Приемы психологизма Достоевского
Еще в начале творческого пути Ф.М. Достоевский так определил свою художественную задачу: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.
В романе “Преступление и наказание” ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя, которое определяется прежде всего двойственностью натуры главного героя романа.
Родион Романович Раскольников – человек крайне противоречивый. С одной стороны, он благороден, способен на самопожертвование (отдает последние деньги Мармеладовым, пытается помочь обесчещенной девочке на бульваре, спасает детей во время пожара, рискуя жизнью, и т.д.), но в то же время этот же человек создает теорию, оправдывающую убийство, и сам совершает двойное убийство. О трагической раздвоенности его натуры, “расколе” сознания свидетельствует и “говорящая” фамилия героя.
О неоднозначности его натуры свидетельствуют и сны, являющиеся прорывом подсознательной стихии в сознание.
Незадолго до преступления Раскольников во сне видит себя семилетним мальчиком, пробивающимся сквозь толпу к убитой лошади. Он “обхватывает ее мертвую окровавленную морду и целует ее в глаза, в губы”, а затем в исступлении набрасывается с кулачонками на убийцу. Проснувшись, “весь в поту”, Раскольников с ужасом думает, что тоже собирается стать убийцей:
“-Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором…Господи, неужели?”
Этот сон свидетельствует о жалостливой натуре Раскольникова, о его способности сострадать: если ему лошадь жалко, то как же он может убить человека?
В другом сне Родион видит себя “где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе”, видит себя припавшим к ручью и жадно пьющим чистую, прозрачную воду. По мнению одного из известных ученых, оазис и ручей, по контрасту с вонью Петербурга, дают ощущение того, как жаждет Раскольников чистой и праведной жизни
3.После убийства старухи-процентщицы Раскольников в бреду вновь представляет себя на месте преступления и вновь пытается убить старуху, но у него ничего не получается – старуха лишь насмехается над ним. Этот сон является подтверждением мысли героя о том, что он не старуху убил, а себя, свою душу.
Достоевский, писатель-философ, отвергавший революционный путь развития общества (революционеров он называл “бесами”), путь спасения человечества видел в Любви и Вере, через нравственное самосовершенствование каждого. Возможные последствия революции показаны в последнем сне больного Раскольникова, одержимого самым страшным грехом – гордыней. Родион видит мир, пораженный какою-то страшной болезнью. Микробы, попадавшие в тела людей, заставляли их мнить себя великими, свои идеи считать самыми умными. Все это приводило к войнам, пожарам, голоду. “Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе... Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя…” Микробы-трихины – образы-символы человеческих пороков, ведущих человечество к гибели. Это сон – предупреждение Достоевского о том, что если человечество и впредь будет идти по выбранной дороге, забудет заповеди Христа, то оно непременно погибнет. Антигуманная теория Раскольникова, овладевшая им, - воплощение революционной теории коммунистов, оправдывающей убийство меньшинства ради счастья большинства.
Интересно, что сны видит и духовный двойник Раскольникова – Свидригайлов. Во сне к нему приходят люди, в гибели которых он, возможно, виновен. Сны Свидригайлова – это его “трансформированная совесть”(термин Кирпотина), которая не позволяет ему спать спокойно.
Введение двойников Раскольникова – Лужина и Свидригайлова, образы которых воплощают путь беспринципности и вседозволенности, - еще один из приемов психологизма Достоевского.
Лужинская теория “целого кафтана” предстает как пародия на теорию главного героя: для того чтобы экономическое развитие страны шло быстрее, необходимо забыть христианский закон “возлюби своего ближнего”, потому что нельзя ходить в разорванном надвое кафтане. Прежде всего необходимо обогащаться самому, и лишь после этого можно помочь бедному и нуждающемуся: чем больше богатых людей, тем больше помощи обездоленным. Но при этом забывается: за счет кого идет обогащение? Кого необходимо сначала раздеть, а потом обласкать? То самое большинство, ради которого Раскольников и совершает, как он сам себе объясняет, преступление?
Но цель Раскольникова – счастье человечества; цель таких, как Лужин, - личное обогащение, причем Лужин, этот пошляк и мошенник, пытается прикрыть свои истинные цели “научными” рассуждениями. Он страшно расчетлив, и даже не скрывает этого. Понимая, что доступ в высшее общество может облегчить женитьба на “прелестной, добродетельной и образованной” женщине, Лужин делает предложение красивой, умной (и притом дворянке) Дуне, при первом свидании с которой он излагает свою другую “теорию” - “о преимуществе жен, взятых из нищеты и облагодетельствованных мужьями”, поскольку такая жена “будет рабски благодарна ему всю жизнь”. Раскольникову же чужд какой-либо расчет и эгоизм, он вопреки “здравому смыслу” помогает любому, даже незнакомому человеку, попавшему в беду (достаточно вспомнить его бескорыстное участие в судьбе семьи Мармеладовых, помощь пьяной девочке, встретившейся ему на бульваре). Лужин и Раскольников различаются и по уровню интеллектуального развития. Раскольников – философ, чья мысль “бороздит” по бескрайнему морю теоретических построений в истории человечества; его волнуют проблемы добра и зла, проблемы социальной справедливости. Лужин же – это тщеславный, ограниченный и самовлюбленный человек, занятый лишь самим собой, научившийся “кое-как округлять известные фразы с чужого голоса”.
