Тема занятия:Философия Нового времени и Просвещения
Цель занятия:обосновать роль науки XVII в. в формировании философских учений, проанализировать особенности эмпиризма и рационализма, охарактеризовать философские подходы к проблеме субстанции, показать характерные черты философии Просвещения.
Организационная форма занятия: семинар
Вопросы, выносимые на обсуждение
1. Научная революция XVII века и проблемы метода познания. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.
2. Учение о субстанции Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница.
3. Субъективный идеализм и сенсуализм в философии Нового времени.
4. Философские идеи Просвещения.
Методические рекомендации
Основные понятия, необходимые для усвоения темы: рационализм, эмпиризм, субстанция, метод, дуализм, плюрализм, монизм, сенсуализм, модус, монадология, рефлексия, атрибут, Просвещение, индукция, дедукция.
В первом вопросе важно указать на роль естествознания в развитии общества, отметить общие черты философии Нового времени, выявить основные проблемы. Далее необходимо охарактеризовать философские взгляды Ф.Бэкона как основоположника эмпиризма и Р.Декарта – основоположника рационализм, рассмотреть их учения о методе. С этой целью необходимо обратиться к учебной литературе:Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.114-116, 119-121; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.86-195; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-.С.2909-319, 312-329.
Во втором вопросе требуется проанализировать философские подходы к проблеме субстанции в учениях Декарта, Лейбница, Спинозы. Анализируя философскую систему Р.Декарта, важно обратить внимание на проблемы познания и науки, а также выявить особенности дуализма Декарта. Далее следует рассмотреть монизм Б.Спинозы и плюрализм Г.Лейбница, который воспринимает действительность как совокупность монад.
В третьем вопросе необходимо проанализировать субъективно-идеалистические взгляды Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма, уяснить специфику механистического материализма Т.Гоббса, охарактеризовать особенности сенсуализма Дж.Локка, утверждавшего что все наши знания мы черпаем из опыта и ощущений. Детальное изложение новоевропейской философии представлено в следующей учебной литературе:
Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.114-132; Философия: Учебник для вузов /Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.86-195; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-С.288-360.
В четвертом вопросе необходимо уяснить идеи Просвещения, проанализировать вопрос о взаимосвязи науки и религии. Важно рассмотреть учение «идеолога Просвещения» Вольтера, взгляды Монтескье на человека, теорию «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Далее следует охарактеризовать особенности французского материализма XVIII века, (Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро), постановку проблемы развития природы, чувственного и рационального познания, единства гармонии личных и общественных интересов и др.
Литература
Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.
2. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008
4. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.
Дополнительная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.
3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.– М.: Прогресс-Традиция, 2003.
4. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.
5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.
6. Рассел Б. История западной философии.- Новосибирск. 2001.
7. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.
8. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.
Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Канке В. Философия. Философия познания и науки // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/08.php
5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли) - http://society.polbu.ru/reale_westphilomiddle/ch18_i.html
6. Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. Илларионов С.В. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html
7. Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи -http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php
Задания для развития и контроля владения компетенциями
1. В чем заключается отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии? Ответ аргументируйте.
2. Какова роль учений Р.Декарта для последующего развития философии? Какие аспекты учения Декарта важны для современной науки?
3. Т.Гоббс утверждал: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».
4. Какие логически противоречия имеются в приведенном определении?
5. К каким последствиям, по вашему мнению, они могут привести?
6. Каково основное содержание монадологии Г.Лейбница?
7. Как французские просветители XVIII понимали природу, человека и общества?
8. Каковы особенности размышлений Вольтера о свободе? Могут ли они быть актуальными сегодня?