Характеристика философского мировоззрения.
Мировоззрение – совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Структура мировоззрения: познавательный компонент; ценностно-нормативный; эмоционально - волевой; практический.
3 стороны мировоззрения: эмоционально - психологическая (чувства, настроения) – мироощущение; опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений – мировосприятие; познавательно - интеллектуальная сторона – миропонимание.
Уровни мировоззрения: жизненно - практический; теоретический – к нему относится философия.
философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость »догматов».
Cтруктурныe компоненты: 1. устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задаёт ориентиры научных изысканий. В неё вписываются основные результаты научных исследований. 2. оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, и целепоглощающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Понимаемый таким образом мир, состоящий как бы из трёх царств – действительности, ценности и смысла, – и есть основание философского мировоззрения. 3. комплекс убеждений, а затем поступков и действий субъекта. Мировоззрение оказывается фоном и основой человека и человечества. Оно даёт о себе знать не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. У И. Канта есть понятие »гражданин мира». Однако оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность к всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно выступает определённой гарантией постоянства собственного Я, его самоидентификации
1) биологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется естественное свойство человека. Социальный дарвинизм: переносят законы природы на общество: законы биологического развития определяют развитие общества. Социобиология – социальное поведение обусловливает сугубо биологическими факторами. Сознательная жизнь подчинена реальности врожденных инстинктов: выживание, голод, размножение. Все определяют гены человека. Морфологические признаки не имеют значения для биологического развития.
2) социологизаторский подход. Согласно ему абсолютизируется социальное в человеке. Платон: человек в полной мере подчинен инетерсам целого (государства), индивидуальность растворяется в этом целом. Мор: человек превращается в абстрактную социологическую схему. Маркс: подчеркивал социальную сущность человека, но не игнорировал природу человека; деятельность рассматривал как способ существования и развития общества.
Человек – соотношение природного и социального. Ущербность любой из граней одинаково губительна для человека.
4 Билет Предмет и функции философии.
Личность как субъект и объект об-венных отношений.
1 Предмет философии– отношения природы, человека, общества; материального и идеального; бытия и мышления.
Функции философии:
1.она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2.методологическая, поисковая функция - формулирует правила познания для всех частных наук.
3.функция социальной критики - осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4.конструктивная функция - означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5.идеологическая функция - участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6.функция отражения или обобщения культуры - формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7.интеллектуальная функция - способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