Индивидуальный и коллективный субъект соц-гум познания
Под субъектом познания подразумевается активно действующий индивид или группа индивидов. В силу этого правомерно говорить как об индивидуальном, так и о коллективном субъекте социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания — это не пассивный наблюдатель, а участник познавательного процесса.
Категория «субъект» социально-гуманитарного познания включает в себя несколько уровней содержательной интерпретации. Речь может идти: (1) об эмпирическом субъекте, т.е. реально действующем в истории человеке; (2) о коллективном субъекте, в качестве которого выступает то или иное научное сообщество; (3) о трансцендентальном субъекте, понимаемом как «сознание вообще».
Индивидуальный субъект соц-гум познания — это, во-первых, участник познавательного процесса, который в ходе познания мира привносит в социально-гуманитарное знание личностную позицию, обогащает сокровищницу мировой культуры своеобразием личностного видения, продуцирует личностное знание. Не случайно все виды и формы гуманитарного знания связаны с именами их творцов, которые поднимаются до критического взгляда на происходящие в мире процессы, подвергают сомнению «разумность действительности» и существующего порядка вещей, выходят за пределы устоявшихся традиций, канонов и обычаев.
Индивидуальным субъектом соц-гум познания могут быть представитель любого этноса, ученый, мыслитель, литератор, художник, кинодраматург, а также лидер, руководитель, общественный деятель и пр. Тот, кто анализирует общественные процессы, выражает дух эпохи, цели и устремления существующего поколения и способен обеспечить содержательные приращения социально-гуманитарного знания (в различных его дисциплинарных областях), и есть его субъект.В видимом случайном сцеплении событий и человеческих действий субъект социально-гуманитарного знания пытается отыскать закономерность. Объясняя ход и развитие социальной реальности, размышляя над уникальностью исторических ситуаций, он использует потенциал проективно-конструк-тивной функции мышления и может предложить ту или иную модель социального развития. Поскольку субъект социально-гуманитарного познания включен в жизненный мир, а потому может быть понят не как гносеологическая абстракция, а как целостное, одновременно и познающее, и переживающее существо.
Характеристика индивидуального субъекта социально-гуманитарного познания
во-первых, ниша лидеров и разного ранга руководителей, т.е. лиц, представляющих то или иное социальное сообщество, выступающих от его имени и присваивающих себе право решающего голоса в создании образа социокультурной реальности. Так понятый индивидуальный субъект может с наибольшей полнотой аккумулировать и с наибольшей убедительностью выражать идеи, настроения, стремления людей, а также понимать и оценивать задачи своего времени, видеть новые общественные перспективы и позитивные изменения. В этом контексте индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания к набору таких качеств, как активность, энергичность, волевое начало, готовность брать на себя ответственность за принятие решений, должен присоединить также и патерналистские качества (патер — от лат.отец), стремиться к консолидации совместной деятельности. Его деятельность предполагает как наличие стройной программы действий, так и способность к быстрому реагированию и успешным решениям, которые должны сочетаться с недопустимостью скоропалительных максималистских действий. Именно здесь с наибольшей очевидностью проявляет себя активность субъекта социально-гуманитарного познания, совпадение субъекта познания и субъекта действия.
Во-вторых, отличительной особенностью субъекта социально-гуманитарного знания' является также то, что он обладает наиболее зрелой формой рефлексии по отношению как к индивидуальным, так и к общечеловеческим проблемам бытия. Стремление понять суть эпохи, место человека в мире, его смысл и предназначение, метаморфозы истории и культуры -такая задача требует адекватных средств ее достижения. Поэтому богатый, образный и одновременно точный, аргументированный и убедительный дискурс - необходимая составляющая внутренней лаборатории субъекта социально-гуманитарного познания.
В-третьих, субъект социально-гуманитарного познания, изучая свой объект, одновременно решает проблему собственной самореализации, так как те произведения, которые выходят из-под его пера свидетельствуют о потенциальных возможностях самого человека-творца истории и культуры, дают продолжение жизни его духа.
