Перечисляются мусульманские общины, течения и секты
Необходимо сказать, что нет двух авторов, которые описывали бы исламские общины и учения сходным образом и что, перечисляя эти учения, никто не придерживался ни строгих правил, ни четкого порядка.
Аш-Шахрастани — не первый автор сочинений, описывающих различные исламские общины и религиозные группы. Он является продолжателем суннитской традиции, имеющей длинную историю; до него суннитами было написано несколько подобных сочинений, получивших широкую известность. Например, книга основателя ашаризма Абу аль-Хасана аль-Ашари под названием «Макалат аль-Исламийин ва-хтиляф ал-мусаллин» («Учения последователей Ислама и различия между молящимися») или трактат идейного последователя аль-Ашари — Абд аль-Кахира аль-Багдади «Аль-фарк байн аль-фирки» («Различия между сектами»). Муатазилиты также написали несколько работ по этой теме, самой известной из которых является книга Абу аль-Касима ибн Мухаммада аль-Кааби, жившего в X в. До наших дней сохранились лишь ее фрагменты. При описании учений различных сект аш-Шахрастани множество раз ссылается на авторитет аль-Кааби, особенно часто он обращается к нему при изложении учений мутазилитов. Среди мутазилитов были и другие авторы, на которых аш-Шахрастани также иногда ссылался. У шиитов наибольшую известность получила книга «Фирак аш-шиа» («Шиитские секты») автор которой, Абу Муса ан-Наубахти, подробно описывает как внутришиитские секты, так и остальные исламские течения (мутазилитов, суннитов, хариджитов, мурджиитов).
Таким образом, прослеживается четкая преемственность в составлении и написании книг, посвященных описанию мусульманских течений. Каждый последующий автор брал за основу работы своих предшественников, а затем вносил собственные дополнения, описывая те группы, которые возникли уже в его время и не были упомянуты предыдущими авторами. Разумеется, каждый автор в этом случае имел свой собственный взгляд на материал изложения и способы его подачи. И если для аль-Ашари более характерно простое изложение учений различных групп, хотя обоснованию правильности собственного учения он посвятил множество работ, то аль-Багдади старается описать каждое учение, затем подвергнуть его критике, указать на содержащиеся в нем ошибки и противоречия, а затем объяснить, как нужно «правильно» понимать те или иные моменты. Аш-Шахрастани последовал первому пути: он предпочитает простое изложение учений различных групп, давая читателю возможность самостоятельно прийти к выводу относительно правильности или ошибочности того или иного их утверждения. Лишь изредка он вводит в свое повествование комментарии, осуждающие либо опровергающие некоторые мнения отдельных сект.
Я также поставил перед собой цель не стараться опровергнуть все существующие учения или доказать правильность какой-то одной группы, а просто познакомить читателя с тем учениями и взглядами, которые встречались у мусульман за время существования Ислама. Окончательное решение остается за читателем. Каждый желающий впоследствии может самостоятельно изучить то или иное течение подробнее, разобраться в их идеологии, понять причины их появления, вникнуть в суть их ошибок либо удостовериться в их правоте, узнать приводимые ими доказательства или способы их опровержений. А истину знает только Аллах!
Ясно, что не каждый, кто отличается каким-либо мнением по отдельному вопросу, считается основателем учения. Если бы это было так, то все учения невозможно было бы ни учесть, ни перечислить. Значит, нужно установить правило и взять за основу первостепенные проблемы, различия во мнениях по которым нужно рассматривать как признак отдельного учения, а автора каждого из таких мнений считать основателем нового учения.
Ни у одного автора сочинений об исламских группах я не нашел желания установить такое правило. Обычно они описывали учения какой-то общины, как им вздумается и в том виде, в каком они его обнаружили, не опираясь на строгие правила и не следуя единому принципу. Я же по мере сил старался свести учения сект к четырем основам, являющимся важнейшими столпами веры.
Первая кардинальная основа касается Единобожия и атрибутов Аллаха. Она охватывает проблемы существования вечных качеств Аллаха, признаваемых одними и отрицаемых другими, объяснений «качеств сущности» и «качеств действия» и того, что необходимо для Аллаха Всевышнего, что возможно в Его отношении, и что невозможно. По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, каррамиты, муджассимиты и мутазилиты.
Вторая важная основа связана с предопределением и Божественной справедливостью. В ее рамках рассматривались предопределение, принуждение, касб [Касб — приобретение, присвоение действия своей волей. Различные мнения на этот счет будут подробно рассмотрены в следующих главах.], признаваемые одними учеными и отрицаемые другими. Относительно этих вопросов существуют разногласия между кадаритами, наджжаритами, джабаритами, ашаритами и каррамитами.
С третьей мировоззренческой основой исламская мысль сталкивается при рассмотрении концепций обещания, угрозы, решения. Сюда относятся вопросы веры, покаяния, угрозы, отсрочки, обвинения в неверии и заблуждении. Во взглядах на эти проблемы разошлись мурджииты, мутазилиты, ашариты и каррамиты.
Четвертую основу формируют споры относительно Корана, разума, пророчества и имамата. К данному проблемному полю относятся вопросы добра и зла, «наилучшего», Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, условий установления имамата, — как Божественного решения, по мнению одних, или как единодушного решения общины, по мнению других; вопросы передачи имамата (согласно учению тех, кто признавал Божественное установление) или его утверждения (согласно учению тех, кто признавал единодушное решение). В этих вопросах разошлись шииты, хариджиты, мутазилиты, каррамиты и ашариты.
Принцип деления на группы таков. Если мы находили, что кто-то из мусульман высказал новое учение по одной из этих основ, то это учение мы будем считать религиозным толком, а его последователей — сектой. Если же кто-то выскажет собственное мнение по какому-либо отдельному вопросу, то мы не будем считать его учение религиозным толком, а его последователей — сектой, а включим его в число тех, с учением которых он был согласен во всем, кроме данного вопроса. Таким образом, учения, отличающиеся лишь в некоторых вопросах, мы будем считать «ветвям», а не самостоятельными религиозными толками, дабы число течений не стало бесконечным.
Определившись с вопросами, являющимися источниками разногласия, мы смогли четко разделить мусульманские учения и, выявив их совпадения друг с другом по некоторым пунктам, свести количество крупнейших течений внутри Ислама к четырем:
1. Мутазилиты (кадариты).
2. Сыфатиты.
3. Хариджиты.
4. Шииты.
У авторов книг, описывающих исламские группы, существует два способа изложения материала. При первом способе сначала очерчивали проблему, а затем излагали существовавшие на нее взгляды — одной группы единомышленников за другой, одной секты за другой. При втором — сперва выделяли основателей религиозных толков, а затем приводили их учения по всей совокупности вопросов идеологии.
Построение этой работы соответствует последнему пути, поскольку я нахожу его более точным для деления на группы и более подходящим для их перечисления.
Я поставил себе условие: приводить каждое учение таким, каким я нашел его в книгах, без пристрастия к одним взглядам и без порицания других, не разъясняя отличия правильного от порочного и не отделяя истинное от ложного. Ведь и сверкание истины, и запах лжи трудно скрыть от проницательных. Да поможет Аллах!
Предисловие третье,