Основные инстинкты поведения человека
Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.
Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названиемЭрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).
Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.
Теория этногенеза Гумилева
Теория этногенеза Л. Гумилёва. Её культурологическое значение
Этногенез – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
В качестве основы исторического процесса Л. Гумилёв рассматривал этнос. Он определял этнос как общность людей, населяющих определённую территорию и объединённых действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью учёный понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. Пассионарный дух придаёт этносу историческую динамику, активность. Результатом её являются успешные завоевательные войны, создание государства, расцвет культуры. Постепенно пассионарная энергия растрачивается в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, поглощается другими, поднимающимися цивилизациями и часто бесследно исчезает, входя в состав другого этноса.
Теория этногенеза (процесс от возникновения до распада этноса).Работы: «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России». У каждого этноса есть свое начало и конец. Продолжительность этногенеза составляет 1,5 тыс. лет. Фазы развития этноса: подъем пассионарности, пассионарный перегрев, медленный спад, надлом, инерция или цивилизованный период. После этого этнос либо распадается, либо существует как реликт. Развитие этносов определяется наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукротимым стремлением к намеченной цели. Активностью, деятельностью пассионариев объясняется главные исторические события в жизни народов, а само их появление зависит от космических факторов. Начало своего исторического пути этнос получает из космоса. Гумилев применяет теорию этногенеза к анализу мировой и русской истории. В истории России имели место 2 пассионарных взрыва: 1-2вв.н.э. – формирование славянского этноса; 13-14вв.н.э. – появление нового поколения пассионариев, готовых на жертвы. Сформировался новый этнос – великороссы или россияне, которые образовались из трёх компонентов: славянский, угрофинский, татарский. Гумилёв полагает, что смешение разных народов – непременное условие формирования этноса. 16-17вв. – Пассионарный перегрев, 18-19вв. – наиболее оптимальное в смысле пассионарности время, сер.19в. – фаза надлома(снижение уровня пассионарности, конфликты и войны). Сейчас мы находимся в конце фазы надлома. Цивилизация благоприятна для накопления материальной культуры, упорядочения быта, развития техносферы.
Гумилёв признаёт наличие колебаний этнического поля, которые «можно приравнять к ритму», а, рассматривая взаимодействие как столкновение носителей разных ритмов, указывает на проявление ритма этнического поля в неповторимом стереотипе поведения, который в свою очередь меняется в зависимости от конкретного региона. Что же касается культуры, то присущий ей ритм не ставится под сомнение. Более того, описание факта преемственности культуры заканчивается указанием на то, что «ритмы римской культуры продолжали ощущаться во всей Европе много веков после того, как исчез римский этнос».
События, происходящие на уровне подсистем (государства, империи, федерации, союза, этноса и т.д.) имеют подчинённый характер в отношении закономерностей функционирования планеты как макросистемы. Уникальные и в то же время повторяющиеся времена – времена тактов – как некие постоянные ингредиенты истории большой длительности, своеобразные пороги, возможно – каталитические компоненты в общем историческом потоке являются лишь определимой формой тех ритмических воздействий, которые если не определяют, то, по крайней мере каким-то образом ритмически «упорядочивают» его. Теория тактов истории применима ко всему процессу исторического развития в пределах достоверно обозримой протяжённости, а значит системно объемлет все виды исторического движения, в том числе, и культурный.