Мы должны научиться отождествлять себя с индивидуальностью
Чтение мысли на день:
"Воскреснуть--это значит отрекаться от всех своих слабостей, и это мы делаем здесь в течение ряда лет через молитву и медитацию. Медитируя, преображаешься. Каждая медитация должна увеличивать в вас свет, потому что этот свет входит в построение вашего тела Славы, и однажды вы воскреснете!"
Теперь я должен прокомментировать эту мысль, дорогие мои братья и сестры, слишком многое тут можно сказать. Поэтому я остановлюсь только на первой фразе: "Воскреснуть--это научиться отрекаться от всех своих слабостей". Конечно же, это гигантская, почти невозможная работа; у нас столько слабостей, что нужны века и тысячелетия, чтобы победить их и освободиться от них. но имеется один очень действенный способ. Какой это способ? Познать себя. Да, сначала познать себя. Наблюдая за собой, вы обнаружите, что в вас обитают две природы: низшая и высшая природа, которые мы назвали персональностью и индивидуальностью. Я вам достаточно говорил о персональности, чтобы теперь вы были в состоянии распознать ее в любом проявлении жизни, вы больше не можете ошибиться.
Корни всех слабостей находятся в персональности. Поэтому вы не должны заниматься своими слабостями, потому что для исправления хотя бы одной из них понадобится целая жизнь, и ее еще не хватит! Вы должны заняться корнем, персональностью, потому что она питает все слабости. А для персональности, как я вам уже говорил, характерен эгоцентризм. Когда человек доверяется своей персональности, то он занимается только самим собой, он не видит никого другого, он принимает себя за центр вселенной: нужно, чтобы все его ублажали, вращались вокруг него, смотрели на него с любовью, спрашивали у него, не нуждается ли он в чем-либо. Посмотрите только, что происходит с влюбленными. Если парень не посмотрел на свою возлюбленную (или наоборот), то она разъярится: "Как? Поступить так со мной! Не взглянуть на меня, не поговорить со мной, не придти навестить меня!" То, что у него нет времени, что он устал, это не имеет никакого значения, она не думает о нем, и начинаются упреки: "Почему ты не пришел повидаться со мной в воскресенье?"
Пока его персональность занимает такое место, у человека всегда найдется причина для мучений, потому что он всегда будет сталкиваться с кем-то, кто не будет принимать его во внимание, кто не станет крутиться вокруг него, кто откажется подчиняться ему, кто не станет смотреть на него, как на гения, на божество.. Все несчастья человека следуют из того, что он настолько питает свою низшую природу, что она становится как гора, которая перекрывает ему вход в Царство Божье.
Иисус сказал, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богачу войти в Царство Божье. Никогда не было дано ясного объяснения этой метафоры, почему Иисус выбрал для иллюстрации мысли верблюда, а мне захотелось понять, и я для развлечения стал искать. Да, посмотрите на мои развлечения, я тоже развлекаюсь! Люди всегда говорят: "Развлекайтесь хорошо!" и я развлекаюсь, я всегда следую добрым пожеланиям других людей. Так вот, я развлекался, говоря: "Так что же характерно для верблюда?" и я обнаружил, что это маленький размер его астрального тела, потому что верблюд может воздерживаться: он пересекает пустыню без пищи и воды в течение многих дней. В то время как астральное тело богача огромно, раздуто, потому что он хочет поглотить весь мир. И поэтому он не может пройти через врата Царства Божьего, кудавойти могут лишь те, кто сумел побороть свои притязания. Иисус говорил именно в этом смысле, иначе в физическом плане--это глупо. Как верблюд, у которого такое большое физическое тело, смог бы пройти в игольное ушко, в то время как богач, который может быть очень худым, не сумеет пройти через врата Царства Божьего?
Если персональность человека столь раздута, то это потому, что образование, воспитание, советы, которые ему даются, всегда толкают его на то, чтобы развивать свою персональность, и теперь она подобна гигантской опухоли в этих созданиях: их больше нельзя трогать, нельзя больше ничего сказать или сделать без того, чтобы не вызвать болезненные реакции. Надо, чтобы они научились развивать свою индивидуальность, чтобы они немного забыли о себе, чтобы они вошли в чужое положение. Надо сказать себе: "Если он не пришел, чтобы принести мне то или это, то, возможно, потому, что он занят, устал, болен.." и, вместо того, чтобы грызть себя, вынашивая идеи о мести, оставаться спокойным и рассудительным. Думать о других--вот в чем индивидуальность, и это то, что я хотел бы развить у моих братьев и сестер.
