В.В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Тема Родины

А.А. Блок «Россия»

Стихотворение А. Блока «Россия» пронизано щемящим чувством любви к Родине. Он любит ее в любом обличье. Чувство боли вызывают «расхлябанные колеи», «серые избы». Россия пронизана гулом ветра, который автор называет песней. Краса у нее особенная – разбойная. В этих словах мы ощущаем удаль русского характера. Блок сравнивает Родину с женщиной, которая наделена русской красотой. «Плат узорный до бровей» придает этому образу еще больше таинственности. Красота эта неброская, но притягательная, как и простая русская природа с могучими лесами и обширными полями. Россия показана в движении. Что ждет ее – никто не знает. Путь ее труден. Но поэт верит в лучшее будущее Родины.

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев оценивает Россию не разумом, а сердцем. Ее нельзя описать по определенному шаблону: «Аршином общим не измерить». Она горделиво покоится, у нее «особенная стать». По определению С.И. Ожегова, стать – это характер, внутренняя сила. Тютчев подчеркивает это в своем стихотворении, и у нас еще больше укрепляется вера в Россию.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

М.Ю. Лермонтов«Родина»

В начале стихотворения Лермонтов как будто предупреждает читателя о том, чтобы он не ждал традиционного выражения любви к Родине, которую декларировал министр просвещения Уваров. По его мнению, патриотизм – это любовь к православию и самодержавию. Свою же любовь поэт называет «странной». Она выше сознания: «Но я люблю – за что, не знаю сам». М.Ю. Лермонтов любит в Родине простоту, неяркие обыденные картины природы и окружающей действительности: обоз, ночующий в степи, чету берез, избу. Ему милы даже пляски пьяных мужичков.

Назначение поэта и поэзии

Н.А. Некрасов«Поэт и гражданин»

Н.А. Некрасов в этом стихотворении излагает, каким должен быть поэт и о чем он обязан писать. В трудное для Родины время поэт не должен оставаться в стороне. Дарованье, сила и меткость слова – вот оружие поэта. Стыдно в годину горя воспевать любовь и красоту природы. Поэт – это, прежде всего, гражданин, «отечества родного сын»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди, и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Г.Р. Державин «На птичку»

Это стихотворение носит аллегорический характер. Поэт – это «птичка голосиста». И главным условием его творчества является свобода. Птичка в неволе не поет, а пищит. Так и к несвободному поэту не придет вдохновенье. Он обречен писать на заказ, а это для настоящего поэта смерти подобно:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В.В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Поэт бросает вызов солнцу. Он обвиняет его в безделье и изнеженности:

Дармоед!

занежен в облаках ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце утешает поэта, рассказывая ему о том, что светить тоже непросто. Но, если такой талант дан, нужно идти и светить. Свой труд солнце сравнивает с деятельностью поэта. По его мнению, он должен лить солнце стихами. И тогда исчезнут «стена теней», «ночей тюрьма»:

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами.

После разговора настроение поэта меняется, «день трезвонится». Он определяет назначение поэтического творчества: до последних дней светить всегда и везде.

А.С. Пушкин «Пророк»

По мнению Пушкина, поэт – это пророк, посредник между Богом и человеком. Ему даны слух, зрение, мудрость, трепетное сердце, но без духовного наполнения они бесполезны: «Как труп в пустыне я лежал». Поэт должен услышать голос Бога, исполниться его волей и словами любви жечь сердца людей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А.С. Пушкин «Памятник»

В стихотворении «Памятник» Пушкин определяет назначение своей поэзии – «чувства добрые лирой» пробуждать. Добрые чувства – это любовь, дружба, творчество. В жестокие времена поэт должен прославлять свободу. Его муза послушна велению Бога. Его воля – нести людям любовь, милость к падшим призывать. Поэт не должен ждать награды за свой труд, таить обиды на непонимание толпы. И тогда он долго будет любезен народу и памятник из его стихов вознесётся выше Александрийского столпа:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Библейские мотивы

А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…»

Это стихотворение восходит к Евангелию от Матфея – к притче о Сеятеле. Об этом говорит эпиграф к стихотворению. Пушкин сравнил библейского Сеятеля с лирическим героем, который сеял семена свободы и человеческого достоинства. Но некоторые из них, как и семена Сеятеля из притчи, попали на каменистую почву. Вторые – рассеял ветер. Третьи – пустили неглубокие корни. А четвертые – смешались с терниями ложных идей. Так, с помощью библейских мотивов Пушкин показывает поэта, оказавшегося в духовном тупике.

