Элементы познания (субъект, объект, предмет, посредники познания).

Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

Объект - конкретные вещи, явления или процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания.

Субъектом познания могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество в целом. Отношение познавательного процесса включает в себя три члена: субъект, объект и содержание познания - знания.

Субъект - это и совокупность наличных знаний, которыми он владеет, это и материальные средства исследования, это и философские, мировоззренческие установки ученого. Это означает, что субъект производит в своем сознании те или иные образы, абстракции, гипотезы, теории не "один на один с природой", а на базе универсальных схем деятельности, которые уже сформировались.

Субъект и объект как противоположные стороны образуют противоречивое отношение. Субъектно-объективное противоречие развивается на основе возникновения и усложнения системы опосредованных звеньев. Чем более разнообразна и совершенна эта система, тем более развито целое, связанное с этими звеньями. Поэтому между человеком и природой растут все новые и новые формы и появляются новые члены отношения: продукты предыдущей работы, технические средства, целый мир материальной культуры и общественных связей, складывающейся вокруг условий производства.

Аналогичная картина характерна для процесса познания. Субъект не может влиять на объект иначе, как предметным образом. Это означает, что располагает он должен иметь систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект - орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки.

Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого "мира посредников". Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает в свою очередь систему посредников: непосредственное сенсорная информация, различные знаковые системы и, прежде всего, язык.

Посредники познания – это средства познания:

а) материального характера: орудия труда, приборы, инструменты и т.п.;

б) идеального характера: понятия, категории, нормы, научные теории, концепции и т.п.

Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективный по восприятию, но объективный по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу.

В истории философии сложилось три варианта связи образа и объекта:

- образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма);

- образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма);

- образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма).

По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. Первые – наглядные, вторые – абстрактные.

Традиционно в структуре познания выделяют два уровня (этапа):

Чувственное познаниеосновано на чувственных ощущениях, отражающих действительность (непосредственное восприятие мира);

Рациональное(от лат. ratio – разум) познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений).

81. Роль практики в процессе познания. Чувственные и рациональные формы познания.

Практика представляет собой целенаправленное материальное действие людей, направленное на преобразование действительности.

Практика-это не только внешне предметная, чувственная деятельность отдельного человека, но прежде всего об­щественно-исторический процесс, в котором интегрируется деятельность миллионов людей. И хотя желание раскрыть тайны природы, общества, мышления придают ускорение познанию, все же именно практи­ка ставит задачи перед теорией, так или иначе направляет ход дальнейшего познания, является конечной целью теоретических исканий, главной точкой приложения знаний.

Практика является исходным пунктом и естественным завершением процесса познания. Но это завершение следует понимать, как относительное, поскольку практика ставит последующие задачи познанию.

Практика и познание взаимопереплетают­ся, взаимопроникают друг в друга на всех уровнях. Тут будет уместно показать, как потребности практики породили различные науки (геометрию, астроно­мию и др).

В свою очередь научные знания постоянно используются в практической деятельности людей. Более того, успехи наук, потребности их дальнейшего развития тоже часто ставят задачи перед практикой, значительно опережая ее.

Таким образом, теория и практика тесно взаимосвязаны, и в связи с этим очень важно добиваться их соразмерности и единства.

Обладая внутренней логикой развития, теория не всегда непосредственно определяется потребностями практики, ее связь с практикой часто оказыва­ется определенной множеством промежуточных звеньев.

Необходимо подчеркнуть, что реализацию идей в ходе практической де­ятельности людей нельзя рассматривать как буквальное превращение идеаль­ного в материальное.

Воплощение идеи в действительность надо понимать, как претворение в жизни замысла субъекта по преобразованию объекта. Успех практической реализации идей, имеющих обычно социальный смысл, предпо­лагает, таким образом, сплав знаний, убеждений и действий.

Успешное использование результатов познания в практической деятель­ности может быть осуществлено только в том случае, если полученные знания являются истинными.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности.

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание— мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуализм.

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств, а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками. Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Опыт и чувства много раз обманывали человечество. Это касается, в частности, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, без предварительной помощи разума чувства не могут получить никаких новых данных. Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана такжепессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;

чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;

нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

Агностицизм

Вагностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Наши рекомендации