Экологическая этика и Ее философские основания.
Преобразующие природу технологии вторгаются в естественные процессы и видоизменяют их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы экосистем на искусственные. К концу XX века масса всех искусственно созданных человеком предметов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.
Деятельность человека обострила экологические проблемы –они приобрели глобальный характер.
Экологизация науки – это подход, в рамках которой социализация новых научных кадров, в первую очередь, должна удовлетворять критериям ответственности за состояние биосферы Земли и будущее человечества. Доминирующими парадигмами экологизации науки и решения проблем экологической безопасности сегодня являются: чувство глобальности, ценность любой жизни, закономерная коэволюция, предсказание экологических последствий и т.п.
Объекты в экосистемах функционируют как целостные образования, а наука развивается путем абстрагирования некоторых свойств этих объектов, принимаемых за наиболее важные. Основой, структуры научного познания (что особенно характерно для наиболее развитых научных областей) является дифференцированный анализ предмета исследования, т.е. выделение абстрактных элементарных объектов и последующий синтез из этих абстрактных элементов единого целого в форме теории. Именно избыточную дифференциацию многие ученые считают ответственной за экологические трудности, что ставит вопрос о необходимости экологизации мышления.
Но не следует забывать об упоминавшемся относительном характере научных истин, находящем свое выражение в следующем парадоксе познания: знание в наиболее четкой и логичной форме «добывается» наукой, но наука в определенной мере является ответственной за «разрушение» объектов познания.
Итак, один из гносеологических корней экологического кризиса -чрезмерный аналитизм научного мышления
С появлением механических средств труда в конце XVIII века, способных существенно повлиять на состояние внешней Среды, зарождается и экологическое знание, но не как теория или научная дисциплина, а в качестве некоторой идеологии. Вначале именно философия и искусство осознали возможность негативных последствий развития техники.
Основу современной концепции экологической научной этики составляет предложенная в 1927 г. академиком В.И. Вернадским концепция ноосферы –концепция качественно нового этапа эволюции биосферы Земли, определяемого трудом и разумом человечества. Эта концепция не только в значительной мере формирует современную научную картину мира, но и определяет позицию общества в деле охраны окружающей среды.
Современная концепция экологической этики предполагает прогресс в обеспечении интегрирования научных направлений, составление гармоничной коэволюционной системы научного познания (системы без иерархии наук), главной целью функционирования которой будут являться обеспечение целостного познания Природы, обеспечение связи естествознания с гуманитарными науками и другими отраслями культуры. Подобный синтез может стать основой экологизации науки в целом. Для реализации этой идеи необходимо изменение мировоззрения в обществе, повышение уровня экологической культуры, переоценка сложившейся шкалы ценностей.
Экологическое мышление нашло свое отражение в популярной несколько юмористической форме в четырех экологических законах, сформулированных Барри Коммонером:
o первый закон экологии: все связано со всем;
o второй закон экологии: все должно куда-то деваться;
o третий закон экологии: природа знает лучше;
o четвертый закон экологии: ничто не дается даром .
Л.Мельник, автор книги, из которой взята эта формулировка, пишет далее, поясняя их:
Во-первых, все явления, происходящие на планете, пространственно связаны между собой. Любой процесс, имеющий место в частных экосистемах планеты, так или иначе отражается на всей экосистеме Земли...
Во-вторых, Земля приближается к такому моменту, когда ее экономика должна будет перейти на экономику замкнутой системы... в отличие от открытой экономики, где всегда обеспечен новый приток ресурсов и отток отходов...
В-третьих, все явления связаны во времени. Человек всегда должен помнить, что он принадлежит к человечеству, живущему не только в настоящем, но и в будущем...
В-четвертых, необходимо осознавать свое место во Вселенной, в пространственной и временной бесконечности».
Хотелось бы отметить еще один момент. Если для философии и искусства характерен пессимизм в отношении экологических прогнозов, то для представителей естествознания, наоборот, оптимизм.
Таким образом, концепция экологизации требует от науки широкого применения современных системных подходов в познании, обеспечивающих необходимую интеграцию знаний, применения единых методов познания и способов интерпретации получаемых знаний.
Очевидно, что успешное решение вопросов экологии в рамках современной науки возможно. Гарантией этому могут служить следующие факторы:
• современный культурный уровень человечества, способный сформировать системное экологическое мышление и новую иерархию общественных ценностей;
• современный уровень технического развития;
• технические возможности проведения экологического мониторинга природы
• наличие достаточного количества инженеров-экологов
• развитое международное сотрудничество по глобальным проблемам человечества.