Чувственность как форма сознания.

ЧУВСТВЕННОСТЬ – 1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание сознания, доставляемое формами чувственности;

Чувственное освоение человеком окружающего мира проникнуто этической и эстетической оценкой воспринимаемого. Не существует чистой познавательной чувственности, так же как и эстетической и этической. Человек как эмпирический субъект воспринимает окружающие его явления как небезразличные по отношению к нему. Однако чувственность здесь лишь предпосылка субъективного оценочного отношения, которое становится возможным благодаря существованию некоторых объективных образцов, норм, задаваемых рассудком. Эти нормы вырабатываются в ходе предметно-практической деятельности человечества в истории и фиксируются в культурном идеале в форме единства познавательного, этического и эстетического. Чувственность человека, т.о., является продуктом его предметно-практической деятельности. Несомненно, что органы чувств человека остаются неизменными, но мировоззренческие схемы, на основании которых строится восприятие, изменяются. Эти схемы зависят от господствующей в ту или иную эпоху практики и ограничиваются ею. Человеческие органы чувств в ходе истории становятся восприимчивыми в познавательном, этическом и эстетическом смысле ко все большему числу объектов внешнего мира, что свидетельствует о расширении возможностей человеческой чувственности.

Человеческая чувственность может рассматриваться как пассивная способность, только будучи взята лишь в одной из своих форм – в форме ощущения. Но в этом случае мы не можем говорить о какой бы то ни было познавательной ценности чувственности. Уже восприятие предполагает узнавание, идентификацию предмета, оно выступает как исключительно избирательная деятельность, выделяющая из всей поступающей извне информации необходимую. Такая предметность чувственности может базироваться только на некотором наличествующем до акта восприятия знании – образе мира. Чувственное познание в форме восприятия выступает как выдвижение объект-гипотезы по поводу воспринимаемого объекта, и в этом оно сходно с научной деятельностью. Сравнение получаемой с помощью органов чувств информации об объекте с некоторым образцом выступает по сути как рациональная деятельность в рамках чувственности.

Чувственное познание присуще не только человеку, потому его можно назвать инстинктивным. Чувственное познание в некоторой степени наблюдается и у животных: получая определенные знания на основе обыденных впечатлений, они формируют необходимый опыт для того, чтобы использовать его в дальнейшем. Основной характеристикой чувственного познания является то, что опираясь на него, человек подчиняется собственным эмоциям, позволяя им собой управлять в данный промежуток времени. Конечно, не всегда они оказываются истинными. Гораздо лучше в определенной ситуации слушать голос разума, принимать решения взвешенно, опираясь на логику и здравый смысл. А чувственное познание в некоторых случаях исключает логику.

Говоря о формах чувственного познания, следует отметить, что они отражают степени познания любого объекта или явления. Все формы познания связаны между собой. Говоря иными словами, ощущение формирует восприятие, а то, в свою очередь, представление о предмете.

Ощущение

Ощущение представляет собой первую форму, с которой и начинается процесс чувственного познания. Ощущение отражает какую-либо одну характеристику предмета, которую можно познать с помощью органов чувств: цвет, вкусовые качества или твердость. Например, просто смотря на апельсин, мы не можем чувствовать его вкуса, а воспринимаем только форму и цвет. Ощущение подготавливает нас к дальнейшему восприятию объекта или явления, формированию межпредметных связей, представлений о том, на что направлено наше внимание.

Восприятие

Восприятие – это вторая форма чувственного познания, которая создает из разрозненных ощущений вполне целостную цепочку. В результате происходит формирование конкретно – чувственного образа. Восприятие складывается из ощущений, которые испытывает человек в конкретный момент времени. То, каким будет восприятие личности, какое отношение она сформирует в результате восприятия, полностью зависит от испытываемых эмоций. Чувственное познание отличается тем, что опирается на эмоции человека, а не на логику или абстрактные умозаключения.

Представление

Представление – это третья форма чувственного познания. Представление как форма представляет собой конечный результат восприятия любого объекта или явления. Представление воспроизводит имеющийся образ предмета, который сформировался в результате опыта взаимодействия с ним. То есть, оно формируется под влиянием имеющихся образов, мыслей, впечатлений. Если опыт положительный, то у субъекта будет складываться позитивное представление об объекте и мире в целом. При доминировании отрицательных впечатлений представление будет носить негативный характер.

Таким образом, чувственное познание – это начальный этап всякого познания. Любое освоение мира, восприятие его реалий начинается с него. Спустя определенное время чувственное познание сменяется рациональным познанием.

Наши рекомендации