Идейные истоки и проблематика юриспруденции в России в начале ХХ века (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, А.С. Ященко, И.А. Малиновский).
Новгородцев Павел Иванович специалист по философии права сторонник теории правового государства, критиковал славянофильские учения, выступал против самодержавия в России, за разрыв с прошлым и за политические перемены.
Он одинаково критиковал либеральное правовое государство, социалистическое государства и анархизм. П.И. Новгородцев при этом положительно оценивал роль православия в истории России. Без этико – религиозных ценностей не может быть истинной свободы, равенства и справедливости.
Идеалом имеет цель построения правового, демократического государства. Считал, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.
В соотношении «индивид — государство» он отдает приоритет индивиду, личности. Человек, по П.И. Новгородцеву, одновременно и духовно самостоятелен, и духовно един с другими людьми. Личность является абсолютной ценностью, свободной от вмешательства государства.
Призывал к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Естественное право противопоставляется праву положительному как идеал для последнего. В силу отставания положительных законов от движения истории и ее требований в жизни постоянно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. "Из этих конфликтов, — поясняет Новгородцев, — и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений в существующем строе». С его точки зрения, термин «естественное право» устарел, поскольку само естественное право меняется по мере развития человечества так же, как меняются и его составляющие — идеалы, планы грядущих событий и т.п. Поэтому точнее говорить не о естественном, а об идеальном праве.
Богдан Александрович Кистяковский – был одним из немногих мыслителей России, который рассматривал право в связи с моралью, как этическое явление.
Категория справедливости – это категория оценки. Она ничего не может нам объяснить. Мы ничего не поймем и не откроем, если будем применять ее. На основании ее мы можем только определить, что хорошо и что дурно. Каждый человек стремиться к наиболее справедливому социальному строю. В силу этого, по Б.А. Кистяковскому, конечной стадией всякого социального процесса, выраженном в нравственном постулате, правовой норме или юридическом учреждении должно быть стремление «к осуществлению социальной справедливости».
Государство является правовой организацией, наделенной всей полнотой собственной, самостоятельной власти. Все цивилизованное человечество живет в государственных сообществах, где человек и государство дополняют друг друга, в результате чего цивилизованный человек не мыслит себя вне государства. Высшей формой государственного быта есть правовое государство, основные принципы которой - ограничение власти и неприкосновенность личности.
Ященко Александр Семѐнович.Ященко выдвинул идею синтетической теории права, которая могла бы объединить сложившиеся ранее представления о праве, абсолютизировавшие отдельные моменты органической взаимосвязи личности и общества. Согласно Ященко, право, нравственность и религия неотделимы друг от друга. Их взаимосвязь определяется объективной природой абсолютного добра, или блага, которое вместе с тем предполагает и наличие субъективного начала. Нравственная деятельность, ориентированная на абсолютное добро, устанавливает равновесие в отношениях общества и личности, отвечающее нравственному сознанию.
Считал, что федерация предполагает наличие высокой правовой культуры населения, но в этом случае эволюционирует «к образованию унитарного государства». По его мнению «в России же федерализм мыслим, лишь как раздробление единой суверенной власти, и поэтому он должен быть, безусловно, осужден». Был сторонником теории естественного права.
Лев Иосифович Петражицкий. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Эмоции служат главным побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот.
Петражицкий выделял также интуитивное и позитивное право. Позитивные правовые эмоции осознаются обязательными в силу чужих авторитетных велений (Бога, монарха и т.д.), чего нет в области интуитивных (автономных) нравственных и правовых убеждений.
Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний. По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими