Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение.

Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение.

Философия (греч.) – любовь к мудрости. Рассматривается ф. как научное знание об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира.

Философия зародилась в древности:

1. Впервые термин ФИЛОСОФ употребил Пифагор (4-5 вв до н э) по отношению к людям, стремящимся к глубокой мудрости.

2. Софисты (шк. древнегреческой философии). Ф призвана научить людей мудрости, не было стремления к истине.

3. Современное понимание ф. - поиск вечных истин, обоснование происходящего.

Возникновение ф.

1) Разделение вещей на познанные и необъяснимые

2) Стремление понять неизведанное во всех сферах

3) Возникновение ф стало возможным благодаря отделению ручного и умственного труда , формированию различных слоев общества.

Впервые ф. возникла в древнейших цивилизациях (к7-нач 6 вв до н. э): Китайской, Индийской, Римской, Греческой, Инской.

У людей возник вопрос о возникновении вселенной и человека и т.п. Философское знание древних цивилизаций отличалось от современного.

Вопросы, определяющие предмет философского знания:

1. Как устроен мир?

2. Как соотносится материальное и духовное?

3. Хаотичен или упорядочен мир?

4. Какова роль закономерности/случайности?

5. Поиск определений прогресса

6. Что такое истина? Ее критерий. Чем она отличается ото лжи?

7. Вопрос о совести и чести, добре и зле, о ответственности.

8. Вопрос о смысле жизни человека

9. Вопрос о нравственности и духовности человека.

Эти вопросы охватывают всё бытие- живое и неживое, природу и общество.

Работа В. Франка "Человек в поисках смысла" 20-й в. Пытается понять в ем смысл жизни человека. Описывает поведение заключенных в концлагерях. Вывод: выживают те, кто силен духом и видит смысл жить, т.к есть надежда на то, что их ждут дома.

Ф как форма мировоззрения

Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение. - student2.ru

Сознание-форма отражения действительности

Мировоззрение - система взглядов на природу и общество. Типы мировоззр.: мифологическое, религиозное, философское.

Философское знание включает в себя множество теорий, несвязанных м/у собой, но имеющих обоснование. Мировозрение - интегральная категория, знание, ценности, действия, т.е усвоенная информация формирует ценности, которые в свою очередь способствуют формированию программы действий. Мировоззрение динамично как индивидуальное, так и общественное.

Ф дает рациональное знание и познает круг проблем в системе "мир-человек".

  • Течение ф. постмодернистов осмысляют особенности новой цивилизации, вскрывают пороки постиндустриального общества и говорят о последствиях- проблемы взаимодействия поколений. Бердяев: вопрос о роли техники в жизни человека. Выявляет + и -. Вывод: человек становится заложником техники, он виртуально зависим.

Функции философии.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу —объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Функции философии ( под диктовку Э.М.)

2 ипостаси философии:

Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Объективный идеализм.

О' И- философское направление, утверждающее существование высшей духовной реальности. Она является высшей по отношению к человек и окружающей его действительности. О'И близок к религии.

Платон сформулировал теорию Эйдосов (идеи) : существует мир идей (неизменный, неподвижный), который воплощается в реальном мире вещей (изменном и подвижном).

Фридрих Шеллинг: природа- абсолютное, первоначало всего. Это то, что объединяет все: материю и дух, субъект и объект, т.е. материя и дух едины, через их свойства проявляется природа, как и в свойствах разума.

Гегель "Идея абсолютного духа". Формами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и философия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания». В философии дух окончательно раскрывает и запечатлевает свою сущность.

Субъективный идеализм.

С'И — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Его учение: "Что порождает наши ощущения?" Источниками м.б ни существующие вещи, ни сам человек. Источником ощущений является Бог. Поэто Беркли находится между О'И и C'И и переходит в итоге к позициям О'И.

В 20-м в. позиции С'И разделяли с Беркли философы Альбер Камю, Сартр (экзистенуиализм). Экзистенциали́зм,— особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм отличается от других направлений идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Критерии истины

Критерии истины - способ, с помощью которого мы можем узнать, является ли некоторая информация истиной.

Необходимо различать определение истины и критерий истины. Определение указывает, что такое истина. Но, зная ее определение, мы должны еще уметь ее находить, т.е. каким-то образом устанавливать, что некоторая информация является (или не является) истиной.

Поскольку истинность знания означает его соответствие предмету, постольку для установления истинности необходимо сопоставить, сличить знание с этим предметом.