А.С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Это стихотворение – переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая так необходима человеку для укрепления силы духа в преодолении земных трудностей. Она мила и лирическому герою. Эта молитва сильна тем, что даже падший напитывается от нее неведомой силой. Лирический герой молит о том, чтобы Бог оградил его от грехов празднословия, осуждения окружающих, чтобы оживил в сердце «дух смирения, терпения, любви и целомудрия». Эта молитва указывает путь для просветления, преображения и победы нал страстями.

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

В стихотворении с помощью библейских образов поэт раскрывает мотив противопоставления неба и земли. Ангел несет в объятиях молодую душу на грешную землю и поёт ей святую песню. В ней он прославляет райские сады, Бога, небесное блаженство. Земля, на которую спустилась душа, полна печали и слёз. Но и здесь она помнит ту песню, которую пел ей ангел. Душа томится по небесам. И скучные песни земли никогда не заменят звуков небес. Она оказывается жилицей двух миров и никогда не найдёт себе утешения.

А.С. Пушкин «Осень»

В этом стихотворении Пушкин рассказывает об истоках творчества. Он пытается раскрыть тайну вдохновенья. Конечно же, это родная природа. Осень – любимое время поэта:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

В эту пору он расцветает, кипит желаниями. Поэт наслаждается редкими лучами солнца, первыми морозами, быстрой ездой на лошади. Дома его ждет огонь камелька, любимая книга и думы долгие. Все это рождает поэтические образы, которые пытаются вырваться наружу, воплотившись в слове. И какие-то неведомые силы зовут взяться за перо и бумагу, еще мгновенье, и стихи «свободно потекут».

А.А. Фет «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…»

Как рождается поэзия? На этот вопрос отвечает А.А. Фет в этом стихотворении. Тень лампы является толчком к возникновению у поэта образов, которые могут вылиться в поэтические строки. Тень помогает возникнуть калейдоскопу картин: это «зари осенней след», летящие грачи, подобные стаду. Эти образы сменяются чувством горести от разлуки с любимой. Ему вспоминаются «трепетные руки», «прекрасное лицо». Таким образом, предметы бытия рождают в поэте чувства, которые могут найти воплощение в поэтических строках.

А.А. Ахматова. Мне ни к чему одические рати…

По мнению А.А. Ахматовой, стихи могут быть написаны по строгим нормам, по которым созданы оды и элегии. Она с первых строк отказывается от таких стихов. Поэт не должен сознательно искать вдохновенья. Поэтические строки не подчиняются законам, придуманным человеком. Они растут из обыденных образов. Для многих они покажутся незначительными, непоэтическими. Это запах дегтя, желтый одуванчик у забора, лопух и лебеда. Но именно они приносят читателю радость.

Тончайшее состояние души

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

Это стихотворение воспроизводит сокровенные мечты поэта о гармонии, «блаженстве безгрешном», о душевном покое, «о боге великом». Душу, жилицу двух миров, ангел несет на грешную землю. Земной мир полон печали и слез. В нем звучат скучные песни. Тонкая душа помнит песни, которые ей пел ангел, неся по небу в объятиях. Это святые песни «о блаженстве безгрешных духов», о райских садах. Это единственное, что осталось от этого счастья, которое дали ей небеса.

А.А. Фет «Чудная картина»

Созерцание чудной ночи будит в лирическом герое тонкие душевные переживания. Природа великолепна и светла. В нем много слов, связанных со светом: «блестящий снег», «белая равнина», «свет небес». Но восторг от этих картин сменяется ощущением одиночества. На это чувство указывает одинокий бег далеких саней.