Я приведу вам пример обычного поведения людей; возможно, это немного преувеличено, немного натянуто, но это хорошо отражает образ мышления большинства из них. Так вот, перед вами пара, мужчина и женщина, посмотрите, что происходит. Утром муж уходит на работу: "До свидания, дорогой.. До свидания, дорогая.." Они рассеянно целуются, думая о другом. Как только дверь закрылась, жена начинает ворчать: "Ох, этот тип, какую же глупость я сделала, что вышла за него замуж! Это бездельник, неспособный, неловкий.. А вот сосед, это человек.. достаточно взглянуть на последнюю машину, которую он купил, и на драгоценности, которые он подарил своей жене.. Ах! Как я несчастна!" И она жалуется, она ругается: "Нет, я больше не могу выносить такое положение. Когда вечером этот идиот вернется, то я ему покажу, он наслушается!" и она готовится, весь день она кипит и растравляет себя..
А теперь посмотрим, что, со своей стороны, делает муж, "Ах! Эта .. (но я не употреблю это слово), зачем я имел глупость жениться на ней? Она такая заурядная, такая глупая! Она думает только о том, как бы пройтись по магазинам со своей шавкой или же она идет объедаться сладостями со своими подругами. А я работаю здесь в пыли и в шуме, чтобы принести деньги, которые она истратит на ерунду. Так не может больше продолжаться, она у меня еще увидит: когда я вернусь сегодня вечером, я ей скажу все, что я обо всем этом думаю!" И вот так весь день они, каждый сам по себе, ворчат, а когда вечером они встречаются, то набрасываются друг на друга. И на следующий день то же самое..
Теперь посмотрим, как это должно происходить. Утром, расставаясь, муж с женой целуются гораздо более нежно, гораздо более горячо. И, когда он ушел, она говорит себе: "Ах! Бедный, когда я подумаю, какие жертвы он приносит ради меня! Как он мог на мне жениться, он, такой благородный, такой справедливый, такой честный человек! А главное, какая любовь! Как он меня целовал! Весь день он работает, и в каких условиях! У него нет ни минуты передышки. А я весь день свободна, я могу отдохнуть, погулять. Мне нужно приготовить ему что-нибудь вкусное, когда он вернется сегодня вечером". И она весь день думает о нем таким образом, она ждет его с любовью и она счастлива..
В это же время он, со своей стороны, говорит себе: "Ах! Почему я женился на ней? Ведь она же принесла себя в жертву: весь день она возится, она занимается с детьми, она их одевает, она их моет, у нее никогда нет времени пойти погулять. Я хожу с приятелями в бистро, я с ними общаюсь, а она, бедняжка, дома совсем одна, в ожидании, когда дети вернутся из школы. Ах! В самом деле, какую славную жену послало мне Небо! Я ее отблагодарю". Выходя с работы, он покупает ей цветы, маленький подарок, чтобы сделать ей сюрприз, и вечером, когда они встречаются, они счастливы, они целуются, они воркуют.. Какая любовь!
На деле, в этих двух историях, обе пары были, возможно, не лучше одна другой, но только у них в головах были разные точки зрения, разное видение вещей. И этому так легко помочь! Сам человек не может измениться так легко, но если изменить его точку зрения, то изменится и все остальное. И в этом тоже персональность и индивидуальность: в точке зрения.
