Тема занятия: Философские проблемы сознания
Цель занятия:раскрыть сущность сознания и его происхождение,исследовать проблему соотношения сознания, самосознания и бессознательного, рассмотреть особенности взаимодействия сознания и психики, раскрыть структуру сознания, выявить его функции.
Организационная форма занятия: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Постановка проблемы сознания в философии.
2. Проблема происхождения сознания. Единство языка, мышления и сознания.
3. Структура сознания и его функции.
4. Проблема бессознательного в философии.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: сознание, идеальное, самосознание, психика, мышление, мозг, креационизм, физикализм, гилозоизм, информация, язык, знак, бессознательное.
При раскрытии проблемы сознания в философии (первый вопрос) следует уяснить природу человеческого сознания, выявить особенности материалистического и идеалистического взглядов на сущность сознания, дать определение сознанию, указать на связь современной общественной практики с проблемой сознания, проанализировать основные черты сознания (идеальность, интенциональность, идеаторность) Для этого необходимо изучить материал учебников: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.– С521-530; (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.)Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.- Гл.IX; Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.–С.386-395; Познакомиться со статьей: Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии. – 2009. – № 2.
При подготовке ко второму вопросу необходимо уяснить, что проблема происхождения сознания всегда была объектом расхождений мировоззренческих разногласий; важно раскрыть сущность отражения как всеобщего свойства природы, рассмотреть виды отражения, пояснить особенность психического отражения, определить связь сознания и психики, рассмотреть сущность самосознания. В этом вопросе необходимо также раскрыть единство мышления и сознания. Учебники:Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С521-530; (Эл.ресурс: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/.)Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008.- Гл.IX; Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.–С.386-395.
В третьем вопросе необходимо рассмотреть когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы сознании, охарактеризовать основные функции сознания (познавательную, целеполагающую, регулятивную, трансляционную) и их основные черты.
В четвертом вопросе необходимо проанализировать феномен бессознательного, рассмотреть различные точки зрения на природу бессознательного, охарактеризовать основные составляющие бессознательного (сновидение, гипноз, внушение, творческое вдохновение, телепатию и др)., проанализировать психоаналитическую теорию З.Фрейда. Здесь важно объяснить, каким образом бессознательное влияет на деятельность человека. В этой связи необходимо обратиться к учебнику: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.– М.,2008.- С.165.-172.
Литература
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов.–М.,2008
2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008
5. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
6. Философия: учебник: Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
7. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д., 2007. – 3.2.2.
8. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Борзенков В.Б. Бытие // Введение в философию. Учебное пособие. – М.: Республика, 2008.
Дополнительная
1. Иванов Д.В. Сознание как объект метафизических исследований // Вопросы философии. – 2009. – № 2.
2. Корчажкина О.М. Диалектика познания и обучения мышлению: размышляя вместе с Ильенковым // Вопросы философии. – 2008. – № 11.
3. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
5. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml
5. Электронная гуманитарная библиотека. http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml
6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН
7. Проблема сознания в философии http://soznanie-mnema.narod.ru/67.htm
8. Проблема сознания в философии, сознание как отражение действительностиhttp://philkib.narod.ru/phil10.htm
9. Сознание как философская категория. Сайт студентов МГУП http://mgup-vm.ru/filosof/08.html
Задания для развития и контроля владения компетенциям
1. Что такое сознание? В чем выражается противоположность мировоззренческих подходов к проблеме сознания?
2. В чем состоит отличие религиозной трактовки сознания от идеалистической?
3. Как понимает проблему сознания метафизический материализм?
4. Какое понятие шире – психика или сознание? Какие процессы и явления относятся к психическим? Обоснуйте ответ.
5. Подтвердите или опровергните следующее положение: «Сознание не может включать в себя неверное отражение, вымыслы догадки, религиозные, мифологические и др. взгляды»?
6. Что такое отражение? Какие типы отражения вам известны?
7. Что такое бессознательное, какие процессы относятся к бессознательному? Как соотносятся бессознательное и информация?
8. Какую роль З.Фрейд отводит бессознательному в теории психологической защиты?
9. Подтвердите или опровергните положение: «Во время сна сознание человека полностью отключено, и в связи с этим сновидения не поддаются никакому логическому осмыслению».