Диалектика - это теория познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законов развития природы, общества и мышления.

Принципы диалектики:

1) принцип всеобщей связи. Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Типы связей:

-структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие;

-системные - выражают принцип системности (система и элемент);

-причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность);

-связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира.

Билет 30.
1)Бытие как центральная категория философии.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

- материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
2)Постмодернизм, его влияние на современную философскую мысль.

Постмодернизм — термин, который употребляется для характеристики постнеклассического типа философствования.

Для мыслителей, относимых к постмодернизму, при всем несходстве их подходов и целей, характерна одна общая черта – это критика основных понятий классической западной философии. К числу таких понятий относятся “субъект”, “исток”, “идентичность”, “бытие” и “смысл”. Одним из важнейших понятий классической философии было понятие тождества, или идентичности. Постмодернисты же считают, что изначальная “бесформенность” и “хаотичность” жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам.

“Событие” же для постмодернистов – это не нечто значимое, а любой телесно-жизненный акт. Западная философия считала, что письмо вторично по отношению к речи, постмодернисты считают, что письмо отстоит от истины отнюдь не дальше, чем речь. Хайдеггер, например, поставил под сомнение само представление о человеке как “субъекте” – инстанции, которой дано право овладевать миром, делать вещи инструментом реализации своих целей.

Билет 31.
1)Бытие и общество: историко – материалистическая концепция бытия.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Общество – совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

(концепция не найдена)
2)Проблема познаваемости мира и ее решение в философии

Познание – это активная деятельность людей направленная на получение знания. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженной в идеальных образах и закрепленные в знаках естественных и искусственных. Виды познания: обыденное, художественное, научное – основными чертами которого является системность, обоснованность.

Выделяют два течения по вопросу о возможности познаваемости мира:

1) гносеология – изучает такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности. Это учение называют оптимистическим. Знание это продукт отражения внешнего мира, познавательный образ в голове человека является более или менее точной копией оригинала, человек обладает достаточными средствами, позволяющие ему познать окружающий мир. . Пример оптимистического взгляда на познание - позиция Гегеля, выраженная в словах: "У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими".

2) пессимистическая доктрина – скептицизм, отрицание возможности достижения истинного т.к. относительно любого суждения можно высказать ему противоположное суждение. Истоки это взгляда еще с античности. Основой скептицизма является антидогматизм и борьба с ложными авторитетами. Агностицизм отрицает возможность познания сущности вещей. Кант говорил, что человек может познать лишь явление вещей, поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта. А каковы вещи сами по себе знает лишь Бог. Человек никогда не сможет выпрыгнуть за границы своих возможностей. Релятивизм - все знания изменчивы. Нет ничего истинного и ложного.

Билет 32.
1)Субстанциальные концепции бытия: материализм и идеализм.

Бытие – философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов — самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками.

Что первично в возникновении бытия? Существует две концепции:

Материализм – одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму. Согласно материализму бытие воспринимается чувственно, существует объективно (независимо от нашего субъективного желания, вне нашего сознания и независимо от него).

Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Объективный идеализм – существует где-то вне моего сознания (занимайтесь душой). Субъективный идеализм – система принципов, мечтаний, фантазий, формирующихся субъектом и зависящим от него (занимайтесь человеком).
2)Сознание и язык.

Наши рекомендации