Не надо так уж обращать внимание на требования персональности. И, даже когда у нее есть причины быть недовольной, то нужно ее несколько урезонить, сказав ей: "Послушай, если сейчас я поеду в твоей карете, то у меня будут сплошные неприятности. Значит, это ты должна стать немного более разумной". И таким образом, благодаря этой небольшой беседе, персональность, которая была непомерно раздута, немного "спускает воздух". И это очень хорошо, потому что не нужно, чтобы она переходила границы, то есть не нужно, чтобы она давала нам советы; она должна принимать советы, а не давать их, иначе все пойдет не так. Но так как ни у кого нет вполне ясных понятий в этом вопросе, то все следуют советам шумливой, активной персональности. Я такое видел, даже самые образованные, самые знающие, самые умные люди дают персональности управлять собой, не подозревая этого. Они думают, что решения принимаются ими самими! Но нет, персональность, которая подобна коже, приклеившейся к человеку,--это не он сам. Человек--это индивидуальность, то есть все то, что умно, мудро, светло, бессмертно, мощно. Только он еще не привык жить в индивидуальности, отождествлять себя с ней. На уровне индивидуальности он спит, в то время, как он вполне проснулся в персональности , и в этом-то и заключается ошибка, он должен научиться отождествлять себя со своей божественной природой.
Индийские посвященные выразили эту работу отождествления в формуле, "Я--это Он", существует лишь Он, я не существую, я только отражение, тень. Человек не существует как отдельное создание, он есть часть Господа, и только у него одного есть собственное существование. Существует один лишь Бог, а мы--его проекции. Значит, когда мы говорим: "Я--это он", то мы понимаем, что мы не существуем вне Бога, мы соединяемся с Ним, мы приближаемся к Нему, вплоть до того момента, когда однажды мы станем как Он. В течение тысячелетий история доносит до нас свидетельства существования созданий, которым удалось отождествиться с Господом, и они обрели власть, свет, экстаз, радость. Пока человек не знает своей истинной сущности, он отождествляет себя с физическим телом, со своими чувствами, со своими мыслями, не зная, что они не являются настоящей действительностью. Поэтому он держит себя в слабости и болезни.
Пока вы будете отождествлять себя с персональностью, вы будете уязвимы, потому что она всегда будет толкать вас на то, чтобы выдвигать требования, которые другие не могут удовлетворить. У каждого есть свои заботы, свои проблемы, и если вы всегда ожидаете, что вам помогут и вас поймут, то вы никогда не будете счастливы. Возможно, кто-то будет рядом с вами в какой-то момент, но в следующий момент его уже рядом не будет. Поэтому я говорю молодежи: "Если вы всегда будете ожидать, чтобы вас любили, то вы будете страдать, потому что вы рассчитываете на слишком неопределенные вещи. В какой-то момент вас будут любить, но в следующий момент неизвестно, что произойдет. Не надо рассчитывать на любовь других. Она может придти, конечно же, она может приходить даже непрерывно, и если она приходит, то она желанный гость, но рассчитывать на это не надо. Поэтому я говорю вам: "Вы хотите быть счастливыми? Не просите, чтобы вас любили, а любите сами день и ночь, и вы постоянно будете пребывать в счастье.
Возможно, в один прекрасный день к вам придет любовь и вас очень полюбят.. Почему бы и нет? Это может случиться, но не ждите этого дня". Вот как я решил эту проблему: я рассчитываю на мою любовь, я хочу любить, и если другие не хотят любить--это их дело, они будут несчастны, а я--счастлив. Итак, проблема решена. И если вы находите лучшее решение, то придите рассказать мне.
Поведение по отношению к персональности можно резюмировать в нескольких фразах. Во-первых, не идентифицируйтесь с ней, а сливайтесь с вашей божественной природой, медитируя на формуле: "Я--это Она". Во-вторых, атакуйте не ту или иную из своих слабостей, а персональность, так как это она порождает все ваши слабости и питает их. Вы даже не представляете себе, сколь плодовита персональность! Я никогда не видел столь плодовитой, прошу прощения, женщины. Персональность непрестанно производит на свет "детей", но монстров. В-третьих, вместо того, чтобы прислушиваться к советам персональности, следите за собой, возьмите себя в руки и противостоите ей.
Персональность подводит к совершению всех преступлений. Следовательно, вместо того, чтобы позволять ей играть роль хозяйки, которая советует вам и управляет вами, старайтесь сделать ее вашей служанкой, и тогда вы сможете все от нее получить, так как она неутомима. И она так хорошо вооружена! Когтями, ногтями, жалом, рогами, сапогами.. Я никогда не видел зверя, обладающего таким же количеством вооружения, как персональность! Она умеет царапать! Особенно женщин: царапать, кусать, рвать волосы. Тогда как для мужчин у нее припасены удары, она раздает шишки. Да, женская персональность вооружена несколько отлично от мужской персональности!
