Методы философского мышления

Деятельность в любой ее форме определяется комплексом факторов, среди которых существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и проце­дур по теоретическому или практическому освоению объекта.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фун­даментальных идей. Во-первых, было доказано, что философия ре­ализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками созна­ния и универсалиями культуры. Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть связан с ее предметом. Лишь в этом случае он адекватно организует и направляет процесс пос­тижения истины и обеспечивает результативность познания.

В популярной и учебной литературе часто выделяют два ос­новных метода философствования, которые существенно отличают­ся друг от друга по своим содержательным и нормативным характе­ристикам: диалектический и метафизический.

Диалектический метод формируется уже в античной филосо­фии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово означает прежде всего философский диалог как способ изло­жения философских идей. Классический философский диалог как форма интеллектуальной деятельности имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоз­зренческих и исследовательских позиций, рациональную дискус­сию, ориентированную на поиск объективной истины, а не на дос­тижение субъективных прагматических интересов, демонстра­цию превосходства собственной точки зрения или красноречия.

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Геге­ля, которую он понимал как универсальную теорию развития и метод познания мира. Диалектика, согласно Г. Гегелю, основыва­ется на идее беспрерывного движения, изменения и развития бы­тия, сущности и понятия, а также идее противоречия как един­ства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод философство­вания ориентирован на выявление содержательного, а не фор­мального развития исследуемого объекта, поэтому он характерен для критического и творческого мышления, без которого не мо­жет существовать подлинная философия.

Метафизический метод в философии возник в эпоху Нового времени, когда под воздействием бурно развивающегося экспери­ментального естествознания изменялась не только картина мира, но сущность и направленность философской рефлексии. Филосо­фия, с точки зрения мыслителей этой эпохи, призвана не созер­цать природу, а разрабатывать программы и методы научного, эк­спериментального ее исследования в целях развития техники и цивилизации на благо человека.

В соответствии с новой картиной ми­ра метафизический метод мышления оказался связанным с абсолю­тизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ, эксперимент, классификация и систематизация исследуемых явле­ний природы. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей. Его характерны­ми чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.

В современной постклассической философии проблема метода утрачивает свою прежнюю определенность и конкретность. В зна­чительной мере это объясняется тем, что современная философия акцентированно заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования и размывании традиционных для эпохи классики методов анализа сознания и самосознания. Предметная опреде­ленность философского мышления радикально утрачивается, и постклассическая философия все более осязаемо ориентируется на формы аллегорического мировосприятия и языковые игры. В новом измерении традиционные нормы и оценки методов с позиций их адекватности, эффективности или социокультурной референтности утрачивают свое значение. Они замещаются кон­текстуальным истолкованием способов философствования, кото­рые задаются и определяются личностно значимыми ориентациями и субъективно мотивированным выбором философа.

Наши рекомендации