Проблема языка в научном познании.

Сущность языка выявляется его двуединой функции:

- служить средством общения;

- служить орудием мышления.

Язык – это система содержательных знаковых форм. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства посредством языка, человек отчётливее усваивает, их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов.

В силу своей значимости проблема соотношения языка и мышления интересовала и интересует мыслителей разных эпох и стран. В отношении этой проблемы существуют три тенденции:

- отождествление (установление полного равенства) языка и мышления. Говорение (речевая деятельность) – это и озвученное мышление. Ещё древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия «язык» и «мышление» они стали позднее;

- язык и мышление не взаимосвязаны, существуют параллельно друг другу. Например, Н. Винер, А. Эйнштейн, Ф. Гальтон и другие учёные признавались, что использовали в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, основываясь на игре ассоциаций и только затем воплощая результат в слова;

- взаимосвязь языка и мышления. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Так, В. фон Гумбольдт утверждал, что характеристика мышления во много зависит от языка.

Наличие различных концепций соотношения языка и познания объясняется тем, что человек использует язык для обозначения различных явлений действительности. В истории философской мысли существуют следующие концепции языка:

- философия имени (период античности, средневековья) - язык рассматривался как обозначение предметов действительности;

- философия предложения (Новое время) – язык рассматривался как обозначение понятий, мыслей, чувств. Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием;

- философия ценностных установок (Новое и новейшее время) – язык создаётся и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта ценность) для человека [176; 254].

Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.

По-разному понимается язык и в рамках четырёх ведущих современных философских направлений

- феноменология на первое место ставит анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания;

- аналитическая философия всё богатство жизни видит в языке. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом;

- герменевтика понимает язык как сама бытие сущности. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира – язык – переживание;

- постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то философы постмодернизма отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства – от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык – это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить.

Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ жизни человека и сама жизнь.

2. Проблему научного языка впервые ясно поставили представители такого философского направления как логический позитивизм («Венский кружок»). Доктрина Б. Рассела и Л. Витгенштейна была направлена на логический анализ научного языка. По их мнению, естественный язык имеет слабости: многозначность выражений, нечёткая логическая структура фраз, которая скрывает мысль; обременённость психологическими ассоциациями.

Научный язык должен быть однозначным. Поэтому существующий содержательный зык надо заменить формализованным языком, идеальным и логически совершенным. Например, языком математической логики. Он должен нейтрализовать слабости языка естественного. Достоинства искусственного языка сводились к следующему:

- позволяет выявить и фиксировать элементы мысли, которые в естественном языке слиты;

- способствует экономизации предложений – сжатости, ёмкости, оперативности;

- открывает дорогу для построения формализованных аксиоматических теорий, позволяя представить элементы мысли в виде логических шагов. В результате получается взаимно согласованная и прозрачная теория.

Но создание совершенного логического языка стало невозможным в силу того, что сменяющие друг друга теории зачастую дают разные определения одному и тому же понятию. Одно и то же понятие может работать в нескольких дисциплинах, в каждой из которых складывается своя традиция определения этого понятия.

3. В связи с этим к концу 1930-х гг. Л. Витгенштейн поменял представление о языке. Для того чтобы избежать многозначности слова он разработал принцип «семейного сходства. Значение слова во многом становится понятным в рамках группы слов. Рассмотрим, например, семейное сходство слов, поясняющих и проясняющих слово любовь. Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязанности, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эротике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюблённости, обожествлению, страданию, супружескому чувству, отцовскому чувству, материнскому чувству, заинтересованности и т.д.. Учёный и методолог Р. Нидэм отметил эвристичность (способ решения задачи, размышления, использующий не столько логический, сколько творческий и даже интуитивный подход) принципа «семейного сходства». Использование слов становится более гибким, обнаруживаются их новые значения .

Наши рекомендации