Проблема человека в философии. Природа, сущность, предназначение человека.
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
Просветительские идеи в казахской философии 19 в. (Валиханов, Алтынсарин, Кунанбаев)
Особенности системы взглядов евразийской философии можно обозначить методом разделения ее на три структурных части: содержание, цели и метод. Содержание евразийской философии определяется центральным положением проблем человека в системе ее взглядов. Эта тенденция четко просматривается в "Книге слов" Абая и в "Записках забытого" Шакарима, в софиологии В. Соловьева, во взглядах Н. А. Бердяева на природу мудрости и ее место в системе философского знания. Данную тенденцию в какой-то мере можно рассматривать как продолжение идей знаменитого "Трактата о взглядах жителей добродетельного города" аль Фараби, в котором проблема мудрости для жителей и правителей добродетельного города является первой. В этом же русле находятся идеи софиогонии, стремящейся возвратить философию к ее первородному, изначальному смыслу, как учению о природе мудрости, путях ее постижения человеком и способах укоренения мудрости в его повседневной жизни. Основное содержание софиогонии как философской школы евразийской ветви определяется парадигмой - "Познай и измени себя". Бытие человека в мире и мира в человеке как процессы непосредственной человеческой жизни являются не только главной проблемой онтологии евразийской философии, но одновременно и ее гносеологии, аксиологии, этики, а также - философской креатологии - учения о самосотворении человека.
Термин "креатология" происходит от латинских слов "креатор" - творец, создатель, виновник, а также "креацио" - созидание, порождение, избрание. Необходимость креатологии в евразийской философии очевидна: познать и изменить, то есть сотворить себя - "другого" без творческого подхода и знания путей самосотворения, невозможно. Думаю, что со временем креатология, как учение о самосотворении человека, может стать одной из важнейших составных частей евразийской философии. Творение - это вечный процесс самосозидания, саморазвития и вселенной, и человека. Творчество - органическое, всеобщее, родовое качество человека. Хочу подчеркнуть, что процесс творчества человека должен происходить по законам Космической мудрости. Если этого соответствия нет, то человек допускает массу глупостей и ошибок, что приводит к серьезным дисгармониям в отношениях с природой, с самим собой и другими людьми. К основному содержанию евразийской философии, стремящейся помочь человеку избавиться от пороков, относятся также представления о целостной триединой человеческой природе (См. соответствующие статьи словаря).
Очень важным структурным элементом философской концепции являются ее цели. Они должны быть близки, понятны и дороги любому человеку и выполняют функции надежного паруса нашей житейской лодки. Для этого надо научиться познавать себя, но, главное научиться изменять себя, уметь вытаскивать себя за волосы из трясины эгоизма и пороков. Задача, замечу, не из легких. Для ее решения надо иметь желание, а, главное, стать мудрым: ни много, ни мало. Главная цель евразийской философии как софиогонии определяется так: помочь человеку достигнуть жизненного успеха на основе четырех высших совершенств: мудрости в душе; крепкого здоровья на всех уровнях: телесном, социальном, духовном; гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья.
Третьим структурным элементом - или методом евразийской философии является все та же мудрость, но уже как способ, или Путь более глубокого, системного познания себя в мире и мира в себе, как духовный инструмент преобразования жизни отдельного человека и человечества в целом. Следовательно мудрость как важнейшая человеческая ценность и духовная сердцевина культуры есть в то же время и высшая, системная форма познания себя и мира, система методов их постижения, а также способов решения практических вопросов по становлению софийного сознания и софийного бытия людей. Мудрость - это, прежде всего, способность использовать любовь, как главный Путь ценностного познания, а также (что необычайно важно) практический способ становления софийных отношений между людьми, между человеком и природой.то есть умение постоянно размышлять и действовать на основе любви к людям, к себе, к природе. В мудром человеке знания, разум и воля направлены не во зло, а на добрые дела и сострадание к людям. Эти выводы подтверждаются позицией Абая о главенстве сердца (любви) в союзе с разумом и волей человека, и парадигмой Шакарима: живи по совести. В качестве дополнительного аргумента приведу из одной книги парадоксальное высказывание североамериканского индейца: "Странные люди - американцы, они думают головой. Мы же, индейцы, думаем сердцем". Эту мысль можно трансформировать в установку-афоризм: "Хочешь стать мудрым, научись думать сердцем".
Из всего сказанного, следует интересный вывод: в такой жизненно ценной системе взглядов как евразийская философия ее содержание, главные цели и метод в основном и главном совпадают друг с другом. Познание и изменение себя мы осуществляем на основе мудрости. В свою очередь, мудрость позволяет достичь успеха и крепкого здоровья, отыскать пути гармонии между стремлением к материальному богатству с одновременным обретением высокой духовности, и, тем самым, обрести полноту жизненного счастья. Мудрость и позитивные духовные качества человека, опирающегося на евразийскую философию, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия. В результате, софийная парадигма подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям, то есть на основе мудрости. Следовательно, мудрость уникальный феномен человеческой культуры, она универсальна. Именно поэтому Мудрость еще может спасти человечество и природу (если люди захотят этого), поскольку, мудрость, как "философский камень" человечества - это эликсир молодости, энергии, благополучия, сердцевина духовности, надежный мировоззренческий фундамент гармоничного целостного человека.
Можно предположить, что именно в Казахстане может быть начато формирование гуманистической духовной культуры и мировой философии нового типа с огромным многообразием подходов и взглядов внутри целостного знания, с высокой степенью понимания инакомыслящих. Основная задача евразийской философии - быть действенным руководством в помощи людям в их страстных и неизбывных поисках мудрости и в искоренении всех видов эгоизма - главного врага человека.: индивидуального, экономического, социально-политического, национального, кланового, корпоративного, религиозного, мужского, женского и многих других. Желание помочь сформировать евразийское целостное мировоззрение обусловило комлексный подход к отбору терминов из различных сфер философско-социального, экономического, религиозного, эзотерического, ценностного, эстетического, правового и других видов знаний, необходимых рядовому человеку в его повседневной круговерти жизни.
Всем этим тенденциям также может способствовать успешная, софийная реализация стратегий поступательной эволюции Казахстана до 2030 года. Тогда, в таких условиях - удивительно прекрасная и практически действенная евразийская философия, ее особая мудрость могут стать духовным фундаментом согласия и стабильности в нашем обществе, его процветания на тысячи лет вперед.