Я был столь занят персональностью, чтобы изучить ее, что теперь все о ней знаю: как она ходит, как она ест, как смеется, говорит, советует, и это восхитительно, это неописуемый мир-персональность! Вы тоже изучайте ее: ее жесты, ее язык, взгляд, даже ее цвета. Персональность никогда не имеет светящихся цветов, они никогда не излучает, за исключением, конечно, моментов сексуального возбуждения. Тогда она вспыхивает на момент, но этот свет не длится долго, затем она очень быстро вновь становится мрачной.. И, когда она раздражена, она бросает черный взгляд! Тотчас вы видите, что это персональность на вас взглянула. Конечно, персональность может и приласкать и обнять, но только если она при этом хочет приобрести что-то для себя. Индивидуальность тоже может и приласкать и обнять, но в их поцелуях есть одна разница, которую вы, вне сомнения, никогда не замечали. Когда кто-то вас обнимает, разве вы знаете--персональность это или индивидуальность?.
Но в этом случае я могу указать вам определяющие критерии. Когда вас обнимает чья-то персональность, то она из вас выкачивает, она вас истощает, как медицинская банка, как спрут. Она вас использует, и вы оскудеваете, демагнетизируетесь, она забирает у вас все. Тогда как, если вас обнимает чья-то индивидуальность, то целый день вы чувствуете себя богатым, получающим новый дополнительный свет. Когда вас обнимает персональность, она хочет все забрать, и она забирает все, не беспокоясь о том, в каком состоянии вы останетесь. Она не даст за вас двух копеек. Все, чего она хочет,--это полакомиться за ваш счет. тогда как индивидуальность желает столько вам дать от изобилия своего сердца, своей души, что в течение многих дней вы чувствуете себя переполненным, ставшим более красивым и богатым. Вот что должна научиться понимать молодежь: что проявляется в любви--персональность или индивидуальность.
Итак, мои дорогие братья и сестры, все время анализируйте свое состояние, в течение всего дня старайтесь знать, в каком вы состоянии в данный момент, и когда вы увидите, что персональность начинает понемногу шевелиться, проявляться, посоветуйте ей оставаться в покое. Говорите ей: "Помолчи, не высовывайся, иначе я уморю тебя голодом!" Да, надо ей угрожать, она должна бояться, иначе она подавит вас своими аргументами--и вы пропали. Прислушивайтесь лучше к размышлениям вашей индивидуальности. И спросите: "Индивидуальность, как мыслишь ты?" Индивидуальность обладает множеством добротных аргументов, и я собираюсь показать вам один из них. Что бы ни произошло, индивидуальность видит в этом хорошую сторону: встречаясь с трудностями, болезнями, несчастными случаями, она думает, что из этого зла можно выйти с добром и таким образом все устроится. Она говорит себе: "Почему бы не вынести немного несчастья, чтобы потом искать побольше счастья?" И это верная мысль.
Я вам приведу еще один пример. Может быть, кому-то он покажется преувеличением, но это ничего--он вам позволит лучше схватить суть того, что я хочу чтобы вы поняли. Вот молодой человек без работы. Везде, где он появляется, его отказываются принять. Однако, он не только способен--он честен, лоялен.. Но часто люди слепы. Итак, однажды вечером, получив еще раз отказ в приеме на работу, он с грустью бродил по улицам, и вдруг был сбит сумасшедшим водителем автомобиля, оставившим его на дороге бездыханным. Какое несчастье! Но можно ли со всей определенностью сказать, что это событие действительно несчастье?. Ибо в тот же момент проезжал по улице на своем автомобиле миллиардер. Он увидел лежащего и, будучи человеком доброго сердца, он вышел, поднял юношу, уложил его в свою машину и привез в свой особняк. Все заботы о несчастном приняла на себя дочь миллиардера, и через некоторое время они влюбились друг в друга. Отец не возражал против их свадьбы, и таким образом молодой человек становится наследником всей фортуны этого миллиардера. Посмотрите, как несчастье привело к счастью!
Вы возразите: "Это неправдоподобная история!" Но есть много историй, весьма схожих с рассказанной мной. Это не происходит именно так, но в самых различных формах это встречается нередко: благодаря своему несчастью, если можно так сказать, люди встречаются с чем-то или с кем-то прекрасным. Если бы у них не было трудностей, они не смогли бы преуспеть в чем-то великом, благородном, небесном. Именно так надо думать, когда вы встречаетесь с трудностями, это как раз и есть мышление индивидуальности.
