Проблематика философии права в России начала XX века. (П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, Б.А. Кистяковский).
Новгородцев Павел Иванович специалист по философии права сторонник теории правового государства, критиковал славянофильские учения, выступал против самодержавия в России, за разрыв с прошлым и за политические перемены.
Он одинаково критиковал либеральное правовое государство, социалистическое государства и анархизм. П.И. Новгородцев при этом положительно оценивал роль православия в истории России. На русское православное сознание он возлагал большие надежды, считая, что оно приведет всех к взаимной любви. Без этико – религиозных ценностей не может быть истинной свободы, равенства и справедливости. Как сторонник И.Канта, он тоже вынашивал идею построения планетарного государства.
П.И. Новгородцев был либеральных взглядов, считал, что он сам и его партия Народной свободы, которой он принадлежал, занимаются подготовкой «человека к лучшему будущему». Вечный идеал политики заключается в полном расцвете личности, в создании для не достойных условий существования, качества и уровня жизни. Идеалом партии Народной свободы, основанным на научных и философских убеждениях, не содержащий утопизма, имеет цель построения правового, демократического государства.
Философия права П.И. Новгородцева изложена как история философии права, где одни учения о праве и свободе сменяются другими.
Новгородцев стоял на позициях либерализма. Его либерализм индивидуалистичен. В соотношении «индивид — государство» он, вслед за И. Кантом, отдает приоритет индивиду, личности. Человек, по П.И. Новгородцеву, одновременно и духовно самостоятелен, и духовно един с другими людьми. Личность является абсолютной ценностью, свободной от вмешательства государства.
Предмет философии права он рассматривал как учение о естественном праве, выступающие идеалом как для правовой действительности, так и для права позитивного. С его точки зрения, термин «естественное право» устарел, поскольку само естественное право меняется по мере развития человечества так же, как меняются и его составляющие — идеалы, планы грядущих событий, проекты будущих реформ и т.п. Поэтому, считал П.И. Новгородцев, точнее говорить не о естественном, а об идеальном праве. Такое право — не долженствование, как у И. Канта, и не реализация разума, как у Г. Гегеля, а долженствование с учетом прав личности, семьи и общества.
Богдан Александрович Кистяковский – был одним из немногих мыслителей России, который рассматривал право в связи с моралью, как этическое явление.
Б.А. Кистяковский считал, что «человеку всегда и везде присуще стремление к справедливости». По его мнению, позитивисты и эволюционисты считают, что «всякое суждение об осуществлении идеи справедливости в истории необходимо должно носить вполне субъективный характер». Считается, что нравственные представления субъективны, а поэтому субъективны и суждения о справедливости. Однако Б.А. Кистяковский считает, что самые разнообразные индивидуальные суждения «еще не доказывают, что идея справедливости сама по себе необходимо должна быть субъективна».
Суждения с использованием категорий необходимость и справедливость объективны, считает он. Б.А. Кистяковский отмечает: «Категория необходимости – это категория познания; мы применяем еѐ тогда, когда хотим понять или объяснить что – нибудь. Напротив, категория справедливости – это категория оценки. Она ничего не может нам объяснить. Мы ничего не поймем и не откроем, если будем применять ее. На основании ее мы можем сделать только нравственный приговор, т.е. определить, что хорошо и что дурно». Все социальные процессы связаны с людьми, которым «присуще стремление к справедливости». Каждый человек стремиться к наиболее справедливому социальному строю. В силу этого, по Б.А. Кистяковскому, конечной стадией всякого социального процесса, выраженном в нравственном постулате, правовой норме или юридическом учреждении должно быть стремление «к осуществлению социальной справедливости».
По мнению Б.А. Кистяковского право есть элемент культуры. Он был сторонник социалистического правового государства.
Ященко Александр Семѐнович являлся крупнейшим специалистом в области теории права игосударства, истории и теории федерализма.
Считал, что федерация предполагает наличие высокой правовой культуры населения, но в этом случае эволюционирует «к образованию унитарного государства». По его мнению «в России же федерализм мыслим, лишь как раздробление единой суверенной власти, и поэтому он должен быть, безусловно, осужден».был сторонник теории естественного права.