Тема Родины в СТИХОТВОРЕНИИ А.А.БЛОКА «РОССИЯ»
Стихотворение «Россия» написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл «Родина» третьего тома «Трилогии вочеловечения». Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого «первейшего, самого жизненного вопроса». Тогда он говорил, что посвящает всю свою жизнь Родине, что все его стихи о России.
Само название стихотворения уже говорит нам, о чем пойдет речь. Тема «России» – любовь поэта к своей Родине, любовь, которую он сам сравнивает с любовью к женщине. А.А.Блок исполнен всепрощающей нежности, гордости за свою страну, за ее стойкость перед лицом всех невзгод, которых в России так много. Но среди чувств автора нет жалости, «тебя жалеть я не умею», – говорит он. И на самом деле, жалость, по-моему, близка к снисхождению или к чему-то похожему на снисхождение, это такое чувство, которое возникает у человека более богатого морально или материально по отношению к менее обеспеченному, менее духовному; пожалеть можно бездомного котенка, но никак не великую державу! Россией можно только восхищаться, в нее «можно только верить», как сказал Федор Тютчев.
Любовь к Родине, восхищение ею красной нитью проходят через все стихотворение, состоящее из пяти четверостиший и одной шестистрочной строфы. В первых строках мы видим сразу два сравнения, наводящих на мысль о том, что в России все осталось по-прежнему, по крайней мере, с начала ХΙХ-го века:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…
«Годы золотые» – это, я думаю, время А.С.Пушкина, «золотой век» русской поэзии. Получается, что за сто лет провинциальная Россия нимало не изменилась: все также треплются такие же «три стертые шлеи», все также вязнут колеса в грязи дорог. Причем, мне кажется, что здесь есть еще одна мысль – мысль о том, что в России и для России, особенно далеко от столиц, от цивилизации, в глухой глубинке все равны. И нет никакой разницы, завязнут ли в «расхлябанной колее» «росписные спицы» брички богача или простые колеса крестьянской телеги. Во втором четверостишии лирический герой признается в любви к Росси, несмотря на то. что она «нищая». «избы серые» – это символ повседневности, безысходности, одним словом, это бесконечные серые будни. что касается «ветровых песен», то, по-моему, это тоже символ. Я думаю, что А.А.Блок имел в виду завывание ветра, которое чаще всего можно услышать или в печной трубе, или на пустыре. То есть опять получается, что поэт упоминает о нищете (на пустыре ничего нет) и необразованности (темнота в печной трубе, полной сажи) русского народа, но тут же говорит, что именно этим и дорога ему Родина. Далее мы видим строки, в которых выражается опять-таки восхищение Россией, говорится о невозможности жалеть ее. Лирический герой «бережно несет свой крест», несмотря ни на что, он никогда не предаст Родину; его священный долг – переносить все горести и утраты вместе со своим народом. В следующих строках – упоминание о чародее. Здесь, я думаю, чародей – это власть, это правитель. Значит, кто бы ни управлял Россией, она все равно будет прежней:
…А ты все та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
Русь никогда не отличалась благополучие, поэтому еще одна беда ничего не изменит:
…Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней…
Но все же есть надежда на лучшее, символ ее – «мгновенный взгляд из-под платка» деревенской девушки, есть надежда даже вопреки серым, безрадостным будням и тоскливой «глухой песне ямщика»!
Очень богат и красочен язык, которым написано стихотворение. Здесь много эпитетов: «стертые шлеи», «спицы росписные», «расхлябанные колеи» и другие; есть метафоры: «одной слезой река шумней» (на самом деле речь идет о беде, которая среди бесчисленного количества остальных невзгод не будет заметна); можно найти и сравнения: «...избы серые…песни ветровые – как слезы первые любви!», еще более заметно сравнение России с женщиной: она красива «разбойной красой», у нее «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Стихотворение написано дольником, рифма перекрестная, смешанная (то женская, то мужская), точная.
В этом стихотворении А.А.Блока больше всего меня привлекло отношение к Родине лирического героя, то, как он высказывает свои чувства. Каждая строка полна нежности, любви к родной стране. Я думаю, что именно такие чувства испытывает настоящий патриот. Хотелось бы, чтобы каждый из нас относился к России, любил бы ее хотя бы в половину силы блоковской любви.
3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"?
