Преступление и наказание в романе Достоевского.

Ф.М. Достоевский (1821 -1891)

«Преступление и наказание» (1866)

Петербург Достоевского.

1. Достоевский показывает не парадную, фешенебельную часть города (как, например, Пушкин), а ту, которая связана с его “физиологией”: действия почти целиком концентрируется в районе Сенной площади – базарном, рыночном месте и прилегающих улицах и переулках. Здесь происходят различные “маленькие” и “большие” трагедии, совершаются разного рода преступления.

На улице попадает под колеса богатого экипажа Мармеладов. Это символично: мир богатых способен раздавить мир бедных. На бульваре Раскольников встречает пьяную обесчещенную девушку, почти ребенка, и пытается помочь ей.

На мостовой падает, захлебываясь кровью, Катерина Ивановна, так и не нашедшая на этом свете справедливости.

Ф.М. Достоевский (1821 -1891)

«Преступление и наказание» (1866)

Преступление и наказание в романе Достоевского.

Ф. М. Достоевский – выдающийся русский писатель-философ второй половины ХIХ века, произведения которого заставляют размышлять над многими «проклятыми» вопросами.

Это не просто детектив, а социально-философский роман, в котором ставятся и решаются вечные проблемы.

Герой романа Родион Раскольников «задавлен бедностью». Обучаясь на юридическом факультете в университете, он анализирует историю цивилизации, задумывается над судьбами и психологией людей и приходит к созданию страшной теории, согласно которой люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Одним, «право имеющим», дана власть над «муравейником», а другим, «тварямдрожащим», суждено подчиняться властителям. Необыкновенный люди могут и должны преступать нравственные и юридические законы, и за это их признают великими, а простые люди не имеют право «преступать»: они будут наказаны (для этого существуют суды, тюрьмы, каторга), и, кроме того, их будет мучить совесть, в отличие от необыкновенных людей. Судьба семьи Мармеладовых, встреча с пьяной обесчещенной девушкой на бульваре, согласие матери на брак Дуни с Лужиным - все это лишь подтверждало правильность умозаключений Раскольникова.

Теория его логична, и опровергнуть ее трудно, ведь это «простая арифметика». Разве не так в жизни? Одни живут за счет других, преуспевают лишь те, кто не считается с мнениями и интересами других. Но Достоевский заставляет нас, читателей, понять ошибочность принципа «все дозволено», а своего героя - пройти путь от преступления до наказания и убедиться в том, что только любовь и вера спасут человечество.

О преступлении мы узнаем в первой части романа, все последующие части повествуют о наказании. Слова «преступление» и «наказание» стоят в самом названии произведения, но роман это все же в большей степени о наказании, наказании нравственном, потому что совершить преступление легче, чем потом вынести муки совести. Наверное, поэтому не случайно во многих цивилизованных странных смертную казнь для преступника заменяют пожизненным заключением: самоистязание, мучения для человека страшнее смерти.

Решаясь на преступление, Раскольников хотел найти ответ на мучивший его вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Ему казалось, встав над «муравейником», он сможет совершить много добрых дел и тем самым загладить свое преступление. В этом, на мой взгляд, и состоит противоречие данной позиции: благородную цель нельзя достичь безнравственными средствами. Всякое преступление – это прежде всего гибель души, распад личности, и только страдание очищает человека. В этом героя убеждают другие герои – «противники» его теории.

Под влиянием бесед с Соней Мармеладовой Раскольников всенародно кается на Сенной площади, хотя облегчения не наступает: слишком сильно овладела им теория. Следователь Порфирий Петрович, человек умный и добрый, сочувствуя Раскольникову, тоже указывает ему единственно возможный выход из создавшегося положения: довериться «натуре», явиться в полицию, раскаяться, искупить вину наказанием-страданием.

Муки совести не отпускают героя даже во сне. Так, например, после убийства старухи-процентщицы Раскольников в бреду вновь представляет себя на месте преступления и вновь пытается убить старуху, но у него ничего не получается – старуха лишь насмехается над ним. Этот сон является подтверждением мысли героя о том, что он не старуху убил, а себя, свою душу.

В эпилоге мы узнаем о юридическом наказании Раскольникова: после все же состоявшейся «явки с повинной» было следствие, потом состоялся суд, Раскольникова осудили на восемь лет и сослали на каторгу в Сибирь. Это, вообще говоря, малый срок за двойное убийство, но дело в том, что на суде обнаружился ряд фактов, свидетельствующих о том, что Раскольников по своей сути не убийца. Во-первых, Разумихин, его друг, раздобыл сведения о том, что Раскольников ухаживал за своим больным сокурсником и его отцом; во-вторых, его хозяйка рассказала, как он спас во время пожара двух детей, рискуя собственной жизнью; в-третьих, Раскольников не воспользовался похищенными деньгами, а следовательно, убил не из корысти, а будучи в некотором замешательстве. В Сибири, на каторге, и происходит постепенное воскрешение героя к новой жизни, Раскольников приходит к единственному пути спасения человека и человечества - к Любви и Вере.

Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что нельзя, прикрываясь благими намерениями, преступать нравственные и юридические законы, так как за каждым преступлением неминуемо следует наказание, а самое страшное наказание для человека – это муки совести. Достоевский продолжает мысль Н.В. Гоголя, своего предшественника, о том, что настоящий ревизор для человека - это его совесть, муки которой леденят душу и не дают спокойно жить среди людей, заставляя ощутить бесконечное одиночество.

Наши рекомендации