Философы: Сухомлинский, Фрейд, Каримский, Ламброзо.
Понимание смысла жизни в религии и в философии
Философское видение проблемы
Понятие смысла жизни присутствует в любой развитой человеческой формации и зависит от господствующей системы моральных принципов и ценностей. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Анализируя представления масс о смысле жизни многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», создавая на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.
Великие философы считали вопрос о смысле жизни одним из главных. Так главным лозунгом человека, согласно Сократу, должно быть изречение древнего мудреца Фалеса – «Познай самого себя». Познание себя ведет к этическому совершенствованию себя. Сократ призывает человека сделать целью и смыслом своей жизни заботу о нравственной чистоте души, а не стремление к славе и богатству. Платон говорил что смысл жизни в том чтобы получить "высшее знание", которое является "идеей добра". Декарт, Спиноза, Диоген видели смысл жизни также в самопознании, в самосовершенствовании.
Древняя Греция и Рим
Киники -представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье)
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия
Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам
Средневековая Европа и Индия
Для европейцев и индийцев, несмотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было очень похожим. Оно было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученного при рождении
Экзистенциализм
Датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире
Tрансгуманизм
Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого.
В РЕЛИГИИ:
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Ответ на вопрос о смысле жизни в конкретной религии в первую очередь определяется ее представлением о Боге.
Иудаизм
В рамках иудейской философии представлены различные варианты смысла жизни: 1) познание Бога; 2) любовь к Богу; 3) праведная жизнь, соблюдение заповедей
Православное христианство
Согласно учению православных святых (свв. Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Серафима Саровского и др.), смысл жизни православного христианина заключается приобщении человека к воплощенному Богу . к познанию Бога и возвращению людям надежды на вечную жизнь с Богом.
Гностические христианские секты
Гностики отрицали телесность Христа. Они пренебрегали всем телесным, считая его злом по определению. Смысл жизни в разных сектах гностиков мог формулироваться по-разному (или не формулироваться совсем), но в большинстве своём они видели смысл в том, чтобы осколок «высшей реальности» — душу — вызволить из «темницы» этого мира.
Ислам
Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись»
Индуизм
В индуизме существует понятие четырех целей в жизни (Пурушартхи):
Первый период жизни (Брахмачарья) - стадия обучения, которую ученик проводит как монах, практикуя половое воздержание духовное знание от гуру (учителя).
Второй период жизни (Грихастха)— семейная жизнь, работа. Долг семьянина-индуса заключается в поддержании своих родителей, детей, гостей и святых личностей.
Третий период жизни (Ванапрастха)— уход от дел и подготовка к полному отречению от материального мира. Все материальные обязанности передаются взрослым детям и больше времени посвящается духовным практикам и паломничеству в святые места.
Последний этап жизни(Санньяса)—стадия полного отречения от материального мира, которая характеризуется аскетизмом и полным посвящением самосознанию и духовным практикам. Подготовка к смерти.
Буддизм
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.
Конфуцианство
По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.
Даосизм
Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.
Язычество
В язычестве под смыслом жизни подразумевается следование установленным укладам традиционного общества, выполнение возложенных на человека обязанностей в соответствии с той или иной традицией