В-четвертых, он характеризуется использованием сложного взаимодействия высокой концентрации сознания, ориентирующегося на строгую логику и аргументацию, с одной стороны, и потенциала бессознательного, интуитивного миропостижения, с другой. Именно в сфере социально-гуманитарного знания проявляются и тесно переплетаются многообразные формы знания, не только научного, но и обыденного, художественного, религиозного, игрового, а также различные формы когнитивных практик и технологий.
В-пятых, для субъекта социально-гуманитарного познания чрезвычайно значимы подлинно гуманистические цели и ценности. Его мышление должно отличаться положительной и созидательной направленностью. Образ мира, который создают гуманитарные науки, не должен тяготеть к эсхатологическому сценарию, а должен быть наполнен оптимизмом, пониманием значимости человеческих усилий для обеспечения возможностей прогрессивного развития всего человечества.
В-шестых, на ученом — представителе гуманитарного знания лежит великая миссия выступать экспертом в осуществлении гуманитарного контроля в таких областях, как атомная энергетика, генная инженерия, клонирование, манипуляции человеческой психикой и т.д. Социально-гуманитарная наука берет на себя задачу обеспечения моральности современной науки в целом. Ученым в сфере социально-гуманитарного знания не безразлично счастье и благополучие человечества, они ратуют за обоснование подлинных культурных ценностей, понимают значимость чувств, переживаний, веры, идеалов в жизни человека.
В-седьмых, субъект социально-гуманитарного познания не может ориентироваться на методы естественных и технических наук, в частности, связанные с математизацией, и так как это приводит к редукции в формах механицизма, физикализма и биологизма. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (так как природа «молчит»), то субъект социально-гуманитарного познания настроен на диалог (имеется в виду диалог текстов, культур, авторов, диалогичность понимания). Не существует «чистого языка наблюдений», субъект сам «делает» свой опыт, порождает и обогащает его, изменяя при этом окружающую культурно-историческую реальность. В его компетенции - подчеркнуть значение искусства, литературы, нравственности и духовности в жизни общества и в разрешении острых проблем человеческого существования.
Т. Парсонс отмечал необходимость тесных и адекватных взаимообменов между обществом и учеными. Эти мысли Парсонса не находят отклика в посткризисных ситуациях нашего общества, где отношение к представителям интеллектуальной элиты во многом безразличное, не поддерживается достойными институциональными вкладами. Анализ статуса современного российского ученого в контексте многочисленных проблем его бытия (психологических, материальных, институциональных, профессиональных и т.д.) приводит к неутешительномувыводу. Так, но экономическим показателям современный ученый находится на грани выживания. Не используется в полной мере потенциал отечественных ученых. В ряде европейских стран существует практика привлечения к процессу обсуждения важных государственных и управленческих решений ведущих ученых. В России же власть обеспечивает ученым крайне скромное существование, а ученые получают взамен возможность не нести никакой ответственности за состояние дел в стране. П.Фейерабенд, задавая вопрос «как же выглядит сегодня выдающаяся личность нашего современника ученого?», отвечал на него, рисуя теоретический портрет своего друга известного философа И. Лакатоса. Ученый добивается успеха, когда порывает с боязливым конформизмом. Он способен превзойти все в защите научной честности и не питает ни вечной любви, ни вечной ненависти ни к одному из учреждений и ни к одной из идеологий. Личность современного ученого амбивалентна: он достигает цели либо в одиночку, либо с помощью организованной группы.
Понятие «коллективный субъект» обозначает некое системное образование, под которым подразумевают всех работающих в данной области исследователей.
Коллективным субъектом социально-гуманитарного познания и проводником идей общественного совершенствования, как показывает история нашей страны, являлась интеллигенция, которая всегда готова к аргументации и от имени разума, и от имени совести, связанной с эмоциями и переживаниями, по поводу идеалов, долга, справедливости, общей пользы и текущего момента. Интеллигент не склонен к грубому доминированию в сфере социальной жизни, а потому, как правило, не встает на сторону грубой силы. Отрицание конструктивной роли насилия - одна из главных черт интеллигентности.
