Ема занятия: Классическая немецкая философия
Цель занятия:проанализировать социокультурные предпосылки возникновения немецкой классической философии, дать общую характеристику, определить ее уникальность и место в истории науки, рассмотреть основные проблемы представителей классической философии.
Организационная форма занятия: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Общая характеристика немецкой классической философии и ее представители.
2. Критическая философия И.Канта.
3. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: субстанция, движение, априорное знание, апостериорное знание, «вещь в себе», чистый разум, практический разум, всеобщая целесообразность, агностицизм, Абсолютная идея, ноумен, феномен, категорический императив, трансцендентное, трансцендентальное, антиномии, самосознание, тождество, диалектический метод.
При ответе на первый вопрос необходимо проанализировать социокультурную ситуацию в Германии XVIII в.- начале XIXв., показать особенности ее отражения в философских системах немецкой классической философии. Далее следует назвать основные этапы развития классической философии, ее представителей, охарактеризовать содержание их философских систем.
Во втором вопросе важно уяснить основные проблемы докритического и критического периодов И.Канта, проанализировать основные положения теории познания, рассмотреть ступени познания и виды знания, объяснить сущность агностицизма Канта, его учение об антиномиях, раскрыть учение о категориях. Далее следует обратить внимание на этическую составляющую философии Канта, основанную на поиске истины и высших нравственных ценностей. Здесь важно объяснить смысл сформулированного им нравственного закона или категорического императива. В заключение необходимо объяснить суть учения о всеобщей целесообразности.
При рассмотрении идеалистической философской системы Г.В.Ф. Гегеля (третий вопрос) важно проанализировать понятие Абсолютной Идеи и стадии ее развития; пояснить суть тождества мышления и бытия как исходного принципа философии Гегеля, охарактеризовать диалектику, обратить внимание на гегелевскую характеристику основных законов, принципов и категорий диалектики, рассмотреть суть диалектического метода.
При ответе на четвертый вопрос необходимо обратить внимание на критику Фейербахом предшествующей философии, особенно гегелевской. В качестве основы философии Фейербаха выступает человек как «Я по отношению к другому Я», как часть природы. Далее следует охарактеризовать материалистический подход Фейербаха к проблеме познания и отличие его от кантовского подхода, объяснить интерпретацию нравственных проблем, его отношение к религии и Богу. Л.Фейербах известен как основоположник антропологического материализма. Детальное изложение классической философии представлено в учебниках:Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.42-167; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.111-138; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-С.391-472.
Литература
Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
2. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 2007.
3. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008
5. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.– М.: Прогресс-Традиция, 2003.
4. Гулыга Г.А. Немецкая классическая философия.–М.,1986
5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века.–М.,1989
7. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
8. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990.
9. Рассел Б. История западной философии.- Новосибирск. 2001.
10. Философия для бакалавров: учебное пособие /под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
12. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи -http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
5. http://ihtik.lib.ru/- электронная полнотекстовая библиотека Ихтика.
6. http://auditorium.ru/aud/about/ index.php. - информационно-образовательного портала «Гуманитарные науки.