Англо-саксонский, романо-германский, мусульманский стили и образы юридического познания.

Понятие юридический стиль неоднозначно понимается в современной российской юридической науке. Стиль и образ в юридической науке некоторыми авторами понимаются не традиционно. Исходя из того, что в теории государства и права есть классификация исторических типов государства и права на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое с точки зрения формационного подхода, а также с точки зрения противоположного данному подходу – цивилизационного подхода, то необходимо признать факт эволюции процесса познания государственно-правовых явлений, смену типов (образов) и моделей рационально-познавательной деятельности. Эволюция типов познания, Европе начинается с античности и продолжается до наших дней. Поэтому можно выделить типы познания :

античный,

средневековый,

эпохи Нового времени и Просвещения (классический период) типы познания

постклассический или современный.

Этим типам познания присуща методология своего времени. Типы познания также связывают с различными правовыми культурами, правовыми системами и правовыми семьями. Юридический стиль отражает специфику правовой системы государства: происхождение права, его источников и форм, особенности толкования и применения права, правосознания. Следовательно, субъекты познания в этих правовых явлений в данных странах имеют свои стили и образы научного познания.

Правовая культура – это часть общей культуры, представляющая собой деятельность и результаты деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выражающихся в правовых заповедях, символах, нормах,и оценки этих явлений и духовных продуктов жизнедеятельности, их влияние на юридически значимое поведение субъектов.Однако это скорее не элементы, а аспекты правовой культуры.

Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Суммируя ее компоненты, получим следующую структуру правовой культуры:

1) правосознание;

2) правовые заповеди;

3) правовые символы;

4) право;

5) правовые отношения;

6) законность и правопорядок;

7) правомерная деятельность субъектов;8) государственно-правовые институты;

9) юридическая наука;

10) юридические акты.

Исторически первыми возникли такие элементы правовой культуры, как правовые символы. Юридическое сознание любого народа получало значение права тогда, когда оно выражалось в каких-либо символах. Вторыми по времени возникновения скорее всего, были правовые заповеди, которые представляли краткие изречения, аналогичные пословицам. Конечно, это не исчерпывающий перечень. Привнесение в одну культуру элементов другой культуры приводит к системным изменениям в обществе, государстве и в образе жизни людей.Профессиональный уровень правовой культуры обычно приписывают юристам и всем тем, кто связан с правовой деятельностью.

Общественное сознание – это продукт социальной деятельности группы индивидов, наций, классов, всего общества в целом, результат осознания бытия обществом или отдельными его частями (группами, нациями, классами). Общественное сознание развивается обществом в целом и неотделимо от многогранной деятельности людей.

Выделяют семь форм общественного сознания:

1) политическое;

2) правовое;

3) мораль;

4) религию;

5) искусство;

6) философию;

7) науку.

Правосознание – это совокупность правовых идей, взглядов, представлений, чувств, выражающих отношение к действующему и желаемому праву, а также мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права, оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно .\

Структура правосознания:

Правовая идеология– это теоретическое осознание в юридических категориях (законности, справедливости, равноправии, единстве прав и обязанностей) объективных потребностей общественного развития с точки зрения интересов отдельных классов, наций, политических

элит или всего общества. Правовая идеология разрабатывается учеными, политиками, политическими партиями.

Правовая психология– это чувства, эмоции, переживания, настроения, выражающие отношение к действующему и желаемому праву

Профессиональное правосознание– это понятия, представления, идеи, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов-профессионалов.

Научное правосознание– идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Оно разрабатывает пути развития права, законодательства, государственно-правовых отношений. Носителями этого вида правосознания являются ученые-юристы.

Помимо уровней выделяют формы правосознания: практическую и теоретическую.

Практическая формахарактеризует обыденное правосознание. Формами практического правосознания являются правовые чувства, навыки, привычки и знания.

Теоретическое правосознание– это процесс и результат умственной деятельности, направленной на осмысление права, его границ и нормативов, на уяснение способов и средств обращения с ним, на упорядочивание и совершенствование знаний о праве.

Виды правосознания фундаментально изучались великим русским ученым-юристом и православным философом И. А. Ильиным. Им были выделены прежде всего: здоровое правосознание и государственное правосознание.

Под здоровым правосознанием он понимал знание и признание права и его соблюдение через свой инстинкт. Это возможно, если у человека его инстинкт духовен и силен, чтобы усвоить духовный смысл права, его цель и назначение.

Под государственным правосознанием И. А. Ильин имел в виду однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры, которые составляют глубочайшую и подлинную основу всякого государственного единения. Государственное правосознание – духовная принадлежность людей определенной

организации жизни на основах общего права, власти и территории.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности форм права, юридической практики, степени влияния на право религии, морали, обычаев. В соответствии с этими критериями выделяют следующие правовые семьи: 1) общего(или англосаксонского) права; 2) романо-германскую; 3) мусульманскую; 4) индусскую (индусское право) и др.Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две группы права: романскую (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран) и германскую (Германия, Австрия, Венгрия, Япония, Турция и др.); внутри англосаксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, США, Канады и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Выделение некоторыми авторами славянкой правовой семьи (группы российского права) и западнославянского права (Украины, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Польши, Чехии и Словакии) не имеет убедительной аргументации. А в последние ,годы, в результате аккультурации, Россия и другие западнославянские государства все более приблизились к романо-германским правовым системам западноевропейских стран. Представляется, что правовые системы можно классифицировать и по отношению крелигии на христианские, мусульманские, индусские, иудейские, буддистские.

Российский стиль и образ юридического познания.

Правовая система России представляет взаимосвязанную совокупность обособленных норм права, объединенных в институты и отрасли права, юридической практики и правосознания населения страны. Наука занята поиском истины. В этом процессе необходима свобода творчества. А это значит, что в современных условиях в университетах должна быть автономия и свобода науки. Но свободы и автономии университетов в России нет. Ректоры, деканы, директоры институтов, заведующие кафедрами назначаются по рекомендации, а ректоры федеральных вузов вообще назначаются правительством. Поэтому самые несвободные ученые в России те, которые подчиняются таким назначенцам. Актуально звучат слова историка науки М. К. Петрова о том, что «науке нужны свободные люди, люди хорошие и разные, причем разные – обязательно». Ученый по-своему может осмыслить вопрос, знает ли он современное российское общество, государственную власть и право. Это касается и автора данной книги, который в своих ранее изданных работах писал, что уроки прошлого учат не игнорировать предшествующий опыт государственного строительства в России (СССР). Наше политико-правовое наследие полезно знать каждому российскому государственному деятелю. Лучшие произведения отечественных ученых об идеальных формах государства позволяют увидеть успехи и ошибки государственного строительства XX – начала XXI в. При этом получить целостное представление о современном российском обществе не про/сто, так как оно находится в быстром перманентном развитии в условиях аккультурации и конвергенции

Наши рекомендации