Результаты исследования первичных черт личности.
Факторы (первичные черты личности) | Тип семьи | |
Деформированная | Полная недеформированная | |
A (сизотимия - аффектотимия) | ||
E (конформность - доминантность) | ||
F (сдержанность - экспрессивность) | ||
L (алаксия – протенсия) | ||
N (прямолинейность – дипломатичность) | ||
O (гипертимия –гипотимия) | ||
Q2 (зависимость от группы – самодостаточность) | ||
Q3 (низкое самосознание – высокое самосознание) | ||
Q4 (низкая «эго»-напряженность – высокая «эго»-напряженность |
Исследование первичных черт личности дали следующие результаты: в деформированных семьях подростки сизотимны. Это свидетельствует об отсутствии живых, трепещущих эмоций. Они холодны, жестки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело с предметами, вещами, а не с людьми; в полных недеформированных подростки аффектотимны. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.
Обе подгруппы исследования по следующему параметру « конформность и доминантность» набрали средние показатели, и можно сделать вывод, что преобладание той или иной черты будет носить ситуативный характер. Проявление конформности нормально и характерно для подростков, т.к. у них существует потребность быть в группе и с группой. Поэтому их взгляды и позиции часто конформны.
В исследовании следующей группы черт, в деформированных семьях, у подростков выражена такая черта как сдержанность. Она свидетельствуют об осторожности и сдержанности подростка. Возникает склонность все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Эти подростки живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают каких-то несчастий. Тщательно планируют свои поступки, принимают меры от возможных неудач. Рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму. У подростков из полных недеформированных семей, эта черта, выражена в средней степени.
По фактору алаксия – протенсия, обе подгруппы испытуемых набрали высокие баллы. Эти результаты говорят о том, что подростки настороженно относятся ко всем людям. В отношениях с людьми настойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. По параметру прямолинейность – дипломатичность, получились средние результаты у подростков из деформированных и недеформированных семей. Это можно объяснить возрастными особенностями подростка, который стремиться утвердиться и утвердить свою позицию в социуме.
По фактору гипотимия, у подростков из деформированных семей высокий показатель. Это говорит о том, что у испытуемых наблюдается постоянная подавленность, тревожность (это находит свое подтверждение результат в методике Спилбергера), тягость к предрассудкам. Они склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. У подростков из полных семей, проявляется гипертимия - характерна для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и своих возможностях. Они не чувствительны к неодобрению группы и тем самым могут вызвать к себе антипатию. Подростки из полных семей более зависимы от группы, чем подростки из деформированной. Они сами принимают решения и несут за это ответственность. У подростков из двух подгрупп выражено низкое самосознание. Это указывает на слабую волю и низкий самоконтроль. У подростков из полных семей низкая выраженность такого фактора как, эго-напряженность, который говорит о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. Подростки из деформированных семей имеют средний показатель этого фактора.
Анализ данных по методики « Рисунок семьи». Проведенный рисуночный тест, дал следующие результаты, в полных деформированных семьях из 21 испытуемого три подростка не нарисовали себя, это может говорить о чувстве отчуждения и изолированности. Остальные 19 человек, не имеют явных проявлений отчуждения и одиночества. Так же на их рисунках видно, что рядом с подростком находятся родители, что говорит об отсутствии психологической дистанции, о близости между родителями и ребенком. Все члены семьи изображены средних размеров, это может говорить о равнозначности между всеми членами семьи. Дополнительные персонажи на рисунках подростков из недеформированных семей отсутствуют. Если говорить о деформированных семьях, то можно сделать вывод о следующем: семь подростков из 21 оставили лист бумаги белым, объясняя это тем, что они не знают, что для них является семьей. Пять испытуемых нарисовали свою будущею, а не настоящую семью. Шесть испытуемых не нарисовали себя в своей семье. Трое подростков изобразили себя в семье, но отдаленно. Все эти факторы могут свидетельствовать о внутрисемейных проблемах, о выраженности чувства одиночества в связи с полученными данными.
Обсуждение результатов.
Говоря о структуре и компонентах чувства одиночества, мы можем выделить следующие: ситуативная и личностная тревожность, агрессия, характерологические и личностные особенности, а так же механизмы защиты.
Рис. 2. структура и компоненты одиночества у подростков
Полученные результаты позволили нам рассмотреть чувство одиночества, его структуру и компоненты, у подростков из деформированных и недеформированных семей, они позволили нам увидеть существенные различия, которые связаны с возрастными и личностными изменениями. Нами было выявлено, что чувство одиночества, зависит не от одного фактора, а от целого комплекса. Свой анализ мы провели со следующих позиций:
1. Мы посмотрели, существуют ли какие либо общие особенности проявления чувства одиночества у всех наших испытуемых. Мы заметили, что как у подростков из деформированных и недеформированных семей можно выявить общие компоненты, такие как: конформность, скачкообразность, желание в уединении, ассинхрония, проекция, агрессия, что совпадает с теоретическими исследованиями. [4, 8, 18]
2. У подростков из недеформированных семей мы обнаружили потребность в эмоциональной сопричастности ко взрослым и сверстникам, а так же в принадлежности к группе, им более свойственны такие механизмы психологической защиты как рационализации, компенсации, отрицание; в качестве личностных черт им более свойственны аффектомия, протенсия и сдержанность, что говорит об их стремлении к осторожности в общественных связях. Так же они имеют более низкий уровень тревожности, чем у подростков из деформированных семей.