Не столь уж важно, как толкуется соответствие между знанием и его предметом: все равно в процессе познания приходится сопоставлять одно знание о нем с другим, т.е. устанавливать соответствие не между знанием и предметом «самим по себе», взятом вне нашего знания о нем, а лишь между знаниями (образами, мыслями, суждениями и пр.).

Логический критерий

Можно в качестве критерия истины признать согласованность знаний. Понимая под согласованностью логическую непротиворечивость, указанный критерий называют логическим. Этот критерий вытекает из так называемой когерентной теории истины. Там отмечалось, что требование логической непротиворечивости является хотя и необходимым, но недостаточным критерием истины. Ибо мы способны создавать разнообразные внутренне непротиворечивые фантазии, которым в реальности ничего не соответствует.

Логическое доказательство каких-либо суждений есть способ переноса истинности с исходных посылок на эти суждения. Доказанные суждения условно истинны, т.е. истинны при условии, что истинны посылки, из которых они логически выведены.

Нужно различать два рода суждений: аналитические и синтетические. В аналитических суждениях о предмете утверждается то, что должно быть ему присуще в соответствии с его определением. Синтетические суждения, напротив, утверждают наличие у предмета каких-то добавочных свойств, которые никак не связаны с его определением. Истинность аналитических суждений устанавливается путем их логического анализа. Если мы при формулировке аналитического высказывания не нарушим законов логики, то это высказывание обязательно будет истинным, так как в нем мы всего лишь просто в явном виде выражаем то, что уже заранее заложено в нашем понятии о предмете. Единственный путь, на котором можно найти способ обоснования истинности синтетических суждений о действительности, заключается в обращении к опыту. Логический критерий истины здесь недостаточен. Даже непротиворечивость синтетических суждений не может быть установлена одними только логическими средствами.

Практический критерий

Что практикой подтверждается - истинно, что ею опровергается — ложно. Таков практический критерий истины.

Практический критерий - мощнейшее орудие проверки человеческих знаний на истинность. Однако эффективность его имеет свои границы. У него есть как сильные, так и слабые стороны. Чтобы разобраться в них, рассмотрим важнейшие особенности практики как критерия истины.

1. Практика подтверждает истинность наших знаний о действительности тем, что наше взаимодействие с объектами действительности происходит в соответствии с нашими ожиданиями. Но в практике непосредственно подтверждаются (или опровергаются) лишь сами эти ожидания.

2. Пользуясь практическим критерием, мы можем с большой достоверностью решать вопрос об истинности «суждений о существовании» - высказываний, в которых утверждается реальное существование какого-то объекта. Сложнее обстоит дело с общими суждениями (типа «все А обладают свойством В»), которые охватывают потенциально бесконечное множество явлений. Доказать истинность общего суждения практика неспособна.

3. Ссылки на практику не всегда ведут к однозначным выводам. Поэтому применение практического критерия истины требует внимательного анализа и уточнения обстоятельств, в которых он что-либо подтверждает или опровергает (истина конкретна!).

4. Необходимо иметь в виду, что далеко не все наши предположения о действительности могут быть практически проверены.

5. Практика всегда выступает как критерий истины лишь в пределах исторически заданного базиса познания.

Итак, можно сказать, что в каждую историческую эпоху практика не предоставляет человеку достаточных средств для полной и окончательной проверки имеющихся знаний. Но, вместе с тем, знания, выдержавшие практическую проверку хоть однажды, содержат объективную истину.

Гносеологическая проблема

Гносеологическая проблема включает в себя вопрос о принципиальной познаваемости реального мира или о воз­можности достижения неискаженных, истинных знаний о явлениях реального мира и сущности этих явлений. Боль­шинство философов отвечают на вопрос утвердительно, т.е. придерживаются позиции гносеологического оптимизма. Правда, аргументируют они эту позицию по-разному в за­висимости от того, как определяют первооснову бытия, в чем видят назначение человеческого сознания, как толкуют познавательную деятельность людей в целом. Например, для материалиста познаваемость мира вытекает из того, что жизненное предназначение сознания видится им в правиль­ном отражении материальной действительности, существу­ющей независимо от какого бы то ни было сознания. Кри­терием этой правильности, добавляет философ-марксист, является практика, понимаемая как деятельность по реаль­ному освоению и преобразованию мира. Для объективного идеалиста Гегеля мир есть саморазвивающееся абсолютное понятие, которое познает самого себя благодаря познава­тельной деятельности людей, включенной, впрочем, в кон­текст их практической жизни.

