Левиафан» как основный трактат теорий общественного договора
Томас Гоббс под впечатлением английской революции в своем главном труде «Левиафан» рассуждал о том, что революция есть чудовище, которое поглощает себя само, где различные партий и личности сталкиваются друг с другом, тем самым взаимно самоуничтожают себя. Чтобы справится с этим чудовищем для этого нужно другое чудовище, смертный бог Левиафан в лице правителя и государственного аппарата, в целом которое сможет держать в страхе подданных. Политические взгляды Гоббса довольно таки интересны, так как он, считал деспотизм как результат материалистического мира. Т. Гоббс убеждает нас в том, что материалистическое мировоззрение не связано с либерализмом они не могут соприкасаться, так как логика материализма ведет нас к антилиберальным взглядам.
Человек, поглощенный материальной стихией, становится рабом собственного желания к материальному благосостоянию. Таким образом, человек приходит к вынужденному насилию против других потенциальных противников. Характеризуя процесс становления государства, Гоббс пишет: «Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее того смертного бога, которому мы подвладычеству бессмертного бога обязаны своим миром своей защитой. Благодаря полномочиям, данным каждому ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собранием лиц способным направлять волю всех людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего врага. И в этом человеке и собрании лиц состоит сущность государства, которая может быть определена как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты»[12].
Носитель этой власти, суверен, обладает неограниченной властью по отношению к подданным. «Суверенная власть, - подчеркивает Гоббс, - есть душа государства». Гоббс пытается охарактеризовать гражданский закон, подчеркивая, что только суверен является во всех государствах законодателем, причем свобода суверена преобладает над остальными и носит надзаконный характер, тем самым подчеркивая, что суверен не подчинен гражданским законам. Высказывая свою формулировку, Гоббс образует свой подход к этатистский закону что «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена. Мы видим, что признак гражданских законов, по Т. Гоббсу формулирует следующие понятие что «правовая сила является приказанием правителя». Правовое приказание может выражаться как в устной, так и в письменной форме, она подчеркивает, кто должен повиноваться ей безпрекословно. Толкования законов это прерогатива государство, поэтому толкование законов лежит на тех уполномоченных лицах кого суверен наделил такой властью.
Теперь рассмотрим роль естественных законов в государстве. Естественные законы становятся действительными только тогда, когда установлены государством, в силу того что они установлены верховной властью, которая обязывает людей подчиняться им. Т. Гоббс рассуждает что «естественные законы совпадают с гражданскими законами по содержанию и объему»[13], естественный закон вытекает из самой природы, а гражданский закон из государства. Но у них есть одно исходное начало - это человек, который является прямым или косвенным виновником их создания. Можно сказать, что естественный и гражданский закон есть составные части одного целого которые, дополняют друг друга и пытаются ограничить те действия человека, которые могут иметь общественную опасность.
Томас Гоббс дает следующее определение гражданского закона: «Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые выражены устно или письменно, чтобы он опирался на них для различия правильных и неправильных действий»[14].
Мы видим что Т. Гоббс пытается нам доказать что вера и тайные помыслы человека не подчиняются приказаниям. И вообще что место «Левиафана» прочно занято государством. Т. Гоббс считал, что государственные законы равны «божественным законам» так как государство выражает высшую волю. Из этого вытекает, что суверен может использовать свою власть для продвижения своих духовных, идеологических мировоззрений, которые он считает лучшими методами для поддержания порядка и развития общества. Философия Т. Гоббса как можно заметить носит антилиберальный и антииндивидуалистический характер. Здесь мы понимаем, что приказ суверена противопоставляется гражданскому и естественному закону, власть верховного правителя несет в себе лишь несвободу, отсутствие демократизма как основного принципа власти, вся полнота власти, прав граждан принадлежат суверену.