Роман Достоевского «Братья Карамазовы»
1.Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.
2. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.
3. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека — кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.
4. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.
5. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.
6. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).
Список литературы
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).
Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.
Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.
Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.
Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.
О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.
Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.
Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.
Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342
Тема 9.
Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
1. «Мысль семейная» в романе, ее диалектика и противоречия. Художественные и смысловые функции изображения жизни разных семей. Толстовские поиски социального и нравственного «корня зла»; концепция разных типов любви.
2. Антиномии характера Анны, глубина и масштабность ее личности; нравственные основы трагедии героини и ее социальные истоки. Анна и Вронский: «Пока есть жизнь, есть и счастие»? Случайное и закономерное в трагедии Анны. Позиция автора и ее выражение в эпиграфе к роману.
3. «Диалектика души» Константина Левина: потери и обретения героя, драматизм его душевного развития; соотношение правды и блага, частного и общего в размышлениях Левина и в его жизни. Параллелизм жизненных историй Анны – Вронского и Левина – Кити.
4. Анна и А. А. Каренин, Анна и Кити, Анна и Долли. Текучесть человеческого характера в представлении Толстого. Роль внутреннего монолога героев как эмоционального выражения субъективной истины. Проанализировать последний монолог Анны. Смерть героини – «избыток» или «недостаток» человечности?
5. Проблема художественной целостности романа, законы «сцепления» глав. Динамика зрительно-звуковой и пространственно-временной картин мира. Символика в романе (обратить внимание на наблюдения В. Набокова).
Список литературы
Толстой Л. Н. Анна Каренина (любое издание).
Бабаев Э. Г. Из истории русского романа XIX в.: Пушкин, Герцен, Толстой. М., 1984. С. 117–235.
Вишневская И. Театр в природе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351–384.
Набоков В. В. Лев Толстой // Он же. Лекции по русской литературе (любое издание).
Эйхенбаум Б. Пушкин и Толстой // Б. Эйхенбаум О прозе. Л., 1969. С. 167–184.
Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. С. 151–229.
Тема 10.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»
1. Эволюция мировоззрения Толстого в конце 1870-х-1880-е годы: от экзистенциального кризиса к нравственному и творческому перевороту (см. философско-публицистические произведения Толстого: «Исповедь», «О жизни»).
2. История замысла и создания романа «Воскресенье».
3. Проблема нравственного падения и возрождения личности в романе. Роль композиции и авторского повествования в раскрытии души Нехлюдова и Катюши Масловой. Подумайте, зачем несколько раз описана в романе история прошедшей любви героев, чем отличаются все эти описания.
4. Антропологическая концепция Толстого и ее воплощение в образе Нехлюдова. Жизнь «животная» и «духовная» в развитии человека. Этапы пути Нехлюдова, его роль в спасении Катюши. Насколько необратимо духовное перерождение героя?
5. История жизни, падения и возрождения Катюши Масловой. Отношение к героине со стороны автора-повествователя. Разные способы характеристики внутреннего мира Нехлюдова и Катюши. Характер толстовского психологизма: проследите объяснение повествователем поведения Катюши. Сравните портреты трех героинь Толстого: Наташи Ростовой, Анны Карениной и Катюши Масловой. Насколько меняется авторская оценка и повествовательная техника писателя?
6. Сатира Толстого в изображении различных социальных институтов России. Образы революционеров в романе; Толстой и революция.
Список литературы
Толстой Л. Н. Воскресенье Исповедь. О жизни. Власть тьмы. Хозяин и работник. Смерть Ивана Ильича (любое издание).
Андреева Е. П. Толстой-художник в последний период творчества. Воронеж, 1980.
Ищук Г. Проблемы эстетики позднего Толстого. Ростов н/Д., 1967.
Купреянова Е. Роман «Воскресенье» // История русского романа: В 2 т. Л., 1964. Т. 2.
Ломунов Н. Над страницами «Воскресенья». М., 1979.
Ремизов В. Б. Роман Толстого «Воскресение»: Концепция жизни и формы ее воплощения. Воронеж, 1986.
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: историко-функциональное исследование. Сб. ст. М., 1991.
Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978. Гл. 7-10.
Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.
Тема 11.
«Однодум» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова