Реинкарнация как одно из представлений о загробной жизни

Реинкарнация, или учение о перевоплощениях души, является лишь одним из многих противоречивых представлений иудаизма о загробной жизни. Как мы уже говорили, традиционное направление этой религии полностью отвергает существование души и жизнь после смерти. Согласно ему, люди живут только в своих потомках. Внимание Ветхого Завета к генеалогическому древу, потомкам, – нагляднейший пример такого представления. Что касается версии сегодняшнего дня, то согласно ей, умершие продолжают жить в своих добрых делах и памяти людской.

Другое представление: в шеол‑Ветхом Завете место забытья и молчания, где разновоплощенные духи живут отдельно от Бога, не подвергаясь ни наказанию, ни искуплению грехов. Считалось, что с этими духами можно войти в контакт.

Например, в одном из библейских рассказов повествуется о том, как царь Саул попросил эндорскую ведьму вызвать пророка Самуила.

Согласно третьему представлению, людей ожидает воскрешение, которое произойдет когда‑нибудь в будущем.

Реинкарнация – четвертое представление. Как уже неоднократно упоминалось, наиболее ярко эта идея в иудаизме была разработана каббалистами. Если понять идею реинкарнации, представленную в их трудах, то станет возможным более отчетливо проследить ее следы, ведущие в эпоху Иисуса Христа.

Мистики и их система согласования сокровенных смыслов

Интересно, что понятие о реинкарнации как о реально существующем порядке вещей, встречается в самом древнем, имеющемся на сегодняшний день каббалистическом памятнике – «Сефер ха‑Бахире», изданном около 1800 года. Приведем небольшой отрывок из этого текста.

Вопрос: «Отчего благоденствуют злодеи, а праведные страдают от зла?»

Ответ: «Оттого что праведник был… злодеем в прошлом и сейчас несет наказание».

Вопрос: «Значит, он несет наказание за поступки, совершенные в детстве?»

Ответ: «Я не говорю о его нынешней жизни. Я говорю о том, кем он уже был раньше». Приведенный диалог представляет собой не что иное, как рассуждение о карме, об ответственности, которую мы несем за свои поступки.

Следует заметить, что древние учителя‑раввины, занимающиеся в том числе и толкованием Священных Писаний, ввели в обращение практику замены одних слов другими, т. е. они пользовались системой согласования сокровенных смыслов. Так, например, в «Бахире» использован прием «открытия» в Ветхом Завете, говорится, что слово «род» вполне может быть заменено на слово «воплощение».

Получается, что мистики по‑своему истолковали Священное Писание, полагая, что Бог заключил договор с племенем Авраама («И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный») не на одно, а на тысячи воплощений.

Сомневающимся в этом можно предложить другое упоминание о реинкарнации, также взятое из Ветхого Завета (Бог сообщает Иеремии, что знал его задолго до зачатия): «Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». Данное высказывание подразумевает, что духовная сущность Иеремии существовала до его воплощения в VI веке до н. э.

Идея предсуществования

Несмотря на то что среди иудеев было немало тех, кто скептически относился к понятию реинкарнации, тем не менее многие из них верили в предсуществование, т. е. в то, что духовная сущность (или душа) существует до ее воплощения в теле.

А это, согласитесь, очень близко к понятию реинкарнации. Что же касается самой идеи предсуществования, то впервые она появилась в памятниках древнееврейской мудрости, датируемых VI–I веками до н. э. Взять хотя бы «Книгу премудрости Соломона», содержащую понятия кармы и предсуществования духовной сущности. Здесь автор, взявший псевдоним царя Соломона, сообщает следующее: «Был я, поистине, ребенком даровитым, выпала мне на долю душа благородная, любо, будучи благородным, я вошел в тело чистое». Этот пример как нельзя лучше демонстрирует существование веры в способность души «жить» вне телесной оболочки и только потом воплощаться в ней.

Автор явно дает понять, что если душа была «благородной», то она и вошла в чистое тело. Из этого следует, что карма предыдущего воплощения никуда не исчезает, а следует за душой, в то время как проявления «эго» и характера имеют свойство накапливаться.

Нужно заметить, что случай, когда автор взял себе в качестве псевдонима имя известного человека, не является такой уж большой редкостью.

Известно, что в период между 250 годом до н. э. и 200 годом н. э. было написано множество сочинений, в том числе и от имени героев Ветхого Завета: Еноха, Моисея и др.

Так, одно из сочинений, известное под названием «Завет Нафтали» и претендующее на то, что бы являться завещанием Нафтали (отца одного из двенадцати колен Израилевых) повествует о том, что Бог творит тело «в соответствии с духом» и «внедряет дух, соответствующий силе телесной». Если сказать проще, то каждое тело Бог создает таким, чтобы оно полностью подходило конкретному духу. И это неудивительно, ведь Творцу известны все возможности тела до того, как в него будет вложена душа. Об этом в «Законе Нафтали» говорится следующим образом: «Как горшечнику известно назначение всякого сосуда и то, к чему он пригоден, так и Господь знает о теле, доколе оно будет привержено добродетели и когда покорится злу». Здесь древний автор вновь затрагивает тему существования души до тела.

Таким образом, идея о предсуществовании не так уж и далека от идеи реинкарнации.

Наши рекомендации