Пока Чацкий путешествовал, в доме Фамусова произошли большие перемены: Софья полюбила безродного Молчалина, которого ее отец ценит лишь за деловые качества, но видеть своим зятем вряд ли захочет ("Кто беден, тот тебе не пара"). Зная это, Софья скрывает ото всех свою любовь. Начитавшись французских книг, она наделила Молчалина выдуманными качествами и романтическими страстями ("Бог знает, за него что выдумали вы, чем голова его ввек не была набита"). Софья и слышать не хочет о других претендентах на ее руку.
А Молчалин? Любит ли он ее? Прямого ответа на этот вопрос нет, но косвенные намеки уже даны: Лиза весело хохочет, когда Софья рассказывает о своих ночных свиданиях с Молчалиным. Ей вспоминается тетушка Софьи, от которой из дому сбежал француз. Аналогия с тетушкой неслучайна, она созвучна последующим сценам, где прямо раскрывается истинное отношение Молчалина к дочери человека, который "кормит и поит, а иногда и чином подарит".
Чацкий, как ветер, буря, пронесся сорок пять часов без остановки, спеша в Москву, он ждет награду за подвиги, но напрасно - его уже отвергли. Ему в лучшем случае уготована роль друга детства, который "славно пересмеять умеет всех".
Сцена встречи Софьи и Чацкого резко контрастна: в ответ на страстное признание он слышит холодную, сказанную ради приличия фразу: "Ах, Чацкий, я вам очень рада". Чацкий пытается сломать лед недоверия, он вспоминает детские проказы, года, проведенные вместе с Софьей, дружески "перебирает" общих знакомых. Софья молча слушает, но как только задевают Молчалина, она неумолимо произносит приговор: "Не человек, змея". Даже признание Чацкого в любви не может изменить ее мнение, она наносит первый контрудар, намекая отцу: "Ах, батюшка, сон в руку".
Фамусов растерян: ни Молчалин, ни Чацкий не могут метить на место его зятя, он желал бы зятя "с звездами, да с чинами.., ну, разумеется, к тому б и деньги, чтоб пожить".
Но московское гостеприимство требует принять Чацкого как своего. А законы московского общества для Фамусова святы. Мы видим первопрестольную такой, какой любит ее сам Павел Афанасьевич: бесконечные обеды, перемежаемые крестинами и погребениями; "московские тузы", умеющие вовремя прислужиться, дабы добыть чины; усиливающаяся женская власть (то и дело вспоминают о Татьяне Юрьевне, Марье Алексеевне - поистине, они "судьи всему, везде, над ними нет судей"); и старички, которые "поспорят, пошумят и... разойдутся"...
Все московское вызывает у Фамусова восторг и умиление. Достаточно вспомнить, как язвительно отзывался о столичных тузах Чацкий, чтобы понять, что столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно.
Чацкий любит Софью. Как и все влюбленные, он слепо не хочет верить в существование счастливого соперника. Но он хочет найти причину ее холодности, и уж если и есть кандидат в женихи - то надо самому убедиться, как другу, как брату, стоит ли он Софьи, "чтоб равнодушнее мне понести утрату". Конечно, Чацкий не собирался никого обличать; он знает Москву и не ждет от нее ничего нового, но сам приезд Чацкого и его полная несовместимость с фамусовским миром есть повод для скандала. Положение Чацкого изменяется: из героя-обличителя он то и дело превращается в героя, отражающего удары.
Признание Софьи в любви к Молчалину не убедило Чацкого. И дело тут не только в том, что "любовь слепа". По мнению Чацкого, Молчалин - жалчайшее создание, вечно "на цыпочках и не богат словами". Чацкий уверен, что Софья видит всю ничтожность Алексея Степановича, следовательно, она не может любить его. Вначале Чацкий полагал, что Софья "выдумала" своего героя, но вскоре разговор с Софьей убедил его, что она воспринимает секретаря своего отца таким, каков он есть. Софья не сообщила ничего нового, не назвала ни одного "свойства" Молчалина, которое Чацкому не было бы известно. Но Чацкий не понял, что за три года Софья изменилась, у нее сложилось совсем иное отношение к этим "свойствам". Чацкий старается убедить свою возлюбленную, что Молчалин не стоит ее, выискивая и выставляя напоказ все новые и новые низкие качества Молчалина
3 http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=24&dtls_books=1&title=33&submenu=4 – Чацкий, Софья
Билет № 19.