Тур.2 «Знание, мнение, вера».
Предварительная беседа – знать и верить- одно и тоже? Можно ли знать, но не верить, можно ли верить но не знать? Что значит иметь мнение? Можно представить себе мнение как родственника знания? Какая будет степень родства?
Отборочный конкурс – рифмы к слову «знание», всем предлагается записывать рифмы, чтобы в конце игры представить буриме
Каждому участнику дается карточка с высказыванием философа. Задание – прокомментировать полученную мысль, придумать и разыграть сценку спора Знания, Веры и Мнения – кто из них главнее, предложив в ней свое решение этого вопроса.
1. «О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу и оба они истинны» Протагор
2. «… различие понятий «знать» и «быть уверенным» вовсе не имеет сколько-нибудь серьезного значения, не считая тех случаев, когда «Я знаю», должно означать «я не могу ошибиться»
Людвиг Витгенштейн
3. «…мысль о предмете вообще посредством чистого рассудочного понятия может превратиться у нас в знание только тогда, когда это знание относится к предметам чувств». Иммануил Кант.
4. «… Что я разумею, тому и верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю, но не все то знаю, чему верю. Я знаю как полезно верить многому тому, чего и не знаю». Августин Блаженный
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.
Во время подготовки ведущий просит зрителей продолжить фразу: «Лишь в общем мнении существует сладкое, во мнении – горькое, в мнении – цвет, в мнении – холодное, в действительности же….» (продолжить фразу) (Демокрит), которая написана на листе и вывешена на стенде. Каждое высказывание записывается здесь же, автора просят пояснить почему он так думает. После того, как все высказались ведущий оглашает окончание фразы – « в действительности же есть только атомы и пустоат»
Зал делится на две команды, начинается конкурс «Есть мнение, что…». Представители одной команды должны высказать суждение, начинающееся со слов: «Есть мнение, что…», представители другой – ответить: «Оно не верно, потому, что…» или «Оно верно, потому, что»
Тур 3. «Знание – сила». Участникам предлагается высказывание Ф.Бэкона «Знание – сила» и дается задание – создать живую картину под этим названием.
***
ИГРА «УМ»
Вводная беседа: Кто считает себя умным? Может ли быть умным двоечник? Может ли отличник быть не умным? Если попытаться представить себе ум в виде геометрической фигуры – какая это фигура? Что означает высказывание Гераклита «Многознание уму не научает?»
Тур 1. «Что может ум?»
Отборочный конкурс – вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, крылатых выражений со словом «ум» и однокоренными словами.
Всем участникам раздаются карточки с цитатами из философских сочинений древнегреческих авторов. Задание: придумать и разыграть урок на тему «Что может ум?», где учителем является Фалес, а учеником – Анаксагор, представив весь зал древнегреческой философской школой, используя полученные цитаты.
1. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.
Анаксагор, отважный герой, – Умом его звали,
Ибо учил он, что Ум, от спячки внезапно проснувшись,
Все воедино связал, что прежде в смешении было.
(Учение Анаксагора в изложении Тимона)
2. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.
«Все вещи содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной другой вещью, но – единственный – сам по себе». Анаксагор
3. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.
«Как только Ум начал двигать, из всего движимого стало происходить выделение, и все, что Ум привел в движение, разделилось» Анаксагор
4. «Быстрее всего ум, ибо он обегает все». Фалес.
«…всеми существами, обладающими душой, как большими, так и меньшими правит ум.» Анаксагор
Врем на подготовку – 10 мнут. Высший балл – 10 флясиков.
Во время подготовки Игра со зрителями. На стенде два листа ватмана, на которых изображено устье реки, его предлагается трактовать как Ум, необходимо продолжить рисунок поэтапно, определяя, что же вытекает из Ума.
Вызываются два художника, все остальные рисуют образ реки словесно.
Беседа вторая: Если представить себе ум воином – с кем бы он стал сражаться? Почему?
