Линейные и нелинейные интерпретации истории

Существует несколько подходов к определению характера исторического процесса:

• линейный (стадиально-поступательный);

• нелинейный (культурологический и цивилизационный).

Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический песимизм) и прогрессизм (Л. Морган, Г. Гегель, К. Маркс).

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. История, с точки зрения К. Маркса, имеет естественноисторический характер и реализуется через смену основных этапов – общественно-исторических формаций.

Во второй половине XIX в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма – направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. С другой стороны, обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в цивилизационной и культурологической концепции истории. Они стали основой нелинейного подхода к истории, согласно которому она представляет собой множество глобальных самостоятельных циклов, состояний, цивилизаций, культур. Цивилизационный подход к истории предполагает глобальное членение мирового исторического процесса (Восточная и Западная цивилизация; традиционная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и др.). Культурологический подход утверждает смену культурных типов общественного развития как основу динамики общества (первобытное общество, культуры древнего Востока и т.д.).

19. КОНЦЕПЦИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Индустриальное общество - динамично развивающееся, прогрессирующее общество. Источник его развития — технический прогресс. И этот прогресс меняет не только производство, но и все общество в целом. Он обеспечивает не только значительное общее повышение уровня жизни, но и выравнивание доходов всех слоев общества. В результате в индустриальном обществе исчезают неимущие классы. Технический прогресс сам по себе решает все социальные проблемы, что делает не нужным социальную революцию. Указанная работа Ж. Фурастье дышит оптимизмом.

Концепция постиндустриального общества является одной из самых наиболее распространенных и разработанных концепций современной западной философской мысли. Данная концепция не является чисто философской, так как во многом опирается на статистические данные социологии, психологии, а так же на последние достижения в области естественных наук и техники. Занимая пограничное положение между всеми этими дисциплинами, концепция охватывает практически все области человеческой жизни, начиная от социально политических проблем и заканчивая изменениями в области культуры, нравственности, а так же изменения, произошедшие в сознании отдельного индивида, как результат воздействия на него изменяющейся среды.

Среди подобных теорий наиболее заметной стала концепция информационного общества. В целом она, как и постиндустриальная доктрина, лежит в русле того направления европейской философии, в котором эволюцию человечества принято рассматривать сквозь призму прогресса знания. Пик ее популярности пришелся на начало 70-х годов, когда многие социологи согласились с выводом, что в новых условиях "культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, [а] производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества".

20. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одной из самых важных и одновременно самых сложных проблем социально-философского исследования глобализации является непрерывное взаимодействие ее функциональных и нефункциональных элементов и аспектов, которые подобны винтикам в машине. Чем больше глобальные процессы реализуют свой общемировой характер, тем очевиднее они проявляют в своей деятельности явно функциональные характеристики. Например, чем более очевидной становится «глобальная» структура мировой экономики, тем отчетливее преобладают функциональные теоретические определения. С теоретической точки зрения функциональные и нефункциональные элементы гетерогенны, но на практике они органично и гомогенно переплетаются друг с другом.

Глобализация, таким образом, – это не новый, еще неизведанный силовой центр и не мировое правительство, это, по существу, качественно новая система отношений между всеми акторами. Одной из ее специфических черт является достаточно «демократичная» возможность доступа к глобальным процессам и сетям. И абсолютно логично описывать фундаментальное явление глобализации, используя критерии доступа и доступности. Однако в этой области скрыты две самые слабые стороны глобализации. Глобализация нивелирует целый ряд специфических отличий и разрушает границы, обеспечивая по существу всеобщую доступность. Стало быть, в этом смысле глобализация «демократична»: участие в глобальных процессах может даже обозначить новую концепцию «равенства». Глобализация, динамическое развитие которой включает элементы дискриминации, обнаружила бы противоречие не только в теоретическом, но и в практическом плане. В этой связи необходимо установить всемирно-исторический баланс глобализации. Этот баланс будет зависеть от итогового соотношения между демократией, и более того – между равенством доступа, и отличительными аспектами, то есть реально существующими саморазрушительными социальными процессами в поле деятельности этих двух тенденций.



21. ПОНЯТИЕ НАУКИ. НАУКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМА ЗНАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

Специф. научн. познан. в философ. – это осознан и рассмотр. фактов по отношен. к реальной картине мира. Она выражается нескольк фактор:1) Основн цель науки – выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, 2) Научн знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главн. хар-кой, 3) также заключ. и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процесс. 4) Научн. познание совершается посредством использования как спец высокоточных приборов, так и с использован логики, математич вычислений и прочих элемент умственной и духовной деят челов. 5) Любое знание должно быть строго доказуемо. Инф-ия, кот-ая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснован. Научн познание имеет довольно сложн структуру. Она может быть представлена в различных срезах. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познан она включ в себя:1) Субъект науки (тот, кто осущ познавательную деят): отдельный исследователь, научное сообщество, научн коллектив,в конечном счете – общ-во в целом; 2)Объект–то, что познается; 3)Система методов и приемов,характерных для данной науки; 4)Языкнауки – как естествен., так и искусствен (математические ур-я, химич ф-лы). Также может быть представлена как единство уровней: эмпирич, теоретич., метатеоретич,или уровень оснований науки.

__________________________________________________________________________

22. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ

Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание–это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Научноепознание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Цель познания состоит в открытии законов. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, н о в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания: 1). Исторические: а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные; б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное; в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления; г) художественно-образное (связано с эстетическим); 2). Иррациональное (внерациональное) познание: а) магия; б) мистика; в) колдовство; г) эзотерическое знание; д) переживание, ощущения; е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

23.

23. ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛА НАУКИ. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НАУКИ

Наши рекомендации