Что является предметом социально-гуманитарного познания?
а) человек как биологическое существо;
б) сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах;
в) объективные законы бытия мира;
г) формы и законы мышления
4. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
а) преобладание рутинных технологий
б) быстрое развитие промышленности
в) внедрение в производство научных достижений
г) интенсивное развитие информационных технологий
Какой метод считают главным для гуманитарных наук Виндельбанд и Рикерт?
а) метафизический,
б) номотетический,
в) феноменологический,
г) идеографический.
Что формирует цели научного исследования?
а) Научный интерес исследователя;
б) Мода;
в) Внешняя среда (социальный заказ)
В отличие от наук о духе, ищущих «понимания», естественные науки опираются на
а) непонимание
б) объяснение
в) изобретение
г) приведение к очевидности
Какому мировоззренческому уровню соответствует категоризация?
а) обыденное мировоззрение
б) теоретическое мировоззрение
в) интуитивное мировоззрение
Что формирует критерии оценки научной деятельности?
а) Критерии истины
б) Государственная политика
в) Внешняя среда
Культура, в широком смысле слова, – это
а) сложные формы поведения человека и животных
б) все, что относится к деятельности в сфере искусства
в) степень воспитанности определенного человека
г) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
11. К какой сфере человеческой деятельности относится Южный федеральный университет?
а) к производственной сфере;
б) к общественно-политической сфере;
в) к непроизводственной сфере.
Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?
а) эволюционная модель.
б) волновая модель;
в) циклическая модель.
Как оценивает М. Вебер вклад Реформации в культуру?
а) положила начало этике предпринимательства
б) утвердила аскетизм
в) обосновала религиозность личности
г) рационализировала веру
д) соединила разум и веру
Кто обосновал классовый подход в понимании ценностей?
а) В.Шеллинг
б) З.Фрейд
в) Ф.Ницше
г) А.Шопенгауэр
д) К.Маркс
Интервал, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, – это
а) скачок;
б) мера;
в) объём;
г) грань.
В какой работе Ф. Бэкон излагает учение о методе?
а) «Новый органон»
б) «О мудрости древних»
в) «Новая Атлантида»
г) «О небе»
д) «История жизни и смерти»
Кто обосновал необходимость переоценки ценностей в европейской культуре?
а) В.Шеллинг
б) И.Кант
в) К.Маркс
г) И.Фихте
д) Ф.Ницше
В какой работе Р. Декарт излагает учение о методе научного познания?
а) «Правила для руководства ума»
б) «Начало философии»
в) «Мир»
г) «Описание человеческого тела»
д) «Страсти души»
Какие ценности относятся к витальным?
а) долг, справедливость
б) свобода, равенство
в) здоровье, комфорт, удобство, безопасность
В какой работе Д. Локк излагает учение о естественных правах человека?
а) «Опыт о человеческом разуме»
б) «Письмо о веротерпимости»
в) «Разумность христианства»
г) «Два трактата о государственном правлении»
д) «Богословско-политический трактат»
Какие ценности относятся к социальным?
а) возвышенное
б) здоровье, безопасность
в) удобство, комфорт
г) красота
д) свобода справедливость равенство
Что Г.В.Ф. Гегель считал источником развития?
а) естественные законы;
б) божественный разум;
в) противоречия;
г) деятельность человека.
23. Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве:
а) кибернетической системы;
б) диссипативной системы;
в) самоорганизующейся системы;
г) статической системы.
В чем состоит сущность закона единства и борьбы противоположностей?
а) единство, взаимодействие противоположных, взаимодействующих сторон, выступают источником развития;
б) направленные изменения от старого к новому, от простого к сложному;
в) каждая ступень, являющаяся результатом отрицания, является синтезом предыдущих ступеней;
г) количественные изменения при нарушении меры переходят в качественные в форме скачка.
В чем состоит сущность философского понятия развития?
а) развитие - это количественные изменения;
б) развитие - это механическое движение;
в) развитие - это перемещение тел в пространстве;
г) развитие - это направленное, необратимые качественные изменения от старого к новому, от простого к сложному.