Итак, теперь за работу! Наблюдайте за собой, анализируйте свое состояние. Конечно, это не значит, что через несколько минут вам удастся преобразоваться, но, когда ваша персональность заметит, что вы становитесь сильным, могучим, что вы руководите, доминируете, она займет свое место. Вот как раз момент, чтобы понять проблему персональности и индивидуальности, ибо это основной ключ к решению всех проблем жизни. Те, кто им пользуется, видят результаты: во многих трудных обстоятельствах жизни, когда другие капитулируют, они знают, как действовать.
Севр, 3 августа 1972 г.
<$!кусок начиная со стр. 172 по стр. ??? >
Глава XII
О СМЫСЛЕ ЖЕРТВЫ В РЕЛИГИЯХ
Комментарий конференции 28 августа 1971 г.: "Образ дерева. Индивидуальность должна поглотить персональность".
"Только начиная с животного царства, мы обнаруживаем, что одно существо страдает, когда оно поедается другим. Для того, кто может подняться к небесным областям, страдание исчезает и превращается в радость: быть съеденным тонкими сущностями--это счастье, неописуемая радость. Поэтому во всех религиях говорится, что человек должен принести себя в жертву Богу: чтобы Бог мог питаться им".
Когда вы услышали, что Господь любит поглощать существ, то сначала вы были несколько шокированы! Вы подумали, что таким образом Господа вам не представляли никогда. Я знаю, христиане думают, что Бог не пьет, не ест, не дышит, что у Него нет никаких потребностей. Но я обнаружил противоположное: я видел, как Он устраивал празднества, Он лакомился. И это нормально. Поскольку Он создал нас по своему подобию, то, если мы едим, то Он тоже должен есть. Иначе, когда мы едим, то на кого мы похожи? Значит, Бог питается, Он питается наилучшими продуктами, которые Ему доставляют самые близкие к Нему создания, создания, которые есть чистый свет и чистая любовь, те, которых христианство и все посвященческие традиции называют Серафимами, Херувимами и Тронами. Я подробно объяснял вам, кто были эти создания, какова их природа, их проявления, их качества, их краски..
В природе вы найдете лишь существ, которые служат пищей другим, это закон. И борьба между добром и злом, это тоже всего лишь вопрос питания: если вы недостаточно основательно подготовлены, то зло поедает вас; если же вы подготовлены, то вы поедаете его, то есть оно уменьшается, оно ослабевает, а вы используете его энергию и припасы. Вся психология будущего будет основана на понимании этой истины. Вспомните, что написано в Талмуде: в конце времен святые, избранники Господа, поедят плоть Левиафана, который является морским чудовищем, воплощающим Дьявола. Левиафан будет разрезан, посолен, приготовлен Господом (может быть, Он уже положил его где-то в морозилку, для сохранности!) и его дадут съесть Праведникам. Какое пиршество нас ждет, вы представляете себе! Но это я преподношу вам символически; те, кто воспринимает все буквально, сочтут ужасным, что Бог даст нам съесть мясо чудовища. Но те, кто понимает символику, знают, что речь идет о частицах, об энергиях, о силах, которые человек может поглотить, потому что даже зло может стать пищей, при условии, что его умеют разбавить, приготовить и принимать в гомеопатических дозах.
