Основные направления в современной западной философии
Характерной особенностью современной философии является обновление и защита классических философских традиций. Основными направлениями сов.философии. явл.: неогегельянство, неопозитивизм, неотомизм.
Главы неогегельянства- Р. Кронев, Г. Лассон. Большое влияние оказал Дильтей(в работе «История молодого Гегеля» даёт иррационалистическое истолкование Гегеля).
Основная задача неогегельянцев сводилась к иррациональному истолкованию философии Гегеля.
Основными представителями неопозитивизма были: философы "Венского-кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич); Б. Рассел; Л. Витгенштейн.
Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.
Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
Неотомизм. Постулат гармонии Веры и знания. Лидер Жан Маритэн. Основные идеи: религиозное и рациональное познание не исключают, взаимодополняют друг друга. Теология и философия дают одно и тоже, но разными средствами. Главная служебная обязанность философии, в понимании, доказать, что бог есть.
Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи(1859 — 1952).
Персонализм. Представители Б. Боун, Р. Флюеллинг, Э. Байтмен, Х. Керр, Э Мунье. Персонализм- направление признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности Бога. В персонализме чётко разделены понятия индивид и личность. Человек, как часть рода и как часть природы и общества трактуется как индивид. Как личность человек утверждает себя путём воли, свободного творчества. Личность в персонализме ставится выше общества.
Сциентизм (лат.-наука) философско - мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решать все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций «технологического детерминизма», «индустриального общества», «постиндустриального общества» и т.д.
Антисциентизм. Влияние науки истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, отрицает науку а качестве формы общественного сознания. Эти два направления связаны с рационализмом и иррационализмом.
Экзистенционализм (Хайдеггер, Ясперс). Основная цель – создать новое мировоззрение. Экзистенциализм-направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Постмодернизм-это философия, к-ая направлена против монотонности и универсализма европейской реальности. Это попытка отбросить всё, сжимает человека в «объятиях тоталитаризма», сложившиеся устои, устаревшие эстетические и моральные идеалы.