Тема «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского.
Внутренниймир“униженных и оскорбленных” сложен и противоречив (в отличие от мира героев Пушкина, Гоголя). Многие из них – герои мыслящие, с сильно развитым нравственным чувством. По своему интеллектуальному уровню они гораздо выше окружающих. Это люди способны испытывать “высокие” чувства – жалость, сострадание, в отличие от “хозяев жизни”, унижающих и оскорбляющих их человеческое достоинство. Часто они испытывают неудовлетворенность собой, а не только миром и окружающими. Это следствие их напряженной внутренней жизни, постоянной рефлексии.
Таков герой романа “Преступление и наказание” – Родион Раскольников, человек, “задавленный бедностью” и одновременно одержимый непомерной гордыней. Его “бунт” против несправедливого устройства общества, при котором достойные люди живут в нужде и бедности и являются лишь средством в руках сильных мира сего, выливается в преступление, убийство.
К “униженным и оскорбленным” в романе, кроме Раскольникова, относятся его мать, сестра, Мармеладовы и некоторые эпизодические персонажи.
Мать Раскольникова – из обедневших дворян – существовала на грошовую пенсию, сестра Дуня жила в гувернантках, страдая от преследований помещика Свидригайлова и от бешеных вспышек ревности его жены. Чтобы помочь матери и брату, Дуня решает выйти замуж за расчетливого Лужина. Раскольников, узнав о предстоящей свадьбе сестры негодует не только на нее, но и на мать, которая, благословляя дочь на этот брак, таким образом жертвует для сына, своего первенца, дочерью. Это обстоятельство лишний раз убеждает Раскольникова в том, что его теория о делении людей на два типа (жертвы и хищники) не беспочвенна.
Судьба Мармеладовых - судьба людей, которым “идти некуда”, зашедших в нравственный тупик. Трагедия членов этой семьи развертывается на фоне контрастов и конфликтов капиталистического города, города-призрака, города-спрута, толкающих своих обитателей на преступления.
Мармеладов – опустившийся как в социальном, так и в нравственном плане человек – одна из жертв этого города, жертва русского кабака.
Трагическая судьба Мармеладова и его семьи сыграла решающую роль в окончательном созревании преступного замысла Раскольникова, трагическая судьба сотен и тысяч Мармеладовых ежедневно питала “бунт” Раскольникова. С самого начала творческого пути Достоевского волновала, по собственного признанию, судьба “девяти десятых человечества”, нравственно растоптанных и социально обездоленных в условиях современного ему антагонистического общества”. Действительно, Семен Захарович заинтересовал Раскольникова “с первого взгляда” - во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что знакомство с Мармеладовым произошло не случайно: он “несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию”. Именно от него самого Раскольников узнает историю бедствий этой семьи: как на длю семьи выпала не только бедность, но и полнейшая нищета; как однажды измученная чахоткой Катерина Ивановна стала осыпать приемную дочь упреками, после чего Соня пошла на улицу и продала себя, а та “весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала…”.
Катерина Ивановна - жена Мармеладова – “особа образованная и урожденная штабс-капитанская дочь”, “в благородном губернском дворянском институте воспитывалась”, “золотую медаль и похвальный лист получила”, но жизнь сложилась так, что она осталась одна, с тремя маленькими детьми на руках, без средств к существованию. Жизнь с Мармеладовым, которым пропивал “даже чулки” ее, привела Катерину Ивановну к неизлечимой болезни. Не найдя справедливости на свете, она тоже бунтует против Бога, отказываясь перед смертью от священника: “На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!”
Достоевский осуждал бунт в любом его проявлении, и поэтому только “великая грешница” Соня Мармеладова олицетворяет правду писателя.
Лизавета – “духовная” сестра Сони: они вместе читали Евангелие, именно с ней Соня поменялась крестами. И неслучайно Раскольников, признаваясь Соне в убийстве, “вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы”. Характерные черты Лизаветы – доброта, кротость, безответность. Она всегда играла роль “жертвы”: вначале была в “полном рабстве” у сестры, терпела от нее “даже побои”, а потом попала под топор Раскольникова.