Любовь

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

Это стихотворение относится к любовной лирике. Оно пронизано горем и отчаянием лирического героя, потому что любимая его предала и подвергла насмешке. Он сравнивает себя с убогим нищим, просящим на паперти подаяния. Но кто-то бессердечный положил ему в руку камень. Это символизирует душевную глухоту по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи. Лирический герой трагически переживает чувство одиночества, в котором он оказался.

Дорога

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

Это стихотворение написано Пушкиным после подавления восстания декабристов. Он должен отправиться в ссылку в Михайловское. Психологическое состояние лирического героя созвучно с психологическим состоянием поэта. Оно находит свое отражение в пейзажной зарисовке. Зимняя скучная дорога символизирует жизненный путь лирического героя. Этот путь скучен и холоден: «Глушь и снег…», «Только версты полосаты попадаются одне». Волнистые туманы не дают осветить дорогу путнику. Звуки колокольчика не радуют его. И только песня ямщика будит в нем чувство любви к России. В ней и «разгулье удалое», и «сердечная тоска».

Тема нашего века

М.Ю. Лермонтов «Дума»

Это стихотворение – размышления о поколении и веке. Перед нами предстает портрет поколения 30 годов XIXвека. Оно предало идеалы декабристов, объявивших борьбу с самодержавием и крепостничеством. Поэт иронично называет это «ошибками отцов». Представители этого поколения равнодушны к добру и злу. Трусость перед опасностями, увлечённость бесплодными науками, неспособность любить, пресыщенность привели их к преждевременной старости души и обречённости в настоящем и будущем.

В.В. Маяковский «Хорошо»

Поэму «Хорошо», написанную В.В. Маяковским в 1927 году, можно назвать картиной этой эпохи. В ней рассказывается о том, что предшествовало Великой Октябрьской революции, с какими трудностями столкнулось вновь образованное государство. В первых главах изображаются конкретные враги революции. Им противостоят героические силы тех, кто брал Зимний дворец.

Это большевики. На их примере будут воспитываться молодые строители коммунизма: их «прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды». Перед нами время, характеризующееся большим энтузиазмом. Коммунисты не жалели сил для строительства нового государства: в холодное время, вспотевшие, на пределе сил «коммунисты грузят дрова на трудовом субботнике». Это было холодное и голодное время. Но и в этих трудностях формировался советский человек. Поэт видит, что труд во имя молодого государства для него не является обузой. Для новых людей это «свободный труд» без насилия. Поэт рядом с ними и воспевает Отечество, рожденное в бою и труде.

Н.А. Некрасов «Утро»

Стихотворение названо «Утро». Мы ждем описания ясного, солнечного утра, несущего надежду на лучшее. Но надежды наши не оправдываются. Деревенские и городские пейзажи не осчастливят нас, потому что пастбища, нивы и луга унылы и жалки. Мокрые галки олицетворяют незащищенность всего живого в этом мире. Человек создан для созидания, но все, что происходит вокруг, противоречит этому: пьяный крестьянин гонит уставшую клячу, в городе начинается работа. Но она не созидательная: «трудится» палач, лишая кого-то жизни, спешит домой проститутка, звенит набат, возвещая о пожаре, торгаши садятся за прилавки, чтобы обманывать покупателей. Звуковые образы подчеркивают трагичность этого мира, одновременно богатого и бедного: выстрел, скрежет лопаты по камню, грохот пушки, гогот гусей.

С.А. Есенин «Сорокоуст»

Сорокоуст – это молитва по усопшему. В этом стихотворении поэт совершает церковный обряд по уходящему миру с «красногривым жеребенком», рябиной, соломой, пропахшей мужиком, со слабой беззащитной природой. Этот мир исчезает под «конем с железным брюхом», который храпит «железной ноздрей». Природа гибнет в глухой хватке «ремней и труб», «изб древенчатый живот трясет стальная лихорадка», а люди железной цивилизации красят губы «в жестяных поцелуях». Они равнодушные потребители комфорта и сытости. Казалось бы, цивилизация должна помочь человеку стать возвышенней и человечней, но в руках невежественного и дремучего человека, оторванного от природы, она стала помощником в уничтожении всего живого.