Зло есть не что иное, как очень сконцентрированная, очень мощная энергия, сопротивляться которой человеческий организм не может из-за ее очень большой концентрации; но, употребляемая в гомеопатических дозах, эта энергия становится действенным средством. Как я вам уже говорил однажды, яд кобры мог бы вылечить многих больных, если бы знали, как его дозировать и приготавливать. Яды употребимы, и медицина уже давно использует некоторые из них. Потому что ничего случайного космический разум не создал. Даже ядовитые растения, которые так опасны, которые убили стольких невежд и которыми раньше пользовались ведьмы и черные маги в своих дьявольских целях, даже самые сильные наркотики, которые сейчас употребляет молодежь, однажды станут использоваться для блага и здоровья. Все, что существует в природе, может использоваться для жизни, равновесия и здоровья. Не готов сам человек: он слаб, невежественен, он поддается, он дает себя пожрать. Потому что зло тоже испытывает необходимость в пище, и тогда оно ест людей, оно пожирает их всяческими способами: болезни, пороки, страхи и т.д.. Надо, чтобы люди стали очень сильными, и тогда они съедят зло. Посвященные употребляют во благо все события, которые других могут сокрушить; в трудностях, в несчастьях они укрепляются, они находят дополнительные способы и энергию, чтобы стать сверхлюдьми. Что отличает Посвященного от обычного человека? Это правильный образ мысли в восприятии зла. Если не открывать людям их возможности, то зло будет вечно вредоносным и опасным, но, как только настанет свет, все найдут во зле то, чем можно насытиться и полакомиться.
Почему во всех религиях жертва имеет такое значение? Почему раньше приносили в жертву животных, а иногда даже и людей? Почему надо было так часто приносить жертвы божествам и даже Иегове? Потому что, взгляните, в Библии сказано, что дым от жертвенников поднимался до ноздрей Господа как приятный запах. В чем был смысл этих жертвований? И почему все изменилось после прихода Иисуса? Отныне, человек должен приносить в жертву уже не телят и овец, а своих внутренних животных, то есть свои слабости, свои страсти, свои вожделения, свою чувственность. И в этом истинная жертва: быть в состоянии превратить грубые силы в чистые энергии, светлые и тонкие.
Когда мы здесь проводили церемонии огня, перед этими черными и некрасивыми ветками, которые, сгорая, давали столько света и тепла, я объяснил вам, что именно в этом был смысл жертвования. Все те, кто не понял этого и не хочет принести себя в жертву, чтобы быть съеденным Богом, остаются животными, насекомыми, чудовищами. Но те, кто хочет быть истребленным огнем, трепетным огнем божественной любви, не только не умирают, но воскресают. В этом также смысл слов Иисуса: "Если вы не умрете, то вы не будете жить". Надо умереть, но как? Нужно ли ударить себя ножом или выстрелить в себя из револьвера? Конечно же, нет! Иисус не имел в виду физическую смерть; он говорил о том, чтобы умереть в персональности, в низшем плане желаний, пороков и страстей, чтобы начать жить в высшем плане индивидуальности. И в этот момент замечаешь, что индивидуальность действительно питается и ест.
Обычно, нами питается персональность; самое большое ее желание--это схватить нас, чтобы пожрать. Двадцать, тридцать, пятьдесят раз на дню, она ловит нас и питается нами; после этого мы чувствуем себя ослабевшими, а она, укрепленная, продолжает противостоять нам. Но в этот момент, если мы призовем на помощь индивидуальность, то, поскольку она тоже голодна и очень хорошо умеет взяться за дело, от персональности скоро не останется и следа.
В жизни все поедают друг друга. Посмотрите только, как ржавчина стремится съесть железо. Да, все едят друг друга. Кстати, людям это хорошо известно. Как часто можно услышать, как они говорят: "Он или я: если я не убью его, то он убьет меня. Если я его не съем, то меня съест он". Добро поедает зло, а зло поедает добро. Но теперь наша очередь дать съесть себя исключительно нашей высшей природе, потому что тогда, вместо того, чтобы страдать, мы возрадуемся.
В Тибете некоторые ритуалы посвящения требуют от ученика, чтобы он пошел ночью в пустынное и страшное место, где он должен бросить вызов духам ада и пригласить их придти сожрать его. Это ужасное испытание, которое часто заканчивается трагически: в результате многие умирают или сходят с ума. Конечно же, я не смотрю на вещи подобным образом. Я думаю, что надо просить Господа послать нам ангелов, чтобы поглотить нас, потому что у них такое чувство красоты, меры, мудрости, что они набросятся на персональность, чтобы освободить нас от нее, и сделают из нас свободных существ. Если вы не осмеливаетесь просить о том, чтобы быть съеденными ангелами, то вы действительно умрете. Надо пройти через эту смерть, чтобы иметь возможность жить; это и значит "умереть, чтобы жить" (прочитать лекцию: "Если вы не умрете, то вы не будете жить", том II).