Но существуют философы, которые утверждают и дока­зывают принципиальную недостижимость или невозмож­ность достоверного знания о мире самом по себе, т.е. о мире таком, каков он есть вне и независимо от нашего позна­ния и сознания. Данная позиция называется агностициз­мом, причем доводы его сторонников обычно заслуживают внимательного рассмотрения, потому что заряд критич­ности, заключенный в агностицизме, нередко весьма поучи­телен. Более распространен скептицизм, высказывающий и обосновывающий сомнение в возможности достоверного знания, поскольку любому нашему суждению можно не ме­нее убедительно противопоставить его отрицание.

Утвердительное решение вопроса о принципиальной познаваемости мира требует развернутого обоснования, и прежде всего выяснения, какие из познавательных способ­ностей человека играют главную роль в получении надежного, достоверного знания. Обычно это выяснение сводится к предпочтению, отдаваемому либо нашему чувственного опыту, обеспечивающему непосредственный контакт с внешними предметами, либо разуму, мыслитель­ной деятельности, осуществляемой на основе использова­ния понятий. Тех философов, которые признают ведущую роль чувственного опыта в познании, называют сенсуалис­тами ли­бо эмпириками. В свою очередь, философов, которые отдают предпочтение разуму, логиче­скому мышлению как основе надежного, достоверного знания, называют рационалистами.

Законы диалектики

1) Закон единства и борьбы противоположности. Единство и борьба противоположностей являюся внутренним источником как движения,так и развития всего сущего.Развитие поддерживает существоваие.

2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Колличественные изменения имеют свойство накапливаться.Качественные изменения не могут происходить безконечно, в результате накопление качественных изменений приводят к изменению меры,что приводит к трансформации предмета.

Скачок-переход в другое состояние,от старого качества к новому.Может проходить стремительно,лтбо эволюционно.

3) Закон отрицания отрицаний.Новое стремится отрицать старое,затем процесс повторяется.Для развития необходима основа-константа.На основу старого накладывается новое,так и происходит развитие.Развитие это процесс, складывающийся из определённых циклов.Отрицание это содержательный процесс,означает не просто уничтожение старого,но и возникновение нового,находящегося в определённой связи с отрицаемым.Включение в состав новой вещи некотрых элементов отрицаемой вещи, называется снятие.

Для снятия Характерно три аспекта:1Преодоление,2 Сохранение,3Подъём на новую более высокую ступень.Отрицание старых форм новыми,есть причина и механизм поступательного движения.

Метофизика

Первые исследования и размышления мыслителей прошлого, которые можно отнести к метафизике, насчитывают тысячи лет и ими занимались как в Европе, так и в Азии. И не смотря на то, что философия процветала у многих народов, но в полном отрыве от религии, она проявила себя в Европе. Именно в Европе само понятие метафизика было введено Андроником Родосским – систематизатором и исследователем трудов Аристотеля. Метафизикой он назвал категорию, куда сгруппировал произведения Аристотеля, стоящие вне естественно-научной области; другое, развёрнутое, это название категории «трактаты о бытии самом по себе». Так же видным мыслителем в области метафизики являлся Платон, который сформулировал «первую философию», которая в своём познании действительности восходила от эмпирического (чуственно-опытного исследования) к рефлексивному методу исследования имматериального, то есть идейного. Так Платон создал систематизацию наук, где метафизика занималась исследованием первичного, имматериального и идейного бытия, первопричин и истоков сущего. Хорошую трактовку определения метафизики, кратко приводящую её от старых взглядов к новым дал Бэкон: «Метафизика, как и физика, анализирует природные процессы. Различие между ними – в степени познания». В любом случае метафизика рассматривается и как отдельная наука, так и как отрасль философии.

Понятие метафизики: Метафизика - это наука, изучающая явления и процессы – сущности, имеющие имматериальную природу, но находящиеся в тесной связи с физическими явлениями и материальной природой, а также оказывающими друг на друга взаимное влияние (от греч. meti ta physika – то, что за физическим).