Тур 2. «Ум и глупость».
Отборочный конкурс – назвать как можно больше антонимов к слову ум.
Участникам раздаются карточки с цитатой из сочинений философов Задание: Подготовить и провести экскурсию по музею Ума и Глупости, используя данную мысль, а в качестве экспонатов – любые предметы, картины, людей и т.п. находящиеся в зале.
1. «Ум мой был далеко, я не видел. Ум мой был далеко и я не слышал» - так говорят, лишь умом смотрят, умом видят… Поэтому даже тот, кого коснуться сзади, узнает это умом» Упанишады.
2. «…одни работают умом, другие используют в работе силу своих мышц. Те, кто напрягает свои умственные силы, управляют другими людьми, те, кто использует в работе силу своих мышц, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто управляет; те, кто управляют, получают средства от тех, кто управляем. Это всеобщий принцип Поднебесной». Мэн-цзы
3. «Гадание на черепашьи панцирях, демоны и духи не могут обеспечить победы; положение и направление созвездий не может решить исхода боя. Тем не менее, люди полагаются на них – это верх глупости». Хай Фэй Цзи.
4. «Необходимо, чтобы вся природа… имела в себе некое управляющее начало: в человеке – это ум, в животных - нечто подобное уму, откуда возникают оподленные влечения» Цицерон.
Во время подготовки ведущий просит всех присутствующих изобразить «Ум» или «Глупость».
Третья беседа – ум – это благо или зло?
Тур 3. «Горе от ума»
Всем желающим предлагается «снять» немой фильм под названием «Горе от ума», не повторяя сюжета А. Грибоедова.
Время на подготовку – 3 минуты
Аукцион идей
Магазин
***
ИГРА «ТВОРЧЕСТВО»
Вводная беседа: Что такое творчество? Почему человек умеет творить? В чем разница между «сотворить» и «натворить»? Может быть творчество плохим?
Тур 1. «Сущность творчества».
Отборочный тур – рифмы к слову «творить», всем желающим предлагается записать рифмы и сочинить буриме
Участники получают карточки, на которых написана цитата из книги Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Задание: Опираясь на мысль Н.А. Бердяева, придумать и рассказать легенду (сказку) о пути творчества, начинающуюся со слов: «Давным-давно на свете жил-да-был маленький…», изобразив на бумаге (схемой, рисунком и т.п.) предложенный путь.
Цитата:
«В творчестве «Человек осознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море необходимости» Н. Бердяев.
Высшая оценка – 10 флясиков, время на подготовку – 10 минут.
Во время подготовки ведущий играет с залом в игру «Попробуй сотвори!» – зал делится на две половины – первая предлагает предмет творчества (например: «Попробуй сотвори вечный двигатель»), вторая отвечает – «В этом нет ничего невозможного, потому что…». Затем команды меняются заданиями.
Тур 2. «Творчество, свобода, добро и зло»
Отборочный тур: полпословицы и поговорки, крылатые выражения о творчестве и свободе.
Участникам раздаются карточки, с написанной цитатой из той же книги Бердяева. Задание: Прокомментировать эту мысль, средствами пантомимы изобразить сценку из како-то литературного произведения, подтверждающую (если согласны с автором) или опровергающую (если не согласны с автором) эту мысль.
Цитата:
«Творчество не есть только борьба со злом и грехом - оно создает иной мир, продолжает дело творения. Закон начинает борьбу со злом и грехом, искупление завершает эту борьбу, в творчестве же, свободном и дерзновенном, призван человек творить мир новый и небывалый, продолжать творение Божье». Н. Бердяев.
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.
Во время подготовки зрители в зале решают задачку «Гений и злодейство – две вещи несовместные»:
1. Ответ на вопрос – почему?
2. Придумывание истории (сказки), которая могла бы заканчиваться этими словами: каждый говорит по одному предложению, логично продолжающему предыдущее итак, пока не дойдем до конца. (Ведущий просит кого-нибудь записывать, то, что получается, после окончания зачитывает сказку целиком).
