Коммуникативная проблематика в истории социально-философской мысли (экзистенциализм, персонализм).
Философская традиция изучения коммуникации в ХХ в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики- кроме того, большое внимание проблеме человеческой коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.
Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе.
Как известно, распространение экзистенциализма было связано с историческими потрясениями, которые переживал мир с начала ХХ в.
Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это — философия человеческой некоммуникабельности.
Духовную, нравственную слабость эстетического существования С. Кьеркегор видит в осознанном нежелании индивида принять себя таким, каким он является в действительности: его больше устраивают другие «Я», обладающие, с его точки зрения, каким-либо преимуществом: красотой, умом, силой, удачливостью, талантом… Такой человек в воображении подменяет свое действительное «Я» другим, и некоторое время ему удается так существовать. «В ожидании «счастливого» случая и надеясь на перемены, — пишет С. Кьеркегор, — он совершает, так сказать, лишь краткие визиты к своему «Я», желая удостовериться, не начались ли уже долгожданные изменения"15.
Экзистенциализм — это философия существования, бытия. Но в качестве бытия выступает не нечто наличное, данное, а переживание: экзистенциализм понимает его как внутреннее переживание субъектом своего «бытия в мире». Экзистенция в принципе необъективируема, стало быть, ее нельзя отождествлять ни с чем научно постигаемым. Всякое понятие огрубляет действительность: оно до конца не способно выразить человека (не хватает слов). В этом и состоит проблема человеческого одиночества: человек не может быть до конца понят другим человеком, он не может разделить его чувства и переживания. Непосредственность существования человеком переживается, но поделиться с другим своим переживанием он не в состоянии. Люди принципиально одиноки, они обречены на взаимное непонимание, считает А. Камю. «Каждый человек — это мир. Но эти миры не сообщаются друг с другом. Общение людей скользит лишь по поверхности и не затрагивает глубины души"16.
В «пограничной ситуации» (К. Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает экзистенцию как корень своего существования. Согласно А. Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. Только фальшь и ханжество.
Однако можно говорить о специфике позиции К. Ясперса, в отличие от других экзистенциалистов. Мир Ясперса, по выражению П. П. Гайденко, «это всегда — мир коммуникации"17.
Ясперс проводит различие между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией. «Объективная» коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т. п.). «Экзистенциальная» коммуникация возникает в ситуации общения двух, трех или нескольких близких людей, их разговора о самых важных для них «последних» вопросах, в ходе которого возможен «прорыв экзистенции к трансценденции» (от существования к сущности).Кризис общения, характерный для социальноисторической ситуации первой половины ХХ в., создатель персонализма Э. Мунье объяснял пороками индивидуализма. Он формирует изолированного человека, который постоянно защищается. По этой мерке скроена идеология буржуазного общества. Человек, лишенный связей с природой, наделенный безмерной свободой, рассматривает ближних с точки зрения расчета, он завистлив и мстителен. Поэтому естественным состоянием общества Э. Мунье считает состояние гражданской войны: «С самого начала истории дни войны были куда более многочисленны, чем дни мира». Враждебность сменяется равнодушием, общение блокировано потребностью обладать и подчинять себе. Каждый партнер неизбежно становится либо тираном, либо рабом. Таков характер современной агонизирующей цивилизации, заключает Э. Мунье в работе «Персонализм"18.
Антитезой индивидуалистического общества выступает персоналистско-коммунитарное общество. В нем нет ничего от анонимного массового общества, это не диктатура и не правовое общество просветительского типа, основанное на компромиссе эгоистических интересов.
Личность в персонализме не ограничена другими личностями, общественными и политическими структурами. Напротив, ее нет иначе, как в других и через других. Когда общение нарушается или прерывается, человек теряет самого себя. «Любое безумие есть не что иное, как поражение в общении: alter (другой) становится alenius (чужой). Я становлюсь чужим самому себе. Это значит, что я существую, поскольку я есть для других, по существу — «быть означает любить""19.
Коммуникация в философии персонализма -общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете обоюдных обязательств — абстрактно и безлично. В результате возникают мнимые коллективы «массового общества» — корпорации, группы давления, бюрократические институты. Коммуникация же — взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности. Контакт вместо контракта, эмпирические формы которого (прямого контакта сознаний) — беседа, дискуссия, «безграничное взаимное пребывание в беседе» (К. Ясперс).
13. Коммуникативная проблематика в истории социально-философской мысли (философия диалога и герменевтика).
Философская традиция изучения ком-ии в 20 в:диалогическая философия (совокупное обозначение различных направление, диалогичное отношение или отношение Я-ТЫ мыслится как фундаментальная характеристика положения человека в мире); герменевтика (получает своё развитие в работах Гуссерля, Шпета, Хайдеггера (искусство толкования).
(диалогизм) - философское направление, возникшее в двадцатых годы XX в. и представлен рядом философских учений, которые сформировались на почве различных философско-религий ных традиций.
Исходным положением Ф. д. Является признание диалогического понимания природы человека, а также приоритета межличностного общения, осуществляется на уровне отношения "Я-Ты".
В европейской философской мысли традиция диалогического мышления начинается в рамках классической философии (в конце XVIII в.). Первые попытки исследования межличностного отношения можно найти в голланд. философа Ф. Гемстергойса и нем. мыслителя Л. Фейербаха. В XX в. понятие "диалог" становится предметом философской рефлексии и приобретает категориального значения в работах М. Бубера и Бахтина.
Главным понятием Ф. д. Выступает понятие "диалог" (с греч. - Беседа, разговор), которое, возникнув как определение формы устного разговора двух или нескольких лиц, перерастает в характеристику человеческой бытийности. Диалог - это разновидность общения. Это встреча двух логосов, двух смыслов, которые могут общаться и взаемовидображуватись в сознании субъекта. Диалог означает сутнистних соотнесение различных систем мысли.
Одним из основных теоретических понятий Бахтина есть понятие "диалогизм" (диалогичность). Он вводит понятие "граница" и говорит о "позицию позазнаходження" субъектов диалога друг относительно друга. Именно феномен "границы", ощущение "инаковости" ( "другости") Другого создает условия для творческого диалога и намерены понять Другого как самого себя.
Диалогизм как философский принцип побуждает к ограничению егоцентру, утверждение открытости в отношениях с внешним миром, ответственности за партнеров по общению.
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική - искусство толкования от др.-греч.ἑρμηνεύω - толкую) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.В 20 в. Герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма, затем собственно в философской герменевтике. В Новое время появляется философская герменевтика как метод познания культурно-исторических реальностей, как метод исторической интерпретации. Возникновение философской герменевтики было реакцией на позитивистское мышление в европейской философии, а одним из непосредственных ее источников был немецкий романтизм, который отстаивал своеобразие и взаимную несводимость различных культур. В учении Гадамера («Истина и метод», 1960) герменевтика приобретает функции онтологии (поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык» и социальной философии и понимание есть форма осуществления общественной, жизни) и «критики идеологии». Результатом оказывается замыкание философии в сфере языка, что роднит Герменевтику с неопозитивистским «анализом языка».