Основы метафизики: В основе метафизики лежит системное объяснение попыток разума понять устройство мира, его истоков, то есть возникновения, его причин и следствий, а также, что логично, его структуру. Из этого понятно, что к основам метафизики относится:

  • Идеалистическое нечто, то, что допускает существование чего бы то ни было имматериального;
  • Гносеологический характер науки, который предполагает допущение исследования эмпирического, рационального и иррационального (например, доопытного);
  • Подчёркнутые проблемы в эмпирическом познании основ и истоков мира как лежащих вне материальной природы;
  • Признание существования чистого знания – нечто доопытное, изначально известное и непреложное;

Ключевая проблема взаимовлияния бытия и разума, заключающаяся в вопросах: «Бытие порождает сознание?» и «Разум определяет бытие?». Этой проблемой метафизике оппонирует рационализм;

Философия и наука

Общие черты философии и науки:

1. Теоретический тип познания — не только описание чего-либо, но и объяснение. Наличие категорий (предельно-обобщенных понятий)

2. Отношение к истине как к высшей ценности. Конечная цель — достижение истины.

Отличительные черты философии и науки:

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Наука всегда стремится к объективному знанию. А любая философская теория субъективна. Философия изучает мысли, суждения, мнения людей, т. е. Содержания их знания.

2. Научное знание отражает действительность. А философия пытается описать и объяснить то, что, согласно общепринятым принципам должно быть.

3. Наука основывается на факторах и научные гипотезы всегда должны иметь подтверждение в опытах.

4. Философии присуще множество мнений и теорий.

Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение. - student2.ru Соотношение Ф и Н: №4 – верный

Философия и наука

Философия возникла в единстве с науко1 и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней:

1. теоретический тип познания
знание не просто описывает, а объясняет действительность. В его построение важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказетельства и выражается в абстрактных понятиях.

Основные понятия философии и науки – категории

В каждой науке есть свои категории(н-р в термодинамике- теплота,энергия и пр) к философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому(сознание, время, свобода,истина)так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философский системах(вещь в себе, экзистенция)

2. отношение к истине как в высшей ценности, на движение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся кк к средству достижения цели.

например: судье необходимо установить истину, что бы на этой основе вынести справедливый приговор

только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая

Что отличает философию и науку?

1. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Ее интересует объективное знание о явлениях действительности, а не субъективное мнение людей о них. Философия же, занимаясь исследованием принципов человеческого познания действительности, имеет дело именно с этим пониманием, а не с самой действительностью. Философская мысль в отличии от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире.

2. Научное знание отражает действительность, т.е. то, что существует, что есть. А философия нацелена главным образом на описание и объяснение того, что, согласно принятым за основу идеями и принципами , должно быть

3. Научное знание основывается на фактах. Научные гипотезы должны находить подтверждение в данных опыта. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным. Философские суждения о ценностях и идеалах опираются не на факты, а на мысли о том, что следует считать желательным, лучшим, необходимым. Поэтому проверить и обосновать истинность мыслей о ценностях и идеалах невозможно.

4. Философии присуще множество мнений, теорий.

Философское знание отличается от научного, но в тоже время сохраняет связь с последним

Структура научного познания

В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

На эмпирическом уровне познание осуществляется в процессе непосредственного взаимодействия с объектом. Объект исследования здесь отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Характерными чертами эмпирического познания являются частичность, фрагментарность, вероятностный характер. Здесь преобладает чувственный момент познания.Задачей эмпирического уровня является сбор и первичное обобщение фактов, описание данных и наблюдения и эксперимента, их систематизация и классификации.

Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой предметной области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком (знание о незнании). Проблема возникает тогда, когда открыто новое явление, которое не поддастся объяснению в системе имеющегося знания.

Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.

Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

Теория - целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний, раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории достигается объяснение и предсказание новых явлений.

Следует отметить, что эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны.

Метатеоретический уровень включает методологию и философию науки. Методология 2 значения:1)система определённых правил,применённых в той или иной сфере деятельности,2)Учение о методе или общая теория методаПредметом методологии научного познания являются:
- методы и операции научного исследования;
- формы научного познания;
- нормы и идеалы науки.

Функции и виды сознания

С помощью сознания человек решает четыре рода задач:

1. познавательная функция сознания Отражает действительность, строит знания о ней

2. оценочно-ориентировочная функция Оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним

3. целепологающая функция Осознает свои потребности и ставит пперед собой цели, к которым считает нужными стремиться

4. управленчиская функция Управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач

Для выполнения указанных функций сознания используют разнообразные психические механизмы. При этом человек осознает лишь результаты работы этих механизмов, но не сам процесс их работы.

1.познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации, источником которой является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти, мышления. Понимая интеллект как психические способности и у меня, можно сказать, что он есть инструмент, с помощью которого сознание выполняет познавательную функцию. Важнейшей интеллектуальной способностью является способность мышления –ум,разум.
ум- это не просто природный дар, а результат усвоения культры, овладения духовными ценностями, созданными человечеством.

