А.А. Блок «На железной дороге»
Это стихотворение необходимо рассматривать не как рассказ о самоубийстве прекрасной молодой женщины, а с позиций дороги, по которой движется Россия. Эпитет «железный» – символ холодного, бездушного и механического века с культом технического прогресса, противостоящего живому человеку. Казалось бы, какое отношение это имеет к судьбе России? Девушка, красивая и молодая, с нереализованными мечтами, как и Россия, столкнулась с железным поездом. Бездушная машина с классовым разделением олицетворяет жизнь. Одни сидят в желтых и синих вагонах за уютными столиками и попивают коньячок, в зеленых – «плачут и поют». «Пустынные глаза вагонов», бессердечные, скользящие, – это тоже важные штрихи к жизни. Блок понял душу России и предупреждает о ее будущем: ее путь трагичен, если летящий поезд будет давить ту, что « в цветном платке».
Н.С. Гумилев «Заблудившийся трамвай»
Заблудившийся трамвай – это метафора жизненного пути поэта и каждого живущего тогда, в 1919 году, в России. Этот трамвай особенный: он мчится по маршрутам истории и бездне времен. «Где я? – звучит тревожный вопрос. – На какой географической точке? Какая историческая перспектива за окном?». Мелькают образы русской истории: казни, времена Екатерины, Медный всадник, пронзивший своим бегом столетия. И в эту общегосударственную жизнь врезается лирический сюжет: он и Машенька, живущая в доме в три окна. Это эпизод говорит нам о том, что дорога странствий для лирического героя закончилась. Он возвращается к своим корням, к истории своей Родины.
А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Это стихотворение написано Пушкиным после подавления восстания декабристов. Он должен отправиться в ссылку в Михайловское. Психологическое состояние лирического героя созвучно с психологическим состоянием поэта. Оно находит свое отражение в пейзажной зарисовке. Зимняя скучная дорога символизирует жизненный путь лирического героя. Этот путь скучен и холоден: «Глушь и снег…», «Только версты полосаты попадаются одне». Волнистые туманы не дают осветить дорогу путнику. Звуки колокольчика не радуют его. И только песня ямщика будит в нем чувство любви к России. В ней и «разгулье удалое», и «сердечная тоска».
Тема нашего века
М.Ю. Лермонтов «Дума»
Это стихотворение – размышления о поколении и веке. Перед нами предстает портрет поколения 30 годов XIXвека. Оно предало идеалы декабристов, объявивших борьбу с самодержавием и крепостничеством. Поэт иронично называет это «ошибками отцов». Представители этого поколения равнодушны к добру и злу. Трусость перед опасностями, увлечённость бесплодными науками, неспособность любить, пресыщенность привели их к преждевременной старости души и обречённости в настоящем и будущем.
В.В. Маяковский «Адище города»
В этом стихотворении показано зарождение нового ХХ века через поэтический образ города, в котором царит трагическая атмосфера. Она передана цветом, звуком. Это чернота, разрываемая «сосущим светом» окон, фарами автомобилей и трамвая. Грохочет «железо поездов», кричит аэроплан. Все несется, движется, падает, скрежещет, угрожая всему живому: старикашке, солнцу, луне. Огромное «адище» составляют маленькие «адки». В мире нет стройности, гармонии, порядка.
В.В. Маяковский «Хорошо»
Поэму «Хорошо», написанную В.В. Маяковским в 1927 году, можно назвать картиной этой эпохи. В ней рассказывается о том, что предшествовало Великой Октябрьской революции, с какими трудностями столкнулось вновь образованное государство. В первых главах изображаются конкретные враги революции. Им противостоят героические силы тех, кто брал Зимний дворец.
Это большевики. На их примере будут воспитываться молодые строители коммунизма: их «прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды». Перед нами время, характеризующееся большим энтузиазмом. Коммунисты не жалели сил для строительства нового государства: в холодное время, вспотевшие, на пределе сил «коммунисты грузят дрова на трудовом субботнике». Это было холодное и голодное время. Но и в этих трудностях формировался советский человек. Поэт видит, что труд во имя молодого государства для него не является обузой. Для новых людей это «свободный труд» без насилия. Поэт рядом с ними и воспевает Отечество, рожденное в бою и труде.
Противоречия окружающего мира
Н.А. Некрасов «Утро»
Стихотворение названо «Утро». Мы ждем описания ясного, солнечного утра, несущего надежду на лучшее. Но надежды наши не оправдываются. Деревенские и городские пейзажи не осчастливят нас, потому что пастбища, нивы и луга унылы и жалки. Мокрые галки олицетворяют незащищенность всего живого в этом мире. Человек создан для созидания, но все, что происходит вокруг, противоречит этому: пьяный крестьянин гонит уставшую клячу, в городе начинается работа. Но она не созидательная: «трудится» палач, лишая кого-то жизни, спешит домой проститутка, звенит набат, возвещая о пожаре, торгаши садятся за прилавки, чтобы обманывать покупателей. Звуковые образы подчеркивают трагичность этого мира, одновременно богатого и бедного: выстрел, скрежет лопаты по камню, грохот пушки, гогот гусей.