Основные направления русской философии XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
1) декабристское;
2) монархическое;
3) западническое и славянофильское;
4) революционно-демократическое;
5) атеистическое;
6) теологическое;
7) философию космизма.
Основные направления русской философии ХХ в.
Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:
1) философией марксизма-ленинизма;
2) философией космизма;
3) естественно-научной философией;
4) философией «русского зарубежья».
2)Теоретическое познание, основные формы и методы.
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основные формы теоретического познания.
1) Проблема — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
2) Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях.
3) Гипотеза. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Примером гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева
Основные методы теоретического познания.
1) единство исторического и логического. Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы.
2) восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод научного исследования, состоящий в движении теоретические мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.
3) формализация – представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации научных теорий) в виде формальной системы, или исчисления.
Универсальные методы, относящиеся как к эмпирическому, так и к теоретическому познаниям:
- дедукция
- индукция
- анализ
- синтез
- аналогия
- моделирование
Билет 24.
1)Спор славянофилов и западников, его значение для современности
Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов. Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни.
Славянофилы и западники жили и мыслили полтора века назад, но очень многие их идеи и прозрения продолжают оставаться актуальными. Мы вот постоянно спорим, как обустраивать Россию, — и зачастую изобретаем очередной велосипед. Вспомните, какие огромные надежды лет 15-20 назад мы возлагали на западные политические механизмы: на демократию, многопартийность, парламентаризм. И не понимали, что просто вот так взять и пересадить их на нашу почву их нельзя — не приживутся. А еще полтора века назад Юрий Федорович Самарин говорил своим оппонентам: не торопитесь с введением конституции, русский народ не достиг еще того уровня социально-политического развития, когда он действительно может избирать. Если вы сейчас это сделаете, то всё разрушите, потому что власть в выборных органах захватят какие-то определенные круги, к примеру, дворянство, недовольное реформой 1861 года, или быстро разбогатевшее (а потому малоответственное) купечество, и так далее. И разве история не подтвердила его правоту? Разве не выродились на нашей почве и парламентаризм, и партийное развитие, и прочее?
Многие предупреждения славянофилов пережили свое время, они остаются актуальными и сейчас. Надо только их всерьез прочитать и понять.
Познание и понимание.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).
Принципы познания. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;
объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
активности творческого отображения действительности;
конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Структура познания. Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.
Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства (направление в немецкойфилософии второй половины XIX — начала XX веков.). Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика (искусство толкования, понимания).
1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.
2. Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.
3. Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.
Билет 25.
1)Материалистические направления в русской философии.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос. теоретиками, но и идеологами р. рев. демократии. Р.ф. прошли поучительную школу нем. клас. фил. и Фр. просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р. фил. повернулась в стор. мат-ма, стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер. по отнош. к сознанию, идею о том , что созн. есть св-во не всей, а только высокоорганиз. материи – мозга. Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Старался найти метод познания, явл. единством опыта и умозрения. В фил. истории – проблема общественного закона, который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и сознательная деятельность индивидов. человек есть венец творения, сознание человека не вне природы, а разумение о себе. Ценность личности в разумном и нравственном деянии. личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.
Чернышевский. (его школа – Добролюбов, Писарев, Шелгунов) В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разно оформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Неуничтожимость материи и ее связь с пространством и временем. Человек – природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип. Фил. Ч. монистична и направлена против дуализма. Идеи классовой борьбы, неизбежности соц революций, утопический социализм. Новая революционная мораль – приверженность идеалам рев., борьба. Реальная красота действительности. Критерии красоты социально-культурно обусловлены.
2)Философские концепции истины и ее критериев.
Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины.
В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это значит, что содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике.
Билет 26.
1)Русская религиозная философия конца 19 – 20 вв. (Соловьев и Бердяев)
Во второй половине 19века в России формируется важное философское направление,получившее дальнейшее развитие в 20столетии. Наиболее выдающемся из мыслителей,оказавшим наибольшее влияние на дальнейшее развитие был В.С.Соловьев.
Он пытался объединить в своей философии учение христианства,рациональный подход к осмыслению философских проблем,опытные данные естественных наук.
Первопричиной мира Соловьев признает Абсолютное Сущее,т.е. Бог. Оно едино. Затем от него отделяется «Мировая душа»-«София»-единство идеальных сущностей Истины,Добра и Красоты. София,по Соловьеву,является творческой силой,порождающей Космос,материальный мир,направления,цели его развития.
Предназначение человека – усовершенствовать мир,привести его к всеединству,гармонии. Важнейшей частью этого совершенного мира является совершенное общество – «Богочеловечество».
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
· царство духа,
· царство природы,
· объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
· трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
2)Чувственное и рациональное познание, их основные формы и роль в познании. Познание – совокупность процессов и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Чувственное (сенситивное) познание – познание с помощью органов чувств. Оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах:
- ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств;
- восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;
- представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от других форм для представления не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Рациональное познание – более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Основными тремя формами являются:
- понятие – мысль, отражающая предметы или их явления в их общих существенных признаках;
- суждение – мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо;
- умозаключение – вывод нового суждения из нескольких взаимосвязанных суждений.
Билет 27.
1)Позитивизм, его исторические формы.
Позитивизм – широко распространенное течение западной философии XIX-XX вв., выступившее в трех формах: позитивизм Конта-Спенсера-Милля; эмпириокритицизм (махизм); неопозитивизм. Термин введен основателем течения О.Контом.
Исторические формы:
1) Позитивизм Конта-Спенсера-Милля во второй половине XIX в. становится влиятельным течением, особенно в Англии.
2) В конце XIX в. Основатель махизма – Э.Мах, эмпириокритицизма – Р. Авенариус. Основной принцип махизма: «экономия мышления».
3) Неопозитивизм в 20-х гг. XX в. в Европе. Представители: Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап.
Основной принцип: принцип верификации (доказательства, истинности). Критерий истинности и осмысления предложений – их сопоставление с фактами чувственного опыта.
2)Объект и субъект познания.