Зло, беда, безысходность

А.А. Блок «Коршун»

В стихотворении Блока образ коршуна символизирует злую силу, беду. С коршуном всегда связываются отрицательные чувства. Это зло несет несчастье матери, которая олицетворяет заботу. Соединение этих двух образов (коршуна и матери) воссоздают ход истории – бесконечные народные бедствия. В стихотворении речь идет не об отдельном человеке и его беде, а о несчастной судьбе России. И нет просвета. Об этом говорят последние строки стихотворения:

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

А.С. Пушкин «Анчар»

В стихотворении А.С. Пушкин показывает, как зло проникает во все сферы человеческой жизни. Оно повсюду: в природе и в человеке. В природе – это анчар. «Древо смерти», стоящее в пустыне и накапливающее яд. К вечеру он застывает в густую смолу. Ее так много, что все живое вокруг анчара гибнет. Но и мир людей нельзя назвать гармоничным. Человек, наделенный властью, посылает покорного раба к анчару, чтобы тот принес ему яд. Раб безропотно выполнил приказ владыки: «потек в путь» и вернулся с ядом. В поведении подневольного человека мы видим безысходность и обреченность. Он стал пособником распространения зла: царь напитал стрелы ядом и отправил их в соседние земли.

Философские мотивы

Сатира

В.В. Маяковский «О дряни»

В этом стихотворении Маяковский наносит удар по мещанству. Поэт называет его мразью, сумевшей приспособиться к новым условиям, «оперенья переменив». Мещанин свил себе «уютный кабинет и спаленки». И быт его пошл и неприятен: непременная рамочка с портретом Маркса, газета «Известия», служащая подстилкой для котёнка, поющие в клетке канарейки. Лоснящиеся самодовольные чиновники озабочены лишь собственным благополучием. Они думают лишь о том, как достать галифе для себя и платье с эмблемой серпа и молота для жены, в которых они будут «фигурять» на балу в Реввоенсовете. Поэт считает, что они враги посильнее Врангеля, и призывает скорее свернуть головы этим канарейкам. А иначе коммунизм ими будет побит.

В.В. Маяковский «Нате!»

Поэт рисует сатирический образ буржуазного общества потребления. Обрюзгшие, с капустой недоеденных щей, с густыми белилами, они текут по чистому переулку, готовые взгромоздиться «на бабочку поэтиного сердца», потому что им чужда тонкость поэзии. Вещизм окутал их, замуровал, и они смотрят «устрицей из раковин вещей». Поэт сожалеет о том, что зря пытался открыть им «стихов шкатулок». Это сожаление превращается в гнев:

Я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Тема Родины

А.А. Блок «Россия»

Стихотворение А. Блока «Россия» пронизано щемящим чувством любви к Родине. Он любит ее в любом обличье. Чувство боли вызывают «расхлябанные колеи», «серые избы». Россия пронизана гулом ветра, который автор называет песней. Краса у нее особенная – разбойная. В этих словах мы ощущаем удаль русского характера. Блок сравнивает Родину с женщиной, которая наделена русской красотой. «Плат узорный до бровей» придает этому образу еще больше таинственности. Красота эта неброская, но притягательная, как и простая русская природа с могучими лесами и обширными полями. Россия показана в движении. Что ждет ее – никто не знает. Путь ее труден. Но поэт верит в лучшее будущее Родины.

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев оценивает Россию не разумом, а сердцем. Ее нельзя описать по определенному шаблону: «Аршином общим не измерить». Она горделиво покоится, у нее «особенная стать». По определению С.И. Ожегова, стать – это характер, внутренняя сила. Тютчев подчеркивает это в своем стихотворении, и у нас еще больше укрепляется вера в Россию.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

М.Ю. Лермонтов«Родина»

В начале стихотворения Лермонтов как будто предупреждает читателя о том, чтобы он не ждал традиционного выражения любви к Родине, которую декларировал министр просвещения Уваров. По его мнению, патриотизм – это любовь к православию и самодержавию. Свою же любовь поэт называет «странной». Она выше сознания: «Но я люблю – за что, не знаю сам». М.Ю. Лермонтов любит в Родине простоту, неяркие обыденные картины природы и окружающей действительности: обоз, ночующий в степи, чету берез, избу. Ему милы даже пляски пьяных мужичков.

