Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии — онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие — мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность — в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. — экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие — категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие — бесконечная основа, сущ-е — опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие — предельно общая фил. абстракция.
Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество.
несмотря на то, что феномен культуры философски осмысливается уже не одно столетие, до сих пор нет однозначно приемлемого ее определения. Сегодня можно назвать три ключевых ипостаси культуры. Во-первых, она предстает как сфера свободной самореализации личности, проявления ее в творческой, созидательной деятельности. Во-вторых, культура выражает ценностное отношение людей к природной и социальной реальности. И в-третьих, она понимается как искусственно созданный человеком мир нового, природно-общественного бытия. Есть и другие суждения о культуре. Однако, пожалуй, главную суть ее ярко выразил известный философ Мамардашвили: «Культура - это усилие человека быть». Действительно, для того, чтобы стать истинным человеком мало иметь изначальные природные данные и благоприятные социальные условия. Индивиду необходимо внутренне (духовно) стремиться управлять самим собой. Еще древние говорили, что становиться человеком не очень сложно, но вот быть им - это всегда подвиг.
Таким образом, культура всегда предстает в жизни каждого человека как личное усилие (и немалое) над самим собой, чтобы найти свою нишу, утвердиться в обществе. Вспомним категорическое требование И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Культура предполагает глубоко осознанное стремление индивида стать человеком в полном смысле этого слова. «Долг человека собственными усилиями выйти из [состояния] первобытности своей природы, из [состояния] животности и все выше подниматься к человеческому [состоянию]». Кроме того, необходимо сказать о естественном стремлении практически всех людей к самоусовершенствованию. Поэтому только творя культуру и одновременно потребляя ее, человек становится Человеком. Здесь уместно напомнить еще одно требование великого И. Канта: «Поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей».
У человека, имеющего множество биофизиологических предрасположенностей к социокультурной жизни, нет какой-то врожденной культурной потребности. У него нет также и изначального стремления к овладению сложными видами культуры общественного поведения. Однако вряд ли найдется сегодня хоть один человек, не желающий быть или слыть культурным. Для этого он и вынужден осваивать в процессе приобщения к материальной и духовной жизни данного общества определенные, наработанные за тысячелетия материальные носители, образцы, смыслы и знаки культуры, а также правила (принципы) владения собой при общении с другими людьми. Но прежде всего каждому человеку необходимо познать и понять ту культурную сферу (пространство целей и ценностей), которая передается из поколения в поколение в виде своеобразной структур-но-кинематической модели, наподобие двойной молекулы ДНК.
Поскольку культура как результат жизнедеятельности людей многими ее носителями воспринимается лишь посредством философской рефлексии, необходимо предельно ясно представлять себе все структурно-методические особенности возможного пути ее познания. В латинско-русском словаре перечисляются три основных смысловых значения слова «культура» (cultura):
1) сельхозработы - уход, обработка земли, возделывание почвы;
2) воспитание, образование, развитие;
3) созидание всего нового, поклонение, почитание.
Очевидно, что уже первое из приведенных значений укаывает на важнейшую особенность культуры - созидательное [ачало. С XIX века, как отмечает X. Гадамер, «культура теснейшим образом связана с понятием образование и означает в конечном итоге специфический человеческий способ целевого преобразования природных задатков и способностей». И сегодня считается, что там, где есть человек, где есть целенаправленная деятельность, там есть и культура.
К XX столетию завершается формирование так называемой «классической» модели культуры. Она стала своего рода результатом освобождения человека от воздействия жесткой естественной детерминации. Правда, во всех известных истории обществах, в том числе и современном, сфера детерминации количественно преобладает. Причем только благодаря культуре человек не исключается полностью из природы, а образует высшее звено в ее саморазвитии, обосновывая идеалы из естественных потребностей. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма. Пространство культуры вычленяет человека и все созданное им из того, что было или есть сегодня в природе. В философской энциклопедии культура определяется как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных людьми. Под ценностью подразумевается общественная сущность бытия материальной и духовной реальности. Отсюда пошло глубоко укореневшееся в обыденном сознании деление всего существующего на две части: явления природы и сфера человеческой культуры.
Итак, смысл и назначение культуры состоят в следующем:
а) это есть «вторая природа», искусственно созданная человеком для обеспечения его социального бытия;
б) это сфера свободной творческой самореализации человеческой личности;
в) это особое искусство ценностного отношения и целевого преобразования как объективной природной, так и социальной реальности.