В прошлом многие Учения занимались в основном смертью. Например, египетская религия была не чем иным, как философией смерти, она занималась лишь смертью и потусторонним миром, и Озирис, самый главный из египетских богов, тоже был богом смерти. В Посвящении последним испытанием было испытание могилой: только тому, кто умел умирать, удавалось воскреснуть.
Вы, несомненно, читали рассказ о смерти Сократа. В течение всей своей жизни Сократ учился тому, как умирать, поэтому он принял свой приговор с большим спокойствием, и его смерть стала примером. Вообще, на Западе, и особенно в наше время, люди боятся смерти.. В Индии, когда человек умирает, его сжигают, и древняя традиция предписывала, чтобы жена тоже бросилась в огонь. Сегодня вечером я не стану останавливаться на вопросе о том, хорошо это или плохо, глупо и жестоко, но это факт; этот обычай существовал по вполне определенным причинам, и многие другие тоже: они были основаны на знании некоторых законов, и они должны были научить человека побеждать страх. А страх смерти--это самый сильный страх, страх умереть от голода, в лишениях, в нищете..
На сегодня запомните, главным образом, что добро и зло пожирают друг друга. Если вы дадите возобладать добру, то оно знает, как взяться за дело, чтобы поглотить зло, но если вы на мгновение дадите послабление злу, то вскоре оно поглотит добро. Таким же образом, поставьте на первое место индивидуальность, и вы увидите, как персональность съедена, истощена, ослаблена; но отдайте предпочтение персональности, и худыми, бледными и хлипкими останетесь вы сами.
В жизни все поедают друг друга.. Муж питается своей женой, а жена мужем. Иногда здоровье жены находится в опасности, потому что муж пожирает ее или присасывается, как вампир. Или же муж худеет, чахнет, потому что его жена, даже не зная об этом, питается его силами. Существуют всеобщие законы, все устроено так, чтобы одно существо питалось другим, но, естественно, существуют пределы, за которые нельзя заходить. И тогда, зная это, если вы действительно хотите, чтобы ваша персональность была съедена, что даст вам больше возможности, то позовите индивидуальность и скажите ей: "Накинься на эту проклятую персональность: она мучает меня, из-за нее я среди бела дня вижу дьявола, займись ею!" И дайте ей только волю, она этим займется.
Если существует проблема, захватывающая меня, то это проблема персональности и индивидуальности, потому что, если уяснить ее себе, то это поможет избежать многих катастроф. Отныне, оставьте в стороне все другие вопросы и думайте только об этих двух понятиях: вы увидите, с какой уверенностью вы будете идти, в какой ясности, в каком свете. Я сам в этом столько упражнялся в течение своей жизни, что нет уже такого момента дня или ночи, когда бы я не знал в точности, что проявляется во мне, персональность или индивидуальность: что бы я ни делал, во мне немедленно происходит некий щелчок, который меня информирует, как если бы у меня был небольшой внутренний компьютер.. И я хочу, чтобы вы тоже достигли такой же ясности, потому что от этого зависит все ваше будущее. Вам надо упражняться, как это делал я: чтобы ничто не проходило через вас без того, чтобы вы это ясно не определили.
Пойдете ли вы потом по верному пути, это другой вопрос.. Возможно, вы согласитесь сесть в карету персональности, но главное--это определить ее и ясно знать, что вы следуете именно за ней. Лучше прежде всего знать, к чему вы пришли.. а потом решить, чего вы хотите. Но сначала знать. Например, когда вы любите кого-то, то в первую очередь вы должны постараться уяснить, проявляется ли в вашей любви ваша божественная сторона, или же просто персональность, которая всегда стремится взять, сожрать, насытиться за счет другого, быть вампиром по отношению к нему, не думая о его будущем.
Возможно, я злоупотребляю вашим терпением, продолжая настаивать, но если с вами нет кого-то, кто неустанно повторяет и подчеркивает главное, то вы прекратите делать усилия. Если я остановлюсь, то сами вы продолжать не станете. В глубине души вы хотите только одного: чтобы вас оставили в покое, но я вас больше в покое не оставлю, я хочу показать вам, что вам нужно еще двигаться вперед. Поэтому я продолжаю настаивать.. И тем хуже, если я вам надоедаю!. или, скорее, тем лучше для вас!
Бонфен, 5 августа 1972 г.
Глава XIII