Назначение поэта и поэзии

Н.А. Некрасов«Поэт и гражданин»

Н.А. Некрасов в этом стихотворении излагает, каким должен быть поэт и о чем он обязан писать. В трудное для Родины время поэт не должен оставаться в стороне. Дарованье, сила и меткость слова – вот оружие поэта. Стыдно в годину горя воспевать любовь и красоту природы. Поэт – это, прежде всего, гражданин, «отечества родного сын»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди, и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Г.Р. Державин «На птичку»

Это стихотворение носит аллегорический характер. Поэт – это «птичка голосиста». И главным условием его творчества является свобода. Птичка в неволе не поет, а пищит. Так и к несвободному поэту не придет вдохновенье. Он обречен писать на заказ, а это для настоящего поэта смерти подобно:

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В.В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Поэт бросает вызов солнцу. Он обвиняет его в безделье и изнеженности:

Дармоед!

занежен в облаках ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце утешает поэта, рассказывая ему о том, что светить тоже непросто. Но, если такой талант дан, нужно идти и светить. Свой труд солнце сравнивает с деятельностью поэта. По его мнению, он должен лить солнце стихами. И тогда исчезнут «стена теней», «ночей тюрьма»:

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами.

После разговора настроение поэта меняется, «день трезвонится». Он определяет назначение поэтического творчества: до последних дней светить всегда и везде.

А.С. Пушкин «Пророк»

По мнению Пушкина, поэт – это пророк, посредник между Богом и человеком. Ему даны слух, зрение, мудрость, трепетное сердце, но без духовного наполнения они бесполезны: «Как труп в пустыне я лежал». Поэт должен услышать голос Бога, исполниться его волей и словами любви жечь сердца людей:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А.С. Пушкин «Памятник»

В стихотворении «Памятник» Пушкин определяет назначение своей поэзии – «чувства добрые лирой» пробуждать. Добрые чувства – это любовь, дружба, творчество. В жестокие времена поэт должен прославлять свободу. Его муза послушна велению Бога. Его воля – нести людям любовь, милость к падшим призывать. Поэт не должен ждать награды за свой труд, таить обиды на непонимание толпы. И тогда он долго будет любезен народу и памятник из его стихов вознесётся выше Александрийского столпа:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Библейские мотивы

А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…»

Это стихотворение восходит к Евангелию от Матфея – к притче о Сеятеле. Об этом говорит эпиграф к стихотворению. Пушкин сравнил библейского Сеятеля с лирическим героем, который сеял семена свободы и человеческого достоинства. Но некоторые из них, как и семена Сеятеля из притчи, попали на каменистую почву. Вторые – рассеял ветер. Третьи – пустили неглубокие корни. А четвертые – смешались с терниями ложных идей. Так, с помощью библейских мотивов Пушкин показывает поэта, оказавшегося в духовном тупике.

А.С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Это стихотворение – переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая так необходима человеку для укрепления силы духа в преодолении земных трудностей. Она мила и лирическому герою. Эта молитва сильна тем, что даже падший напитывается от нее неведомой силой. Лирический герой молит о том, чтобы Бог оградил его от грехов празднословия, осуждения окружающих, чтобы оживил в сердце «дух смирения, терпения, любви и целомудрия». Эта молитва указывает путь для просветления, преображения и победы нал страстями.

М.Ю. Лермонтов «Ангел»

В стихотворении с помощью библейских образов поэт раскрывает мотив противопоставления неба и земли. Ангел несет в объятиях молодую душу на грешную землю и поёт ей святую песню. В ней он прославляет райские сады, Бога, небесное блаженство. Земля, на которую спустилась душа, полна печали и слёз. Но и здесь она помнит ту песню, которую пел ей ангел. Душа томится по небесам. И скучные песни земли никогда не заменят звуков небес. Она оказывается жилицей двух миров и никогда не найдёт себе утешения.

Наши рекомендации