, сколько времени это хранить и когда от этого освободиться.

Я приведу вам другой пример, на этот раз из области религии. В Ветхом Завете написано, что человек должен бояться Господа, потому что боязнь Бога--это начало мудрости. Но пришел Иисус и заменил страх любовью, ибо страх мешает живым существам расти. Больше не надо бояться Господа, Его надо любить, как Отца. И здесь имеет место тот же процесс: низшая природа в течение определенного периода времени направляет людей в определенную сторону, затем вмешивается высшая природа, чтобы увлечь их в другом направлении. Итак, теперь ясно: наше Учение противоестественно, ненормально, если угодно.. но оно лучшее!

Еще один пример. Предположим, юноша испытывает определенное влечение к девушке, и ему хочется накинуться на нее; что же, это естественно. Но если он будет продолжать следовать этой низшей природе, что с ним будет? Он навсегда останется животным. И тогда вмешивается другая природа, которая говорит ему: "Надо владеть собой, преодолевать себя, контролировать себя". Разумеется, можно сказать, что это противоестественная природа, но она советует то, что следует предпочесть.. Или представим себе человека, которому необходимо то, что есть у соседа: природа толкает его своровать это. Он в этом нуждается, и все тут, без церемоний, без угрызения совести. Но если вмешивается высшая природа, она ему говорит: "Ах, нет, это принадлежит тому человеку, нельзя это у него отбирать, ты не имеешь права, либо ты должен заплатить.." Это уже разум, справедливость, нравственность.

Теперь вы видите, куда вы попали: в противоестественную школу! Выкручивайтесь, как хотите! Надо заранее знать, куда вы собираетесь пожаловать! Часто я говорю приезжающим в Бонфен в первый раз: "Вы не представляете, в каком гибельном месте вы приземлились!" Они смотрят на меня удивленно, и я добавляю: "Да, в гибельном месте, где вы вынуждены будете потерять многие недостатки, страхи, невежество. Они в вас погибнут. Тогда они успокаиваются, улыбаются.

Так вот: естественная натура и противоестественная натура.. И когда кому-нибудь говорят: "Ну, и слабак!"--вы догадываетесь, о какой натуре идет речь: о слабой, уязвимой, плаксивой. Но существует другая натура--сильная, крепкая, которая говорит: "Давай, садись на мою спину, я тебя донесу". Ясно? Все люди следуют своей природе, но вопрос в том, животная это природа или божественная. К сожалению, большинство людей надежны, верны, правдивы, честны, но лишь чтобы служить животной природе. Да, они твердо, искренне уверены, что иначе и быть не может, и в тот день, когда в них пытаются пробудить другую природу.. ах, как сложны жизнь! Но сделать это необходимо: здание, которое наши предки возводили веками, было чудесным, замечательным в прошлом, но наступает время, когда оно стареет, становится трухлявым, готовым обрушиться, и тогда его надо разрушить, чтобы построить новое здание.

Итак, вы больше не можете спорить, возражать, возмущаться, говоря: "Чего от нас хотят? Куда нас хотят привести? Нас погубят!" Да. Чтобы жить, надо умереть. Умереть, как умирает в земле зерно, когда начинает прорастать. А если оно не умрет, то есть не откажется от своего застоя, своей бесполезности, представляющих, собственно, только другие формы смерти, то оно не сможет жить, то есть не принесет плодов. Так же и мы: если мы будем жить старыми понятиями, мы никогда не будем живыми. Надо умереть для старых форм и принять другие, новые, великолепные, и тогда мы будем жить! Вы же не собираетесь поверить, что Христос хотел вашей смерти? Нет. "Если вы не умрете" означает: если вы не измените форму, стиль, привычки, образ мыслей,--но он не хотел нашей смерти, ведь он сказал: "Я есть воскресение и жизнь.." Он хотел, чтобы мы стали живыми, как он.. (читайте лекции: "Если вы не умрете, то не будете жить", том II и "Воскресение и страшный суд", том IX)

Итак, что бы вы ни делали, что бы ни говорили и ни думали, есть только один путь: сознательно умереть для низшей природы, чтобы родиться для божественной природы.

Насколько мы были послушными и покорными по отношению к законам низшей природы, настолько теперь мы должны повиноваться и подчиняться божественным законам высшей природы--индивидуальности. Естественно, низшая натура требует, кричит, настаивает, возмущается.. Она ужасна, эта натура! И чтобы подчинить ее, ей надо объявить войну. И будьте внимательны: если она не видит перед собой противника, лучше вооруженного, лучше подготовленного и более сильного, чем она сама, то она не боится и отказывается подчиниться. Поэтому нужно обращаться к другой, божественной, природе. Смотрите, как бывает в повседневной жизни: какой-то субъект на улице вас оскорбляет и собирается броситься на вас. Вы зовете полицейского: все в порядке, обидчик вас оставляет, он убегает. Точно так же, чтобы прогнать или заставить замолчать низшую природу, надо обратиться к высшей природе, и когда она появляется во всем своем блеске, первая чувствует свою убогость и покоряется. Вы можете сказать: "Но я сам могу защититься". О, ля, ля, она вас не боится, она вас знает: уже сколько раз она брала над вами верх! Чтобы заставить ее покориться, вам необходима помощь могущественного союзника.

Итак, призывайте высшую природу, взывайте к ней, умоляйте ее. Как только она появляется, достаточно ее присутствия: другая природа покоряется--больше ни слова, абсолютная тишина.. Сила может быть побеждена только противоположной силой. Так же, как в случае с ядом и противоядием, теплом и холодом: увеличьте количество или силу одного, сила другого автоматически уменьшается. Это великий закон, неизменный и истинный!

Бонфен, 14 апреля 1974 г.

ГЛАВА XXI

Наши рекомендации