2.в осуществлении оценочно-ориентировочной функции важную роль играют эмоции. они характеризуют отношения человека к объектам. В эмоциях выражается оценка значимости объектов для личности. Эмоции оказывают влияние на то, как человек воспринимает действительность. Они способны воздействовать на поведение человека, стимулируя одни и сдерживая другие его действия.

3.психической основой целеполагающей функции сознания является механизм мотивации. В основе мотивации лежат потребности человека: биологические, социальные, материальные, духовные. Мотивация –это совокупность побуждений, стремлений, желаний, определяющих целенаправленность действий человека.

4.управленчиская функция сознания реализуется с помощью воли. Воля-это способность регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. Волевое управление поведением предполагает с одной стороны свободу, с другой ответственность. При этом человек должен осознавать свою свободу и ответственность: в противном случае он станет лишь средством выполнения чужой воли.

Сознание решает задачи, выходящие далеко за рамки биологической целесообразности и не сводящиеся к тому, чтобы обеспечить выживание организма. Сознание людей позволяет им создать мир культуры, в котором каждая личность живет жизнью, не сводимой к биологическому существованию.

Предмет философии. Философия как теоретическое мировоззрение. - student2.ru

Теории сознания.

СОЗНАНИЕ – способность человека оперировать представлениями (образами и понятиями) о предметах, ситуациях, процессах, рассматривать эти представления в качестве средств регуляции своего поведения. Сознание понимается как высший уровень развития психики, как совокупность психических способностей, обеспечивающих включение в саморегуляцию поведения человека идеальных, закрепленных в культуре и субъективно усвоенных «схематизмов» деятельности. Сознание человека, как особого рода его связь с миром, носит «нелинейный» характер. В сознании в идеальной форме (в виде «картины мира») представлены различные отношения человека к вещам и людям. Сознание позволяет человеку произвольно отражать окружающий мир, поскольку представления – это не просто «слепки» внешних предметов. Сознание фиксирует внешний предмет, акцентируя черты предмета и «до-определяя» предмет так, что возникает смысл и значение предмета. Смысл прежде всего субъективен, отражает потребности и цели данного конкретного человека, но одновременно сознание позволяет определить значение предмета как надсубъективное, соотнесенное с культурой и задаваемое включенностью «Я» в отношения с другими людьми. Сознание позволяет человеку соотнести индивидуальный смысл предмета с общим значением предмета, чтобы адекватно воспринимать внешнюю реальность. С позиции материалистического монизма (с позиции диалектико-материалистической философии), у Б.Спинозы, К.Маркса, Э.Ильенкова, сознание рассматривается как проявление единого первоначала – материи, т.е. сознание является не субстанцией (первоначалом, не имеющим внешних причин своего существования), а атрибутом – неотъемлемым свойством сложноорганизованных материальных систем. Сознание возникает на основе развития отражения, сознание является высшей формой отражения. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие: Сознание- обобщенное и целенаправленное отражение действительности, предварительное построение действий и видение их результатов. Материализм- первичен материальный мир вещей. Материя никем не сотворена, она существует вечно. Демокрит: разнообразие форм объясняется движ атомов Идеализм- первично сознание, главную роль играет спиритуальное, духовное. Идеализму характерна обобщенность, единство, идеалисты смотрят на мир в максимальном временном пространстве, нижестоящее объясняется вышестоящим (материю можно объяснить сознанием, а наоборот нет) Монизм- в основе всего одно начало Дуализм- два независимых начала. Декарт Плюрализм- множество начал независимых и несводимых друг к другу начала. Вольтер Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт. Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей. Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципа Идеализм — это теория, согласно которой душа (сознание) - первично. А тело - вторично. . Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит в субъективном идеализме Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым». Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер]. Сознание описывается материалистами[какими?] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр. Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей.    

Общенаучные методы

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1.методы эмпирического исследования;
2.методы теоретического познания;
3.общелогические методы и приемы исследования.

I. Методы эмпирического исследования.

1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов - расшифровка показаний приборов и т.п.

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т.п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются "вслепую", а всегда "теоретически нагружены", направляются определенными концептуальными идеями.

II. Методы теоретического познания.

1. Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.).

Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного, естественного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Формализация служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания.

Главное в процессе формализации состоит в том, что над формулами искусственных языков мо

Наши рекомендации