Однако для полноценного функционирования коллективного субъекта познания помимо интеллигенции необходимо достаточное количество людей, поддерживающих поток интеллектуальных нововведений и способных к интеллектуальнойинициативе. И если индивидуальный субъект познания может быть инициатором «сумасшедших» (Н.Бор) идей, которые часто только по прошествии какого-то времени бывают востребованы и приняты научным сообществом, то коллективный субъект познания отвечает за выработку общей стратегии научного поиска, одобренной влиятельными представителями соответствующих профессий научного сообщества. Выбранная стратегия и интегративное объединение оснований, законов, принципов, понятийного аппарата той или иной дисциплинарной области находят свое выражение в написании учебников и учебных пособий, содержащих фундаментальные основания той или иной дисциплины.
К характеристикам деятельности коллективного субъекта познания относится необходимость защиты и популяризации новых научных достижений, организации конференций, конгрессов, выпуск научной периодики- В настоящее время в период развитых информационных технологий многократно увеличился объем информации, скорость ее обработки и трансляции. Массовое использование Интернета, содержащего многообразную информацию различного рода глубины и содержательности, затрудняет отбор и трансляцию значимого знания и размывает строгие стандарты обучения и концептуально-теоретических подходов. В связи с этим при анализе коллективного субъекта познания огромное значение имеет рассмотрение межсубъектных связей, характеризующихся такими качествами, как интерсубъективность и общезначимость.
Структура коллективного субъекта исторически эволюционировала, в частности, взаимодействие между учеными и отношения между членами научного сообщества менялись на протяжении истории — от античных лицеев и академий до современных университетов (см. раздел 1, гл.8).
Важным структурным подразделением коллективного субъекта познания выступают научные школы — организованные и управляемые научные структуры, объединенные общей тематикой, исследовательской программой, идентичным стилем мышления, возглавляемые, как правило, выдающимися учеными. После известной книги Т. Куна «Структура научных революций» под «коллективным субъектом» познания принято считать научное сообщество, которое может быть понято и (а) как сообщество всех ученых, и (б) как национальное научное сообщество, и (в) как сообщество специалистов той или иной области знания, и (г) как группа исследователей, объединенная задачами разрешения той или иной проблемы. Важным остается требование, состоящее в едином понимании специфики и задач своей дисциплинарной области, а также строя мышления, базирующегося на уже имеющихся достижениях. Для коллективного субъекта характерны согласованная оценка результатов познавательной деятельности, единая система норм и идеалов научной деятельности, единый язык, набор стереотипов и интерпретаций.
Поскольку коллективный субъект познания направлен на изучение определенной предметной области и оставляет вне поля зрения другие, необходимой его характеристикой является коммуникация. Важным становится междисциплинарное качество коллективного субъекта познания, предполагающее объединение ученых разных дисциплин, от чего зависят успешность и продуктивность новых теорий и идей. Междисциплинарность содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения, а также взаимообогащения. Для проведения эффективного исследования члены междисциплинарного коллектива подразделяются на проблемные группы.
Междисциплинарный коллектив как коллективный субъект познавательного процесса отличается от научной школы тем, что включает ученых с различной подготовкой и различными теоретическими убеждениями и интересами. Для научных школ такая ситуации немыслима, так как коллектив научной школы «цементируется» едиными установками, общими идеями и убеждениями, это единомышленники, которые группируются вокруг своего руководителя-генератора идей. На современнойстадии развития науки говорят о возникновении так называемых гибридных форм организации деятельности ученых (термин П. Вайнгарта), смысл которых в переключении научных работников с одного типа деятельности на другой.
По структуре коллективный субъект познания представляет собой некую гранулированную среду. «Гранула», т.е. сплоченная научная группа, коллективно создающая новый элемент знания, отстаивает его истинность, достоверность и эвристичность в полемике с другими такими же группами. Для сохранений научной дисциплины во все времена требовалась достаточная степень коллективной научной согласованности интеллектуальных целей и дисциплинарных установок. В связи с этим всегда отмечалась особая роль руководителей и авторитетов в научном сообществе.
Приоритетными характеристиками как для индивидуального, так и для коллективного субъекта являются: (а) всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние; (б) объективность полученных результатов, их достоверность; (г) бескорыстие, обусловленное общей целью науки — поиском истины; (д) рефлексивно-критическое отношение к собственным полученным результатам и результатам своих коллег. Девизом деятельности субъекта познания всегда являлся лозунг: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы правильно действовать».