Второй духовный “двойник” Раскольникова – Свидригайлов – считает, что они “одного поля ягоды”. Оба они идут по одному пути, на котором возможно самому себе разрешить “кровь по совести”. Только Раскольников – в начале пути, Свидригайлов же уже прошел его до конца, оказавшись морально опустошенным человеком, которому неинтересно жить и у которого нет веры в загробную жизнь, а следовательно, нет и наказания на том свете, поэтому можно совершать преступления на этом свете. Вечность Свидригайлову мерещится вроде деревенской “закоптелой” бани, где “по всем углам пауки”. Знаменательно, что именно после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет явку с повинной.
Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества и считал, что путь к счастью человечества лежит через самосовершенствование каждого человека. Путь спасения человечества, по мнению писателя-гуманиста, – вера в Бога, поэтому важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова, олицетворяющая правду Достоевского. Она воплощает христианское начало: терпение и смирение, бескорыстную любовь к людям, веру в Бога. Близость Раскольникова и Сони проявляется, прежде всего, в том, что они оба принадлежат к миру униженных и оскорбленных, оба они знают жизнь с неприглядной стороны; во-вторых, они оба остро чувствуют чужую боль, оба способны к состраданию, сопереживанию; оба они преступники, преступившие заповеди Христа (он – “Не убий!”, она – “Не прелюбодействуй!”). Но разница между ними состоит в том, что он переступил нравственные законы “ради себя”, проверяя свою теорию, делая “пробу”; Соня же – из-за любви к ближним, ради своей семьи, ради спасения голодных детей. Раскольников интуитивно чувствует близость, родственность их душ, поэтому он и признается именно ей, а не кому-нибудь из родных. В исповеди Раскольникова Соня сердцем почувствовала самое главное: Раскольников страдает, он несчастен. И именно она идет за ним на каторгу, где и происходит его нравственное воскрешение (см. эпилог: “Их воскресила любовь”).
Основным средством психологического анализа Достоевского (как и у Толстого) является внутренний монолог– непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. В основном все мысли Раскольникова “крутятся” вокруг его теории и связаны с вопросом: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”.
Получив письмо от матери, в котором сообщалось о предстоящей свадьбе Дуни с Лужиным, Родион был крайне взволнован (“Письмо матери его измучило”). Понимая, что сестра решается на брак для того, чтобы как-то помочь ему, Родион сразу же отвергает эту “жертву”: “Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!”. Дуню, по его мнению, та же “Сонечка, вечная Сонечкой, пока мир стоит!”, так как у них общий жребий: они продают себя, но жребий Дуни “даже и хуже, гаже, подлее”, потому что в данном случае “на излишек комфорта расчет”, а у Сони – “о голодной смерти дело идет”. Он осуждает и мать, готовую пожертвовать дочерью ради своего первенца,
Монолог полон вопросов к матери и сестре: “Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? …Под силу ли? В пользу ли?”
Но, отвергая и не принимая подобной жертвы от своих близких, герой тут же сам себе возражает: “Не бывать? А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать? Запретишь? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь? Всю судьбу свою, всю будущность им посвятить, когда кончишь курс и место достанешь?Слышали мы это, да ведь это буки, а теперь? Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это?” Письмо матери – поворотный пункт в судьбе героя: “старые, наболевшие” вопросы заставляют его перейти к действиям, решиться на поступок: “… письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями, о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее”.
Интересен монолог героя в эпизоде, когда Раскольников в первый раз пришел к Соне (IV глава IV части). Пытаясь разрешить вопрос, что дает силы выжить и выстоять такой молоденькой и малообразованной девушке, “как такой позор и такая низость” в ней “рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются”, Раскольников сначала думает о том, что “ей три дороги … броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце”. Причем мысли героя комментирует автор: “Последняя мысль была ему всего отвратительнее; но он был уже скептик, он был молод, отвлечен и, стало быть, жесток, а потому и не мог не верить, что последний выход, то есть разврат, был всего вероятнее”.
Раскольников сам от своих предположений в ужасе. “Но неужели ж это правда, - воскликнул он про себя, - неужели ж и это создание, еще сохранившее чистоту духа, сознательно втянется, наконец, в эту мерзкую, смрадную яму? Неужели это втягивание уже началось …” Затем задаваясь вопросом, в здравом ли она рассудке, Раскольников решает, что, несомненно, она - “юродивая!”. После же торжественного прочтения притчи о воскрешении Лазаря Раскольников приходит к пониманию той великой силы веры, помогающей Соне не сойти с ума, не броситься в разврат, не кончить жизнь самоубийством.
Борьба с самим собой, мучительное раздвоение личности – вот о чем свидетельствуют монологи героя.
Петербург Достоевского.
1. Достоевский показывает не парадную, фешенебельную часть города (как, например, Пушкин), а ту, которая связана с его “физиологией”: действия почти целиком концентрируется в районе Сенной площади – базарном, рыночном месте и прилегающих улицах и переулках. Здесь происходят различные “маленькие” и “большие” трагедии, совершаются разного рода преступления.
На улице попадает под колеса богатого экипажа Мармеладов. Это символично: мир богатых способен раздавить мир бедных. На бульваре Раскольников встречает пьяную обесчещенную девушку, почти ребенка, и пытается помочь ей.