Оценка – способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта.

Баденская школа неокантианства: оценки лишены познавательного момента, они ничего не говорят об эмпирическом мире, а лишь выражают отношение субъекта к оцениваемому явлению в форме одобрения или неодобрения, симпатии или антипатии.

Ясперса: оценка всегда есть «понимание смысла бытия», но такое понимание может быть достигнуто не средствами научного познания, а при помощи иррациональной интуиции.

Неопозитивисты (Рассел): всякая оценка всегда субъективна и произвольна, определяется не фактами, кот м.б. подвергнуты опытной проверке, а индивидуальными вкусами и эмоциями.

Билет 13.
Философия эпохи Возрождения и ее особенности.
Культура, ее строение и социальные функции.

1 Николай Кузанский (1401—1464) – философ эпохи Возрождения. Основным пунктом его философии было учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа едины. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един.

Он высоко ставил человека:

- Человек - есть второй бог. Он способен творить

- Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение

- Человек - микрокосм, или малый мир.

Джордано Бруно создал учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считал, что Вселенная неизмерима и безгранична. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Бруно не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах». Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Культура, ее строение и социальные функции.

Культура – это определенный способ организации деятельности и продукты этой деятельности; это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Структура культуры: субъект; человеческая деятельность; предметность (огромное количество); формы и способы коммуникации (слова, невербальные средства); осознание действительности.

Функции культуры:

1) Адаптационная. Культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

2) Познавательная. Культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

3) Функция трансляция (передачи) социального опыта. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

4) Коммуникативная. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

5) Интегративная. Культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

6) Функция социализации. Культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли.

7) Компенсаторная. Позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности.

Билет 14.
Философия 17 – 18 вв., ее особенности, связь с развитием науки.
Концепции исторического процесса.

1 Конец 16 – начало 17 века – новый этап в развитии западноевропейского общества, для которого характерно разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие философии, науки, культуры в целом. Философские и научные идеи, освободившись от влияния религиозного мировоззрения, приобретают вполне светский характер. Философия обращается к результатам открытий в области естествознания и, прежде всего, механики, применяет аналитические методы и приемы естественных наук, что определяет ее механистичность, метафизичность. В этот период преобладает мысль, что задача философии и науки заключается в увеличении власти человека над природой, совершенствовании красоты, здоровья человека.

Френсис Бэкон – видный английский политический деятель, мыслитель. Бэкон полагал, что средством лечения социальных недугов является экономический прогресс, достигаемый в результате открытий в области естественных и технических наук. Бэкону принадлежит утопия «Новая Атлантида». Высшая цель познания – завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.

Согласно Бэкону любая область бытия, любое явление природы и человеческой жизни достойно изучения. Истина – дочь времени, а не авторитета. Истина достигается при помощи эмпирического знания, которое строится на основе сенситивного познания. Эмпирическое знание Бэкон рассматривает как знание экспериментальное.

Бэкон различал два вида опытов, при помощи которых достигается истина:

- опыты плодоносные, приносящие немедленный практический результат

- опыты светоносные, не дающие немедленного результата, но проливающие свет на глубинные связи природы и её законы.

Бэкон не принимает крайних форм рационализма и эмпиризма. Радикального рационалиста он сравнивает с пауком, который плетет паутину из самого себя, а радикального эмпирика с муравьем, который тащит в муравейнике всё, попадающееся ему на пути. Идеалом является пчела, сочетающая разумный выбор и скрупулезный эмпирический анализ.

Рене Декарт – французский мыслитель, основоположник науки и философии Нового времени, придерживался рационалистических убеждений, предпочитая дедуктивные формы рассуждения. Однако не был радикальным рационалистом, полагая, что дедуктивный метод неоднозначен, и, следовательно, его нужно контролировать при помощи эксперимента.

Познавательная деятельность человека состоит из трех классов идей:

- идей, получаемых человеком извне – результат чувственных контактов

- идей, образованных в уме – основываясь на идее первого рода

- врожденные идеи ­– наиболее важные – понятия и аксиомы.Полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость. Декарт называет врожденные идеи интеллектуальной интуицией. Одно из центральных мест в философии Декарта занимает учение о методологическом сомнении. Сомневаться необходимо, ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания.

Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существует две субстанции: материальная (телесная) и духовная. Атрибут материальной субстанции – протяженность,атрибут духовной – мышление. Человекесть механическое соединение духовной и материальной субстанции, души и тело. Тело не может вызвать изменений в душе, душа не способна произвести телесных изменений.

2. Концепции исторического процесса.

Взгляды на прошлое и будущее человечества, на его движущие силы и законы вылились в следующие философские концепции:

Теологический подход – сложился в средние века – человеческая история есть борьба двух враждебных царств – светского и божьего. Главная движущая сила истории – внеисторическое божественное поведение.

Метафизический подход – считает движущей силой истории трансцендентальную закономерность или судьбу. Судьба – высшая сила в виде природы и её закономерности, это предопределённость событий и поступков.

Идеалистический подход – исходит из того, что основа истории – идеи, т. е. общество развивается благодаря наличию идей.

Натуралистический поход – основа истории – природа человека (побуждения и страсти) и среда обитания человека.

Психологизм – общество конструируется по образу и подобию индивида, т. е. общество – некий организм, который развивается по определённым законам. По Фрейду главными инстинктами человека являются эрос (жизни) и тонакос (смерти). Их борьба лежит в основе социального бытия.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который, в свою очередь, изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений.

Цивилизационный подход. Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.

Отличие формации и цивилизации:

для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.

формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико- экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

Возникновение цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.

Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Макс Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. Цивилизационный подход очень многое объясняет в человеческой истории.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и Востока.

Билет 15.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.
Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.

1 Конец 16 – начало 17 века – новый этап в развитии западноевропейского общества, для которого характерно разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Религия утрачивает господствующее влияние на развитие философии, науки, культуры в целом. Философские и научные идеи, освободившись от влияния религиозного мировоззрения, приобретают вполне светский характер. Философия обращается к результатам открытий в области естествознания и, прежде всего, механики, применяет аналитические методы и приемы естественных наук, что определяет ее механистичность, метафизичность. В этот период преобладает мысль, что задача философии и науки заключается в увеличении власти человека над природой, совершенствовании красоты, здоровья человека.

Френсис Бэкон – видный английский политический деятель, мыслитель. Бэкон полагал, что средством лечения социальных недугов является экономический прогресс, достигаемый в результате открытий в области естественных и технических наук. Бэкону принадлежит утопия «Новая Атлантида». Высшая цель познания – завоевание природы и совершенствование человеческой жизни.

Согласно Бэкону любая область бытия, любое явление природы и человеческой жизни достойно изучения. Истина – дочь времени, а не авторитета. Истина достигается при помощи эмпирического знания, которое строится на основе сенситивного познания. Эмпирическое знание Бэкон рассматривает как знание экспериментальное.

Бэкон различал два вида опытов, при помощи которых достигается истина:

- опыты плодоносные, приносящие немедленный практический результат

- опыты светоносные, не дающие немедленного результата, но проливающие свет на глубинные связи природы и её законы.

Бэкон не принимает крайних форм рационализма и эмпиризма. Радикального рационалиста он сравнивает с пауком, который плетет паутину из самого себя, а радикального эмпирика с муравьем, который тащит в муравейнике всё, попадающееся ему на пути. Идеалом является пчела, сочетающая разумный выбор и скрупулезный эмпирический анализ.

Рене Декарт – французский мыслитель, основоположник науки и философии Нового времени, придерживался рационалистических убеждений, предпочитая дедуктивные формы рассуждения. Однако не был радикальным рационалистом, полагая, что дедуктивный метод неоднозначен, и, следовательно, его нужно контролировать при помощи эксперимента.

Познавательная деятельность человека состоит из трех классов идей:

- идей, получаемых человеком извне – результат чувственных контактов

- идей, образованных в уме – основываясь на идее первого рода

- врожденные идеи ­– наиболее важные – понятия и аксиомы.Полная независимость от внешних предметов, действующих на чувства, ясность, отчетливость. Декарт называет врожденные идеи интеллектуальной интуицией. Одно из центральных мест в философии Декарта занимает учение о методологическом сомнении. Сомневаться необходимо, ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания.

Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существует две субстанции: материальная (телесная) и духовная. Атрибут материальной субстанции – протяженность,атрибут духовной – мышление. Человекесть механическое соединение духовной и материальной субстанции, души и тело. Тело не может вызвать изменений в душе, душа не способна произвести телесных изменений.

Наши рекомендации