Тур 3. Творчество и открытие.
Вопрос – отличаются ли чем-нибудь творчество и открытие?
Отборочный конкурс: отрывки из стихов и песен, где упоминается о том, что человек что-то создал или открыл, например, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Всем участникам раздаются карточки, на которых написан отрывок из произведения римского инженера Марка Витрувия Поллиона из 9-й книги труда «Об архитектуре». Задание – прочитав отрывок, опираясь на опыт Архимеда, творчески решить следующую задачу, предложив свой выход из ситуации: «Кощей Бессмертный, став добрым, решил спрятать свою смерть так, чтобы никто из смертных не смог до нее добраться, чем можно ему помочь?»
Цитата:
«...когда Гиерон, облекшись царской властью, в благодарность за свои успехи решил, по обету, в одном храме посвятить бессмертным богам золотую корону, он заказал ее за плату и отвесил поставщику нужное количество золота. Тот к назначенному сроку приготовил вещь к удовольствию царя, и, казалось, вес короны он сделал точно соответствующим весу золота...
После этого был сделан донос, что из короны была взята часть золота и вместо него примешано такое же количество серебра; Гиерон разгневался на то, что его провели, и, не находя способа уличить это воровство, попросил Архимеда хорошенько подумать об этом. Тот, погруженный в думы по этому вопросу, как-то случайно пришел в баню и там, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекает такое же количество воды, каков объем его тела, погруженного в ванну. Выяснив себе сущность этого факта, он, недолго думая, выскочил с радостью из ванны, пошел домой голый совсем громким голосом сообщал, что он нашел то, чего искал...». Римский инженер Марка Витрувия Поллиона из 9-й книги труда «Об архитектуре».
Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Я бы в… пошел». Для начала спрашивает – кто кем хочет стать? Люди каких профессий есть в зале? Далее – В каких профессиях больше всего нужно творчество и почему?
Затем предлагает продолжить фразу: Я бы в (название профессии), потому, что в ней необходимо творчество + объяснить – почему?
Аукцион идей
Магазин
***
ИГРА «КУЛЬТУРА»
Тур 1. «Происхождение культуры»
Отборочный конкурс – рифмы к слову «культура» (всем желающим предлагается написать на эти рифмы стихотворения в течение вечера)
Участникам дается карточка с высказыванием того или иного философа. Задание: используя данную мысль, придумать и рассказать легенду о происхождении культуры, проиллюстрировав ее конкретными примерами из истории человечества, подтверждающими или опровергающими мнение философа.
1. “всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений”. Она “обозначает сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми”. З.Фрейд
2. «Необходимость воздвигла троны, науки и искусства утвердили их… Наши души развращались по мере того, совершенствовались науки и искусства…. Культурные Народы! Знайте, раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею от вас тайны являются злом, от которого она вас охраняет… люди испорчены, но они были бы еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными» Ж.Ж.Руссо
3. «Культура - это символическая вселенная, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность. Культура начинается с приспособления человека к вещам вовне… это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать собственный идеальный мир». Э.Кассирер
4. “...Мы видим, что во всём творит лишь одно начало — человеческий разум... Везде виден замысел, видны намерения человеческого рассудка, который не перестаёт думать, хотя и достигает разной степени продуманности своих планов... А потому одна цепь культуры соединяет своей кривой и всё время отклоняющейся в сторону линией... все нации…” И.Гердер
Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка – 10 флясиков.
Во время подготовки ведущий играет с залом в игру – сокровищница мировой культуры: 1-й вопрос – Что нужно сложить в эту сокровищницу? Один из участников записывает на плакате то, что прозвучало в зале и одобрено залом. 2-й вопрос – Что нельзя класть в эту сокровищницу? Другой участник записывает мысли прозвучавшие в зале. Каждый ответ должен быть обоснован.
Тур 2. «Человек культурный»