3. Для подростков из деформированных семей характерно, чувство вины и обиды, за счет этого подросток чувствует себя уязвимыми, испытывает эмоциональное напряжение, трудности в адаптации, агрессия (косвенная и вербальная), отчуждение, нежелание общаться, высокая тревожность; среди механизмов защиты именно им свойственны, компенсация, вытеснение и регрессия; среди личностных черт - гипертимия, прямолинейность, алаксия. Так как исследования в этой области практически отсутствуют, то нам не с чем сравнивать полученный результат.
Нами было выявлено, что чувство одиночества не зависит на прямую от типа характера, и лишь является следствием, а не причиной возникновения одиночества. Непосредственное влияние на чувство одиночества оказывает семья и семейные трудности.
Для сравнения компонентов и структуры чувства одиночества у подростков из деформированных и недеформированных семей, мы дополнили рисунок 2, особенностями которые выявили в ходе исследования.
Рис. 3. сравнительная характеристика структуры и компонентов чувства одиночества у подростков из разных типов семей.
ВЫВОДЫ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. в психологической науке достаточно много исследований проведено по проблеме одиночества.
2. нет единого мнения о роли одиночества в жизни человека.
3. одиночество и его преодоление, очень важно для подростка, т.к. этот период является первой ступеней во взрослую жизнь.
4. семья оказывает непосредственное влияние на формирование личности подростка.
5. чувство одиночества у подростков из деформированных семей ярче выражено, чем у подростков из полных семей.
6. склонность к одиночеству у подростков из деформированных семей выражена в большей степени, чем у подростков из семей недеформированных.
7. одиночество не зависит от типа характера.
8. ситуативная и личностная тревожность, чувство вины и обиды, физическая агрессия – являются компонентами одиночества. Высокие уровни этих показателей говорят о прямой взаимосвязи между ними и о яркой выраженности данного феномена.
9. Одиночество подростков так же зависит от первичных личностных черт, таких как, гипертимия, прямолинейность, алаксия - у подростков из деформированных семей, и аффектомия, протенсия сдержанность, у недеформированных.
10. Механизмы психологической защиты, позволяют увидеть, каким образом справляются со своими проблемами и переживаниями подростки.
11. структура деформированных семей, более сложнее и включает больше компонентов, чем у недеформированных.
12. подросток из деформированной семьи более подвержен, уязвим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В практической психологии, очень мало исследований, которые связывают одиночество с таким фактором как семья. И поэтому в психологии назрела необходимость проведения такого исследования. Для решения этой проблемы нами был выбран ряд адекватных методик: методика «Склонность к одиночеству», методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика определения типа характера по К. Юнгу, методика измерение ситуативной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина, опросник уровня агрессивности Басса - Дарки, опросник Плутчика - Келлермана - Конте, тест Кеттела (форма «с») PF 16 (105 вопросов), проективная методика « Рисунок семьи ». Эти методики позволили получить результаты, которые показывают многогранность, сложную структуру и множество компонентов такого психологического феномена как одиночество. И показать связь его возникновения с семьей. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достижении цели и подтверждают выдвинутую гипотезу.
Дальнейшее развитие данный темы мы видим в том, что есть возможность поиска и выявления новых компонентов чувства одиночества, изучение этого феномена в связи с гендерными особенностями, а так же связь одиночества с темпераментом. И проведение более тщательного анализа связи характера и одиночества.
Список используемой литературы:
1. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс,1989.-624с.
2. Гримак Л. П. Грядущий век – век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии, 2000. - №2, с. 84 –90.
3. Джонг-Гирвельд Дж., Раадшелдерс Дж. Типы одиночества //Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989.-624с.
4. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2002. - № 8.
5. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей // Вопросы психологии, №2, 1998
6. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. - М., 1972.
7. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.
8. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2001. - № 3. - С.63-68.
9. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989.-624с.
10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: "Владос", 1999.
11. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.
12. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. – 624 с.
13. Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского. - М.: Издательство политической литературы, 1990.
14. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.
15. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Одиночество в двух городах Северо-Востока // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.
16. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс,1989.-624с.
17. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества. - М.:Прогресс, 1989. - 624с.
18. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М.,2000
19. Хараш А. У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.
20. Швалб Ю. М., Данчева О.В. Одиночество. - Киев: Издательство «Украина», 1991. - 279 с.
21. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - 433 с.
22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000
23. URL: http://www.narcom.ru/parents/parents/42.html (дата обращения 15.05.2011)
24. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Slobodchikov_full.shtml
(дата обращения 12.06.2011)
25. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F (дата обращения 12.05.2011)
Приложение.
Приложение №1